• Текст документа
  • Статус
  • Сканер копия
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


ГОСТ 1.4-2015

     
     
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Межгосударственная система стандартизации

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ КОМИТЕТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

Правила создания и деятельности

Interstate system for standardization. Interstate technical committees for standardization. Rules of organization and function



МКС 01.120

Дата введения 2016-07-01*
________________
* Данная дата является общей для всех государств, указанных в предисловии.

     
     
Предисловие


Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ)

2 ВНЕСЕН МТК 536 "Методология межгосударственной стандартизации"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 10 декабря 2015 г. N 48)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по MК (ИСО 3166) 004-97

Код страны
по MК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Молдова

MD

Молдова-Стандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

Украина

UA

Минэкономразвития Украины

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 декабря 2015 г. N 2158-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 1.4-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2016 г.

5 ВЗАМЕН ПМГ 02-2008


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает правила создания и деятельности межгосударственных технических комитетов по стандартизации (далее - МТК), а также включает рекомендуемое типовое положение о МТК.

1.2 Установленные в разделе 5 правила создания МТК распространяются только на вновь создаваемые и реформируемые МТК.

1.3 МТК, которые были созданы до введения в действие настоящего стандарта, применяют установленные в разделах 6 и 7 правила в части, не противоречащей положениям об этих МТК. Приведение данных положений в соответствие с установленным в настоящем стандарте типовым положением о МТК рекомендуется осуществлять на основании решения МТК, принятого согласно 7.5.

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 1.0-2015 Межгосударственная система стандартизации. Основные положения

ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения

ГОСТ 1.2-2015 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены

МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96 Межгосударственный классификатор стандартов

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 1.1.

3.2 В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:

МТК - межгосударственный технический комитет по стандартизации;

Соглашение - Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, заключенное правительствами государств - участников Содружества Независимых Государств 13 марта 1992 г. в г.Москве;

национальный орган - национальный орган по стандартизации государства - участника Соглашения;

национальный ТК - технический комитет по стандартизации государства - участника Соглашения;

МГС - Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации;

Бюро по стандартам МГС - Бюро по стандартам Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации;

МПК - подкомитет МТК;

НТКС - научно-техническая комиссия по стандартизации МГС;

АИС МГС - интегрированная автоматизированная информационная система МГС.

4 Общие положения

4.1 Задачи межгосударственного технического комитета по стандартизации

4.1.1 МТК создают для сотрудничества заинтересованных государств - участников Соглашения при проведении работ по межгосударственной стандартизации в определенной сфере деятельности для достижения целей, указанных в ГОСТ 1.0 (раздел 3).

4.1.2 Основными задачами МТК являются:

- подготовка предложений в программу работ по межгосударственной стандартизации в части закрепленной за МТК области деятельности и объектов стандартизации;

- рассмотрение предложений по применению международных, региональных и национальных стандартов на межгосударственном уровне в закрепленной за МТК области деятельности;

- организация разработки межгосударственных стандартов* и обновления действующих стандартов;
_______________
* Здесь и далее, где говорится о межгосударственных стандартах, подразумеваются также правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации, относящиеся к сфере деятельности МТК.


- рассмотрение проектов межгосударственных стандартов и проектов изменений к межгосударственным стандартам, а также представление их на принятие в порядке, установленным в ГОСТ 1.2;

- участие в работах, проводимых аналогичными техническими комитетами (подкомитетами) международных организаций по стандартизации;

- формирование и ведение фонда официальных изданий межгосударственных стандартов, закрепленных за МТК;

- периодическая проверка закрепленных за МТК межгосударственных стандартов с целью выявления необходимости их обновления или отмены;

- рассмотрение предложений об отмене межгосударственных стандартов, закрепленных за МТК, а также случаев одностороннего прекращения применения межгосударственных стандартов в государствах - участниках Соглашения;

- рассмотрение проектов международных стандартов в закрепленной за МТК области деятельности и подготовка единой позиции государств - членов МТК при голосовании по данным проектам;

- рассмотрение предложений по разработке международных стандартов, в том числе на основе межгосударственных стандартов, закрепленных за МТК;

- сотрудничество с МТК в смежных областях деятельности с целью проведения совместных работ по межгосударственной и международной стандартизации или координации этих работ.

4.2 Область деятельности межгосударственного технического комитета по стандартизации

4.2.1 МТК создают по видам продукции, услуг, технологий или иным объектам и (или) аспектам стандартизации, которые относятся к числу указанных в ГОСТ 1.0 (раздел 7) объектов межгосударственной стандартизации, но не относятся к областям деятельности существующих МТК.

4.2.2 Обоснованием целесообразности создания МТК может служить существование аналогичного по тематике технического комитета или подкомитета международной организации по стандартизации.

4.2.3 В обоснованном случае может быть создан МТК, область деятельности которого не имеет аналога на международном уровне. В таком случае область деятельности МТК рекомендуется формировать на основе наименования одной или нескольких взаимосвязанных групп стандартов по МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001, а в исключительных случаях - на основе наименования подгруппы этого классификатора.

4.3 Принципы участия в межгосударственном техническом комитете по стандартизации

4.3.1 МТК формируют на основе принципа добровольного участия заинтересованных государств - участников Соглашения. Эти государства могут участвовать в МТК в статусе полноправных членов или в статусе наблюдателей.

