Статус документа
Статус документа

СП 243.1326000.2015 Проектирование и строительство автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения

     11 Охрана окружающей среды

11.1 При проектировании и строительстве автомобильных дорог необходимо учитывать выполнение специальных природоохранных мероприятий в соответствии с положениями Закона РФ от 10.01.02 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" [14].

11.2 При выборе вариантов трассы, конструкции, организации и технологии строительства автомобильной дороги следует учитывать экологические ущербы, наносимые окружающей природной среде, а также сочетание дороги с ландшафтом, отдавая предпочтение решениям, оказывающим минимальное воздействие на окружающую среду.

11.3 При проведении работ по проектированию автомобильных дорог и искусственных сооружений следует обеспечивать:

- риски для здоровья человека на приемлемом уровне;

- сохранение или улучшение существующего ландшафта, защиту почв, растительности и животного мира;

- рекультивацию земель, временно используемых для размещения применяемых при строительстве оборудования, материалов, подъездных путей, территории карьеров и других зон деятельности;

- создание благоприятных условий для дальнейшего использования земель, временно изымаемых под строительство;

- защиту поверхностных и грунтовых вод от загрязнения дорожной пылью, горюче-смазочными материалами, обеспыливающими, противогололедными и другими химическими веществами;

- разработку мероприятий по предупреждению и снижению загрязнения атмосферного воздуха выбросами пыли и отработавшими газами, а также защиту от шума и вибрации населения;

- во время строительства чистоту от бытового мусора и других загрязнений в придорожной полосе, включая отходы строительного производства.

11.4 При проектировании автомобильной дороги на землях сельскохозяйственного назначения, а также лесного и водного фондов, должно проводиться обоснование размещения автомобильной дороги и ее инфраструктуры, с учетом положений Земельного [15] и Лесного [16] кодексов.

11.5 При наличии в зоне строительства особо охраняемых природных территорий, памятников истории или культуры (старинные постройки, захоронения, объекты особого отношения местного населения и т.п.), а также уникальных природных феноменов (особые геологические формы, водные источники, ценные экземпляры деревьев и т.п.) следует принимать меры по сохранению, а по возможности и улучшению их состояния.

11.6 Все работы по проектированию и строительству на таких территориях следует проводить с учетом положений ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" [17], ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" [18].

11.7 В границах водоохранных зон морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ все работы следует проводить с учетом положений Водного кодекса РФ [19].

11.8 Проектируемые мосты не должны приводить к резкому изменению режимов рек и должны рассчитываться с учетом максимального сохранения водоохранных зон и лесных полос по берегам рек.

11.9 При проектировании мостовых переходов через водные объекты следует максимально исключить попадание загрязненного стока с полотна автодорог в пересекаемые водные объекты. В случае необходимости должны быть запроектированы очистные сооружения, как правило, простейшего типа: пруды-отстойники или каскадного типа с использованием габионов и биофильтров.

11.10 Трассирование автомобильных дорог следует выполнять с учетом требований, приведенных в п.5.4.1.

11.11 С земель, занимаемых под дорогу и ее сооружения, а также временно занимаемых на период строительства дороги, плодородный слой почвы снимают и используют для укрепительных работ при строительстве дороги, а также для повышения плодородия малопродуктивных сельскохозяйственных угодий.

11.12 На землях, занимаемых под временные сооружения или объездные участки дорог, после выполнения всех работ следует выполнять рекультивацию и полное восстановление.

11.13 При проектировании земляного полотна следует не допускать резкого изменения режимов грунтовых вод и стока поверхностных вод, ведущих к опасности подтопления и заболачивания примыкающих к дороге земель.

11.14 Если грунт не может быть использован для отсыпки насыпей, то его следует использовать для засыпки оврагов (с одновременным их закреплением), эрозионных промоин, карьеров и свалок с последующим уплотнением и планировкой поверхности.

11.15 При проложении дорог через населенные пункты следует предусматривать покрытия проезжей части и типы укрепления обочин, исключающие пылеобразование.

11.16 При применении отходов производства (гранулированные шлаки, золы и золошлаковые смеси ТЭС, отходы углеобогащения, фосфоритные "хвосты", белитовые шламы и др.) необходимо учитывать возможную их агрессивность и токсичность по отношению к окружающей природной среде.

При работе с отходами следует учитывать положения ФЗ "Об отходах производства и потребления" [20].

11.17 При проектировании автомобильных дорог и водопропускных сооружений на многолетнемерзлых грунтах следует предусматривать мероприятия по сохранению установившегося водно-теплового режима грунтов, торфо-мохового покрова и растительности.

11.18 При пересечении автомобильной дорогой путей миграции животных, следует предусмотреть ограничение скорости движения автомобилей или при соответствующем технико-экономическом обосновании разработку специальных мероприятий и сооружений (скотопрогоны, экопереходы, биопереходы и т.д.) по обеспечению их безопасного передвижения.