4.3.2 В состав МТК включают по одному полномочному представителю от государств - участников Соглашения, участвующих в этом МТК, вне зависимости от статуса этих государств в данном МТК.

Полномочного представителя в состав МТК делегирует соответствующий национальный орган. Как правило, в этом качестве определяют председателя аналогичного национального ТК или его ответственного секретаря.

4.3.3 В состав МТК могут быть включены в статусе наблюдателей представители международных организаций, занимающихся стандартизацией, а также региональных или национальных организаций, занимающихся стандартизацией, если эти организации не входят в МГС.

4.4 Требования к структуре и составу межгосударственного технического комитета по стандартизации

4.4.1 В структуру МТК должны входить:

- председатель МТК;

- ответственный секретарь МТК;

- секретариат МТК;

- полномочные представители полноправных членов МТК.

4.4.2 В состав МТК могут входить:

- полномочные представители государств, участвующих в этом МТК в статусе наблюдателей;

- представители организаций, которые участвуют в МТК в соответствии с 4.3.3 в статусе наблюдателей.

4.4.3 В составе МТК должно быть, как правило, не менее пяти полноправных членов.

Решением МГС может быть создан МТК с меньшим числом членов, но не менее трех.

4.4.4 При необходимости по решению МГС или на заседании МТК в состав МТК может быть включен заместитель председателя МТК.

4.4.5 В структуре МТК могут быть выделены МПК с определенной областью деятельности, составом членов МПК, секретариатом МПК, председателем и ответственным секретарем МПК. При этом в составе каждого МПК должно быть не менее трех полноправных членов.

4.4.6 Для совместной разработки межгосударственных стандартов в структуре МТК могут быть образованы постоянные или временные рабочие группы.

5 Правила создания межгосударственного технического комитета по стандартизации

5.1 Формирование межгосударственного технического комитета по стандартизации

5.1.1 Инициативу по созданию нового МТК может проявить любой национальный орган. Для начала формирования МТК этот национальный орган готовит соответствующее предложение.

5.1.1.1 В предложении о создании МТК приводят:

- наименование данного МТК;

- область деятельности МТК с указанием кода соответствующей группы (подгруппы) МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001, структуру МТК (перечень МПК) или перечень объектов стандартизации;

- номер и наименование аналогичного технического комитета (его подкомитета) международной организации по стандартизации (при наличии);

- наименование организации, которой предлагается поручить ведение секретариата МТК, с характеристикой ее области деятельности и опыта работы в данной области и в области стандартизации;

- предложения по структуре и кандидатурам председателя МТК, его заместителя (при необходимости) и ответственного секретаря МТК и обоснование их компетентности;

- номер контактного телефона, адрес электронной почты и данные лица, ответственного за формирование МТК;

- перечень межгосударственных стандартов, которые предлагается закрепить за МТК;

- перечень межгосударственных стандартов, которые предполагается разработать в области деятельности МТК в ближайшие годы (от двух до пяти лет);

- дату завершения приема заявок на участие в МТК.

5.1.1.2 Ведение секретариата МТК рекомендуется поручать организации, которая ведет национальный ТК с идентичной или аналогичной областью деятельности.

5.1.1.3 Дату завершения приема заявок на участие в создаваемом МТК устанавливают с учетом того, что срок для приема заявок должен быть не менее двух месяцев.

5.1.1.4 Организация, претендующая на ведение секретариата МТК, направляет в национальный орган своего государства письмо с обязательством соблюдать требования настоящего стандарта и положение о данном комитете (после его утверждения), а также выполнять следующие обязательства:

- обеспечить работу секретариата МТК материальными и финансовыми средствами;

- содействовать выполнению указанных в приложении А функций ответственного секретаря и секретариата МТК;

- создать комфортные условия для проведения заседаний МТК.

5.1.1.5 Национальный орган, проявивший инициативу по созданию нового МТК, направляет предложение о его создании во все национальные органы и Бюро по стандартам МГС.

5.1.2 Национальные органы других государств рассматривают предложение по созданию МТК и в случае согласия с ним направляют заявки в национальный орган, проявивший инициативу по созданию данного МТК, на участие в этом комитете, указывая статус (полноправного члена комитета или наблюдателя).

В заявке на участие в МТК приводят сведения о полномочном представителе своего государства с указанием фамилии, имени и отчества, должности, ученого звания, квалификации в области деятельности МТК, номеров факса и (или) телефона и адреса электронной почты.

5.1.3 После завершения* приема заявок на участие в создаваемом МТК национальный орган, проявивший инициативу по созданию этого МТК, поручает организации, готовой взять на себя ведение секретариата МТК, подготовить документы, указанные в 5.1.4.
________________
* Прием заявок на участие в создаваемом МТК завершают после наступления соответствующей даты, указанной в предложении о создании этого комитета.

5.1.4 Организация, претендующая на ведение секретариата МТК, готовит следующие документы:

- проект положения о данном МТК на основе типового положения о МТК, которое приведено в приложении Б;

- проект перспективной программы работы МТК (на пять или более лет);

- перечень международных и региональных стандартов, относящихся к области деятельности МТК.

5.2 Учреждение межгосударственного технического комитета по стандартизации

5.2.1 Если количество поступивших заявок на участие в МТК более пяти*, достаточно для его формирования согласно установленному в 4.4.3 критерию, то национальный орган, проявивший инициативу по созданию этого комитета, направляет в Бюро по стандартам МГС эти заявки вместе с документами, подготовленными в соответствии с 5.1.4.
________________
* С учетом государства - инициатора создания МТК.


Если количество поступивших заявок на участие в МТК менее пяти, но более трех, то национальный орган, проявивший инициативу по созданию этого комитета, должен обосновать целесообразность создания МТК с таким числом членов.

5.2.2 Бюро по стандартам МГС рассматривает представленные материалы по созданию МТК и выносит данное предложение на заседание НТКС для рассмотрения.

5.2.3 НТКС рассматривает материалы по созданию МТК и рекомендует МГС (или не рекомендует) учредить данный комитет.

5.2.4 При положительной рекомендации, поступившей от НТКС, МГС на своем заседании принимает решение об учреждении МТК, в том числе:

- устанавливает официальное наименование МТК, его область деятельности, структуру и состав;

- утверждает положение о МТК;

- назначает председателя МТК, его заместителя, ответственного секретаря МТК;

- утверждает перечень межгосударственных стандартов, закрепленных за МТК;

- одобряет перспективную программу работы МТК;

- утверждает по предложению национального органа структуру МТК.

5.2.5 Решение о нецелесообразности создания МТК с предложенной областью деятельности, структурой или составом отражают в протоколе НТКС или МГС.

5.3 Регистрация межгосударственного технического комитета по стандартизации

5.3.1 Регистрацию нового МТК осуществляет Бюро по стандартам МГС. При этом МТК присваивают обозначение, которое включает индекс "МТК" и идентификационный номер, являющийся следующим в порядке возрастания после номера последнего ранее зарегистрированного МТК.

В случае расформирования МТК его идентификационный номер другому вновь создаваемому МТК не присваивают.

5.3.2 Сведения о созданном МТК Бюро по стандартам МГС размещает на портале МТК на сайте МГС и вносит в Указатель МТК.

5.3.3 Национальные органы государств, являющихся членами МТК с любым статусом, публикуют информацию о создании данного МТК в своих официальных печатных изданиях и размещают ее в Интернете на своих официальных сайтах.

5.3.4 Бюро по стандартам МГС осуществляет хранение следующих документов:

- оригинал положения о созданном МТК;

- перечень межгосударственных стандартов, закрепленных за данным МТК;

- перспективную программу работы МТК.

5.3.5 Бюро по стандартам МГС на основании решений МГС, принятых в соответствии с 7.6.2 или 7.6.9 актуализирует Указатель МТК.

6 Правила проведения работ межгосударственным техническим комитетом по стандартизации

6.1 Участие в формировании программы работ по межгосударственной стандартизации

6.1.1 МТК готовит предложения по включению в программу работ по межгосударственной стандартизации тем, которые относятся к закрепленной за данным комитетом области деятельности, в соответствии с правилами, принятыми МГС [1].

6.1.2 Секретариат МТК проверяет появление новых публикаций или изменений международных и европейских стандартов, на основе которых ранее были разработаны межгосударственные стандарты, закрепленные за данным МТК, и направляет полномочным представителям в МТК соответствующую информацию для формирования предложений в программу.

6.1.3 Финансирование работ, включенных в программу работ по межгосударственной стандартизации, осуществляют в соответствии с правилами, принятыми МГС [1].

Работы МТК могут быть профинансированы на договорной основе заинтересованными организациями.

6.2 Рассмотрение проектов межгосударственных стандартов и изменений к межгосударственным стандартам

6.2.1 МТК рассматривает проекты межгосударственных стандартов и проекты изменений к межгосударственным стандартам в соответствии с правилами, установленными в ГОСТ 1.2, и представляет эти проекты на принятие в МГС или предлагает отклонить их.

6.2.2 МТК не должен рекомендовать к принятию проекты межгосударственных стандартов или проекты изменений, содержащих значения показателей качества и норм безопасности, которые ниже установленных в существующих межгосударственных стандартах.

6.3 Проверка межгосударственных стандартов

6.3.1 МТК должен регулярно (не реже одного раза в пять лет) проводить проверку закрепленных за ним межгосударственных стандартов с целью обеспечения их соответствия современному научно-техническому уровню и своевременного обновления этих стандартов.

6.3.2 При проведении проверки межгосударственных стандартов секретариат МТК руководствуется правилами, установленными в ГОСТ 1.2 (подраздел 5.1).

6.3.3 Если в процессе проверки межгосударственных стандартов установлено, что стандарт целесообразно отменить, то секретариат МТК организует работы по отмене данного стандарта в соответствии с правилами, установленными в ГОСТ 1.2 (подраздел 6).

6.3.4 В случае одностороннего прекращения применения межгосударственного стандарта в государстве - участнике Соглашения секретариат МТК анализирует причину принятия такого решения и определяет пути предотвращения его повторения со стороны других государств, например, предлагает внести в стандарт изменение, осуществить его пересмотр или отмену без замены.

6.4 Участие в работах по международной стандартизации

6.4.1 МТК может принять участие в рассмотрении проекта международного стандарта и подготовке единой позиции государств - участников Соглашения при голосовании по данному проекту.

Примечание - Предложение о рассмотрении проекта международного стандарта может исходить от НТКС или МГС.

6.4.2 Полномочный представитель государства - полноправного члена МТК может предложить другим членам этого МТК рассмотреть вопрос о целесообразности совместной разработки международных стандартов, в том числе на основе межгосударственных стандартов, закрепленных за данным МТК.

6.4.3 МТК может участвовать в работе аналогичного технического комитета (подкомитета или рабочей группы) международной организации по стандартизации с соблюдением правил выполнения работ в этой международной организации.

7 Правила функционирования межгосударственного технического комитета по стандартизации

7.1 Работа членов межгосударственного технического комитета по стандартизации

7.1.1 Полномочные представители членов МТК выполняют указанные в разделе 6 работы, с учетом их статуса в МТК, на основе положения о данном МТК и по поручению соответствующих национальных органов. При этом полномочные представители полноправных членов МТК обязаны организовать в своих государствах рассмотрение проектов стандартов и изменений, предложений об отмене закрепленных за данным МТК стандартов, подготовить отзывы на эти проекты и предложения, принять участие в голосовании по данным проектам и предложениям.

7.1.2 Участвующие в МТК в статусе наблюдателей в соответствии с 4.3.3 представители международных, региональных или национальных организаций, занимающихся стандартизацией, могут принимать участие в заседании МТК без права голоса, получать документы МТК, давать замечания и предложения по всем рассматриваемым вопросам.

7.1.3 Полномочные представители членов МТК осуществляют связь с секретариатом МТК и между собой, используя портал МТК на сайте МГС в Интернете.

7.1.4 При выполнении указанных в 7.1.1 работ полномочные представители полноправных членов МТК взаимодействуют с членами национальных ТК и национальными органами своих государств и по согласованию с ними голосуют от имени полноправного члена МТК на очных и заочных заседаниях данного МТК.

7.1.5 При выполнении указанных в 7.1.1 работ полномочные представители членов МТК в статусе наблюдателей информируют национальные органы своих государств и членов национальных ТК о работах, проводимых в МТК.

7.2 Работа председателя и секретариата межгосударственного технического комитета по стандартизации

7.2.1 Председатель МТК вырабатывает стратегию деятельности МТК и представляет МТК в МГС, национальных органах, государственных органах власти, других МТК, общественных объединениях, международных и региональных организациях по стандартизации и их технических комитетах, а также проводит заседания МТК (если иное не установлено в положении о данном МТК).

7.2.2 Заместитель председателя МТК исполняет функции, делегированные ему председателем данного МТК, а в его отсутствие выполняет функции, указанные в 7.2.1.

7.2.3 Секретариат МТК и ответственный секретарь данного МТК выполняют установленные в приложении А функции, а также иные функции, указанные в положении об этом МТК.

7.2.4 В первом квартале каждого года секретариат МТК готовит годовой отчет о работе данного МТК до 1 апреля направляет его членам МТК и Бюро по стандартам МГС и размещает этот отчет на портале МТК на сайте МГС в Интернете.

7.2.5 В годовом отчете о работе МТК приводят следующую информацию:

- общие сведения о данном МТК (об организации, ведущей секретариат, председателе, его заместителе, ответственном секретаре, изменениях в составе МТК);

- сведения о структуре МТК (о подкомитетах, рабочих группах и т.п.);

- результаты выполнения программы работ по межгосударственной стандартизации за отчетный год по тематике данного МТК (с указанием тем и документов, разработанных и/или принятых в отчетном году, состояния работ на конец отчетного года, а также перечня отмененных стандартов);

- результаты работ по международной стандартизации в отчетном году;

- сведения о заседаниях МТК (в том числе заочных), состоявшихся в отчетном году (о месте и датах проведения, составе участников и принятых решениях);

- выписка из программы работ по межгосударственной стандартизации на текущий год по тематике данного МТК (приложение к отчету);

- перечень межгосударственных стандартов, подлежащих проверке в текущем году в области деятельности МТК (приложение к отчету);

- предложения к плану работ международной организации по стандартизации в области деятельности данного МТК с указанием обозначений и наименований тем и текущих этапов их разработки (приложение к отчету в случае наличия таких предложений).

В годовом отчете о работе МТК по усмотрению секретариата этого МТК также может быть приведена иная информация о деятельности данного МТК в отчетном году (например, о взаимодействии с другими МТК).

7.2.6 Годовой отчет о работе МТК подписывают председатель и ответственный секретарь данного МТК.

7.3 Работа подкомитетов и рабочих групп

7.3.1 Работы, осуществляемые МТК в соответствии с разделом 6, может выполнять МПК с учетом того, что право предоставлять предложения в программу работ по межгосударственной стандартизации, представлять на принятие проекты межгосударственных стандартов и изменений к ним или предложения по их отклонению, а также иные предложения принадлежит МТК.

7.3.2 Полномочные представители членов МПК, председатель, секретариат и ответственный секретарь МПК выполняют функции в соответствии с 7.1 и 7.2. При этом до 1 марта каждого года секретариат МПК готовит и направляет членам данного МПК и в секретариат МТК годовой отчет о работе МПК в предыдущем году, в котором приводит информацию, предусмотренную в 7.2.5.

7.3.3 Для решения отдельных задач по совместной разработке межгосударственных стандартов и проектов изменений к межгосударственным стандартам в составе МТК могут быть образованы рабочие группы из представителей различных членов данного МТК. Соответствующее решение может быть принято на заседании МТК (см. 7.5.1) или председателем МТК.

Рабочая группа также может быть образована для решения задач по разработке и обновлению межгосударственных стандартов, объекты и (или) аспекты стандартизации которых относятся к области деятельности двух и более МТК.

7.4 Руководство деятельностью межгосударственного технического комитета по стандартизации

7.4.1 Методическое руководство работой МТК и контроль за его деятельностью осуществляет национальный орган государства, ведущего секретариат МТК, и Бюро по стандартам МГС. При этом Бюро по стандартам МГС обеспечивает координацию работ, проводимых различными МТК.

7.4.2 Информацию о работе МТК Бюро получает из годовых отчетов секретариатов комитетов (см. 7.2.4-7.2.6).

7.4.3 Если при рассмотрении результатов деятельности МТК установлено, что комитет регулярно не выполняет свои функции, то национальный орган государства, ведущего секретариат МТК, или Бюро по стандартам МГС предлагают МГС принять по отношению к этому МТК меры, предусмотренные в 7.6.

7.5 Принятие решений при работе межгосударственного технического комитета по стандартизации

7.5.1 В процессе функционирования МТК основные решения принимают полномочные представители полноправных членов данного МТК путем голосования на заседаниях этого МТК, в том числе проводимых заочно (по переписке в Интернете с использованием бюллетеней голосования).

При наличии технических возможностей решение МТК может быть принято с использованием АИС МГС или иных информационно-коммуникационных технологий.

7.5.2 При организации и проведении заседаний МТК учитывают рекомендации, приведенные в приложении В.

7.5.3 Решение МТК по проекту межгосударственного стандарта принимают по результатам голосования в случае, если за это решение проголосовало не менее трех четвертей от общего числа полномочных представителей полноправных членов данного МТК. По остальным вопросам деятельности МТК решение принимают простым большинством голосов полномочных представителей полноправных членов МТК.

Председатель или ответственный секретарь МТК может участвовать в голосовании только в случае, когда на него также возложены функции полномочного представителя полноправного члена данного МТК.

7.6 Решение организационных вопросов в процессе деятельности межгосударственного технического комитета по стандартизации

7.6.1 Если полномочный представитель полноправного члена МТК в течение одного года не выполняет свои обязательства, то председатель и/или секретариат данного МТК могут предложить МГС придать этому члену МТК статус наблюдателя или исключить его из состава членов комитета.

Основанием для придания полноправному члену МТК статуса наблюдателя может являться отсутствие отзывов по трем и более проектам межгосударственных стандартов (проектам изменений к межгосударственным стандартам) и (или) в случае уклонения от участия в голосовании по окончательным редакциям этих проектов.

7.6.2 Решения об изменении области деятельности МТК, о приеме новых членов МТК, об изменении статуса полноправного члена или наблюдателя, исключении члена МТК из состава МТК принимает МГС на своем заседании на основании заявлений национальных органов заинтересованных государств или предложений Бюро по стандартам МГС.

7.6.3 Если секретариат, председатель и (или) ответственный секретарь МТК не выполняют свои обязанности и (или) нарушают правила, установленные в настоящем стандарте и (или) в положении о данном МТК, то полномочный представитель полноправного члена МТК может обратиться в Бюро по стандартам МГС с заявлением о необходимости принятия мер по обеспечению надлежащей работы руководства этого МТК.

7.6.4 Если решение МТК по проекту межгосударственного стандарта (проекту изменения) было принято с нарушением установленных в ГОСТ 1.2 и (или) в настоящем стандарте правил и затрагивает интересы разработчика данного стандарта (изменения) или иного заинтересованного лица, то апелляция на это решение может быть подана в Бюро по стандартам МГС.

7.6.5 Бюро по стандартам МГС проверяет объективность информации, изложенной согласно 7.6.3 или 7.6.4 в заявлении или апелляции, и принимает одно из следующих решений:

- о создании комиссии по рассмотрению заявления (апелляции);

- о вынесении на заседание МГС вопроса о назначении нового руководства МТК.

7.6.6 Если МТК не выполняет свои функции, установленные в положении о данном МТК, или если выполнение функций МТК не представляется возможным, а также при отсутствии в течение трех лет предложений от МТК по разработке, пересмотру или изменению межгосударственных стандартов по закрепленной за ним области деятельности, Бюро по стандартам МГС по предложению любого национального органа может вынести на заседание МГС один из следующих вопросов:

- о целесообразности сохранения данного МТК;

- о реорганизации структуры и (или) состава МТК путем набора новых полноправных членов данного МТК или назначения новых полномочных представителей полноправных членов МТК;

- о расформировании МТК;

- о передаче ведения секретариата МТК другому государству;

- о перезакреплении межгосударственных стандартов за другим МТК;

- о передаче тематики комитета другому МТК.

7.6.7 В случае принятия решения о выходе из состава МТК или об изменении статуса национальный орган направляет в секретариат данного МТК соответствующее заявление.

Секретариат и председатель МТК рассматривают это заявление и направляют его в Бюро по стандартам МГС.

Бюро по стандартам МГС на основании заявления о выходе из состава МТК или об изменении статуса выносит соответствующий вопрос на ближайшее заседание МГС.

7.6.8 Если после выхода из состава МТК или изменения статуса его членов становится невозможно соблюдение установленного в 4.4.3 критерия, то Бюро по стандартам МГС выносит на заседание МГС вопрос о расформировании этого МТК и передаче его тематики другому МТК.

7.6.9 Решение о расформировании МТК принимают на заседании МГС.

Приложение А (обязательное). Функции ответственного секретаря и секретариата межгосударственного технического комитета по стандартизации

Приложение А
(обязательное)


Ответственный секретарь МТК совместно с секретариатом выполняют следующие функции:

- подготовка перспективной программы работы МТК и обеспечение ее реализации, а при необходимости - проведение обновления этой программы;

- формирование программы работ по межгосударственной стандартизации по тематике, закрепленной за МТК, на основе предложений членов данного МТК и национальных органов других государств;

- организация разработки межгосударственных стандартов и изменений к ним;

- формирование и ведение фонда закрепленных за МТК межгосударственных стандартов;

- организация и проведение заседаний МТК (очных или заочных), а также оформление протоколов этих заседаний;

- координация работы МПК и рабочих групп, созданных в МТК;

- подготовка годового отчета о работе МТК в соответствии с 7.2.4 и 7.2.5;

- размещение информации, касающейся деятельности этого МТК, в портале МТК на сайте МГС в Интернете;

- информационное и консультационное обеспечение полномочных представителей членов МТК по методологии стандартизации;

- надзор за выполнением полномочными представителями полноправных членов МТК своих обязанностей, установленных в положении о данном МТК, а в случае их невыполнения - принятие мер, предусмотренных в 7.6.1;

- ведение переписки от имени МТК;

- выполнение иных работ, которые в отношении секретариата МТК указаны в разделах 6 и 7, а также в положении о МТК.

Приложение Б (рекомендуемое). Типовое положение о межгосударственном техническом комитете по стандартизации


Приложение Б
(рекомендуемое)

1 Общие вопросы

1.1 Межгосударственный технический комитет по стандартизации

МТК

"

"

номер МТК

наименование межгосударственного технического комитета

является формой сотрудничества заинтересованных государств при проведении работ по

межгосударственной стандартизации в следующей сфере деятельности:

(коды и наименование

групп/подгрупп МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001).

1.2 Решение о создании МТК

принято Межгосударственным советом по стандартизации,

метрологии и сертификации (протокол N

от

). При этом утверждена структура и состав

МТК

, которые приведены в приложениях 1 и 2, и назначены:

- председатель МТК

-

;

- заместитель председателя МТК

-

;

- ответственный секретарь МТК

-

;

1.3 Методическое руководство работой МТК

и контроль за его деятельностью осуществляют

Бюро по стандартам МГС и национальный орган по стандартизации

наименование государства

1.4 Работой МТК

руководит председатель комитета, а организационно-технические функции

выполняют ответственный секретарь и секретариат МТК

.

1.5 Ведение секретариата МТК поручено

,

наименование организации

которая осуществляет материальное и организационное обеспечение его работы в соответствии со

своими обязательствами, взятыми при создании МТК

.

1.6 Для переписки МТК

имеет свой бланк с набором необходимых реквизитов. Право

подписи писем на бланке комитета имеют председатель МТК

, его заместитель и ответственный

секретарь МТК

.

1.7 В своей деятельности МТК

руководствуется ГОСТ 1.0, ГОСТ 1.2, ГОСТ 1.4, другими

основополагающими межгосударственными стандартами, правилами и рекомендациями по межгосударственной стандартизации, решениями Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации, которые распространяются на деятельность межгосударственных технических комитетов по стандартизации, а также настоящим положением.

1.8 МТК

принимает свои решения на заседании комитета в очном или заочном (путем

голосования в АИС МГС или по переписке в Интернете) режиме с соблюдением правил, установленных в ГОСТ 1.4-2015 (подраздел 7.5 и приложение В).

1.9 Решения об изменении области деятельности МТК

, об изменении структуры и состава

МТК

, в том числе об изменении статуса членов МТК

, приеме новых членов МТК

или

исключении членов МТК

из состава комитета принимает Межгосударственный совет по

стандартизации, метрологии и сертификации на основании заявлений национальных органов по

стандартизации заинтересованных государств или предложений председателя МТК

.

1.10 Решение о начале реорганизации или расформировании МТК

может быть принято на

заседании комитета, а окончательное решение о реорганизации или расформировании МТК

- Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации.

2 Задачи и функции

2.1 МТК

решает основные задачи, которые указаны в ГОСТ 1.4-2015 (пункт 4.1.2).

2.2 Кроме основных задач МТК

решает также следующие задачи:

2.3 В процессе своей деятельности МТК

выполняет работы, которые указаны в ГОСТ

1.4-2015 (раздел 6).

3 Обязанности

3.1 Председатель МТК

обязан выполнять функции, установленные в ГОСТ

1.4-2015 (пункт 7.2.1).

3.2 Заместитель председателя МТК

обязан выполнять функции, делегированные ему

председателем комитета, а в его отсутствие выполнять функции председателя МТК

.

3.3 Ответственный секретарь и секретариат МТК

обязаны выполнять функции,

установленные ГОСТ 1.4-2015 (приложение А).

При временном отсутствии ответственного секретаря исполнение его обязанностей по решению

руководства организации, ведущей секретариат МТК

, может быть возложено на иное

должностное лицо этой организации на срок до 6 месяцев.

3.4 Председатель МТК, заместитель председателя и ответственный секретарь МТК должны учитывать в своей работе интересы всех государств - членов МТК.

3.5 Полномочные представители полноправных членов МТК

обязаны:

- участвовать во всех заседаниях МТК

;

- участвовать в голосовании по проведению заседания МТК

;

- рассматривать проекты межгосударственных и международных стандартов и проекты изменений к ним и готовить отзывы на указанные проекты или сообщать о незаинтересованности в их применении;

- рассматривать предложения об отмене закрепленных за МТК

межгосударственных

стандартов;

- участвовать в голосовании по проектам межгосударственных стандартов и проектам изменений к

ним, а также по предложениям МТК

в программу работ по межгосударственной

стандартизации перед представлением их в Бюро по стандартам МГС;

- участвовать в голосовании по результатам рассмотрения проектов международных стандартов

для подготовки единой позиции государств - полноправных членов МТК

;

- оперативно сообщать в секретариат МТК

об изменении своих реквизитов или замене

полномочного представителя.

3.6 Для полномочных представителей членов МТК

в статусе наблюдателей

обязательства не устанавливаются, за исключением обязательства оперативно сообщать в

секретариат МТК

об изменении своих реквизитов.

4 Права

4.1 Полномочные представители полноправных членов МТК

имеют право:

а) участвовать во всех работах, проводимых МТК;

б) получать для рассмотрения проекты стандартов и изменений и давать на них отзывы;

в) участвовать в обсуждении проектов стандартов и изменений, предложений об отмене

закрепленных за МТК

стандартов и прочих предложений, которые рассматривает МТК

в соответствии с ГОСТ 1.4-2015, организационных и иных вопросов на заседании МТК (в очном или в

заочном режимах);

г) голосовать по проектам стандартов и изменений, рассматриваемым МТК

предложениям,

а также по организационным и иным вопросам работы МТК

;

д) воздерживаться при голосовании по указанным проектам в случае незаинтересованности в их

применении;

е) давать предложения по разработке и обновлению межгосударственных стандартов, а также

предложения по отмене закрепленных за МТК

межгосударственных стандартов;

ж) предложить секретариату МТК

провести голосование по созыву заседания МТК

для решения организационного вопроса, а в случае, предусмотренном в ГОСТ 1.4-2015 (пункт 7.6.3), обратиться в Бюро по стандартам МГС с заявлением о необходимости принятия мер по обеспечению

надлежащей работы комитета;

и) подать апелляцию на неправомочное решение МТК

в соответствии с ГОСТ 1.4-2015 (пункт

7.6.4);

к) на доступ к АИС МГС и порталу МТК на WEB-сайте МГС (http:www.easc.org.by);

л) получать от секретариата МТК

информационные материалы.

4.2 Полномочные представители членов МТК

в статусе наблюдателей имеют права,

указанные в 4.1, в перечислениях а)-в), е), л).

4.3 Национальные органы по стандартизации членов МТК

имеют право:

- изменить статус полноправного члена МТК

на наблюдателя;

- изменить статус наблюдателя на полноправного члена МТК

;

- выйти из состава МТК

.

4.4 Председатель МТК

и ответственный секретарь комитета имеют право:

- представлять МТК

в национальных органах по стандартизации, государственных

органах власти, других МТК, общественных объединениях, международных и региональных организациях

по стандартизации и их технических комитетах, иных занимающихся стандартизацией международных,

региональных и национальных организациях;

- организовать проведение очередного заседания МТК

;

- созвать для решения срочных вопросов внеочередное заседание МТК

или провести его

заочно;

- выдвигать предложения по созданию подкомитетов и рабочих групп, по принятию новых членов

МТК

, по исключению членов МТК

, не выполняющих свои обязанности;

- отказаться от исполнения обязанностей председателя МТК

или ответственного секретаря

комитета.

4.5 Председатель МТК

имеет право сформировать рабочую группу для совместной

разработки и (или) обновления межгосударственных стандартов в случае необходимости срочного

решения данной задачи.

4.6 Право голоса от имени организации, которая ведет секретариат МТК

, имеет

*.

________________

* Согласно 7.5.3 ответственный секретарь МТК не имеет права голосовать при принятии решений комитета, за исключением случаев, когда право своего голоса ему передает председатель данного комитета, или когда председатель представляет другого полноправного члена МТК.


Приложение В (рекомендуемое). Рекомендации по организации и проведению заседаний межгосударственного технического комитета по стандартизации

Приложение В
(рекомендуемое*)

________________
* Обязательное - в случае ссылки на настоящее приложение в положении о МТК.

В.1 Заседания МТК проводят в очном и (или) заочном режимах по мере возникновения необходимости, но не реже двух раз в год. Необходимость проведения заседания МТК (за исключением организационного) определяют полномочные члены данного комитета по предложению Бюро по стандартам МГС, председателя, ответственного секретаря или одного из полноправных членов МТК.

В.2 Для определения возможности проведения заседания МТК в очном режиме секретариат МТК организует голосование его членов в АИС МГС или по переписке в Интернете. Заседание МТК в очном режиме проводят, если за это проголосовало не менее половины списочного состава полномочных представителей полноправных членов данного МТК. При этом члены МТК, проголосовавшие за проведение заседания, должны принять участие в данном заседании. В остальных случаях заседание МТК проводят в заочном режиме.

В.3 Секретариат МТК извещает полномочных представителей всех членов данного МТК о дате и месте проведения заседания в очном режиме и рассылает повестку заседания (или размещает ее на своем сайте) не позднее чем за 20 дней до начала заседания.

В.4 В заседании МТК в очном режиме участвуют полномочные представители членов этого МТК или лица, их замещающие.

Для участия в заседании МТК в очном режиме национальный орган члена комитета может сформировать делегацию и назначить руководителя этой делегации. В этом случае руководителю делегации передают право голосовать от имени полноправного члена МТК.

Информацию об участниках заседания МТК направляют в секретариат данного комитета не менее чем за 10 дней до начала заседания.

Примечание - Участие в заседании МТК в очном режиме не требует каких-либо организационных взносов. Расходы по представлению помещения и созданию иных условий для проведения заседания несет организация, ведущая секретариат данного МТК.

В.5 Заседание МТК в очном режиме проводит председатель данного МТК, при его отсутствии - заместитель председателя МТК, а при необходимости, по поручению председателя МТК, - ответственный секретарь МТК. В случае, указанном в 7.6.5, когда председатель МТК, его заместитель и ответственный секретарь комитета не могут вести заседание, то их замещает лицо, назначаемое Бюро по стандартам МГС.

В.6 Кворум для проведения заседания МТК в очном режиме составляет 50% списочного состава полномочных представителей полноправных членов данного МТК. При отсутствии кворума решение МТК по любому вопросу может быть проведено в заочном режиме.

В.7 В обязанности лица, ведущего заседание МТК в очном режиме, входит обеспечение права каждого участника на изложение своей точки зрения.

В.8 Участникам заседания МТК в очном или заочном режиме рекомендуется прилагать все усилия, чтобы решения заседания - особенно по организационным вопросам - были приняты на основе консенсуса полномочных представителей полноправных членов данного комитета, принявших участие в заседании. Если его невозможно достигнуть, то соблюдают критерии голосования, установленные в 7.5.3.

В.9 При необходимости рассмотрения на заседании МТК в очном или заочном режиме проектов стандартов и изменений рекомендуется проводить перед началом заседания собрания рабочих групп из полномочных представителей членов данного МТК для обсуждения каждого проекта и выработки мнения по нему, чтобы непосредственно на заседании принять по ним окончательное решение.

В.10 Перед процедурой принятия решений секретариат МТК в очном или заочном режиме обеспечивает всех полномочных представителей (делегации) проектами решений. Если в ходе обсуждения в проект решения внесено изменение, то лицо, ведущее заседание, оглашает окончательный вариант, выносимый на голосование, и предоставляет возможность всем полномочным представителям (делегациям) внести в текст решения необходимые правки.

В.11 Все заседания МТК (очные и заочные) являются открытыми. На заседании МТК в очном режиме по обсуждению проектов стандартов, изменений к ним могут присутствовать и выступать представители заинтересованных организаций, которые не позднее, чем за 10 дней до проведения заседания подали заявку на участие в этом заседании. При этом правом голосования по принятию решений МТК обладают только полномочные представители полноправных членов данного МТК.

В.12 Во время голосования на заседании МТК в очном или заочном режиме каждому полномочному представителю полноправного члена данного МТК принадлежит один голос, вне зависимости от состава присутствующей на данном заседании делегации этого члена МТК. Порядок голосования от имени государства, ведущего секретариат МТК, устанавливают в положении о данном МТК.

В.13 На заседании МТК в очном режиме ведут протокол, в котором указывают:

- дату и место проведения данного заседания;

- список присутствующих лиц с информацией о членах МТК, которых эти лица представляют;

- повестку заседания;

- вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования по ним;

- принятые решения;

- особые мнения полноправных членов МТК.

Аналогичный протокол оформляют при проведении заседания МТК в заочном режиме. При этом в протоколе вместо места проведения заседания указывают форму его проведения.

Протокол заседания МТК подписывают лицо, ведущее это заседание, и лицо, выполнявшее функции секретаря заседания.

В случае разногласий полноправных членов МТК по какому-либо вопросу оформляют ведомость голосования, которую подписывают все полномочные представители (руководители делегаций) полноправных членов МТК, присутствующих на заседании.

В.14 Протокол заседания МТК в очном или заочном режиме в течение 10 дней со дня его проведения рассылают всем членам данного МТК, а также иным заинтересованным лицам, которые присутствовали на данном заседании.

Библиография

[1]

ПМГ 22-2004

Правила разработки программы работ по межгосударственной стандартизации

УДК 006.05:006.354

МКС 01.120

Ключевые слова: межгосударственный технический комитет по стандартизации, правила создания и деятельности, секретариат, ответственный секретарь, председатель, член межгосударственного технического комитета по стандартизации, полномочный представитель




Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2016

ГОСТ 1.4-2015 Межгосударственная система стандартизации (МГСС). Межгосударственные технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности

Название документа: ГОСТ 1.4-2015 Межгосударственная система стандартизации (МГСС). Межгосударственные технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности

Номер документа: 1.4-2015

Вид документа: ГОСТ

Принявший орган: Росстандарт

Статус: Действующий

Опубликован: Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2016 год
Дата принятия: 11 декабря 2015

Дата начала действия: 01 июля 2016
ГОСТ 1.4-2015 Межгосударственная система стандартизации (МГСС). Межгосударственные технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности
Данный документ представлен в виде сканер копии, которую вы можете скачать в формате или
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах