Статус документа
Статус документа

     
ГОСТ 33244-2015
(ISO/IEC TR 24763:2011)

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Информационные технологии

ОБУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЭТАЛОННАЯ МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИИ И СВЯЗАННЫХ ОБЪЕКТОВ

Information technologies. Learning, education and training. Conceptual reference model for competency and related objects



МКС 35.240.99

Дата введения 2016-11-01

     

Предисловие


Цели, принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Московский государственный технологический университет "СТАНКИН" на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии документа, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 18 июня 2015 г. N 47)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 ноября 2015 г. N 1833-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33244-2015 (ISO/IEC TR 24763:2011) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2016 г.

5 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному документу ISO/IEC TR 24763:2011* "Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Концептуальная эталонная модель компетенции и связанных объектов" ("Information technologies for learning, education and training - Conceptual reference model for competency and related objects", MOD) путем исключения справочных приложений А, В, С, D.

________________

     * Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой указанного международного документа приведено в дополнительном приложении ДА

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2018 г.


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Предисловие


ИСО (Международная организация по стандартизации) и МЭК (Международная электротехническая комиссия) образуют специализированную систему всемирной стандартизации. Национальные органы, являющиеся членами ИСО или МЭК, принимают участие в разработке международных стандартов через технические комитеты, признанные соответствующими организациями для рассмотрения технической деятельности в конкретных областях. Технические комитеты ИСО и МЭК сотрудничают в областях, представляющих взаимный интерес. Другие международные организации, государственные и негосударственные, взаимодействуют с ИСО и МЭК, а также принимают участие в их работе. В области информационных технологий ИСО и МЭК учредили совместный технический комитет ИСО/МЭК СТК1.

Международные стандарты разрабатываются в соответствии с правилами, приведенными в инструкциях ИСО/МЭК, часть 2.

Основной задачей совместного технического комитета является подготовка международных стандартов. Проекты международных стандартов, принятые совместным техническим комитетом, рассылаются национальным органам на голосование. Публикация в качестве международного стандарта требует одобрения по меньшей мере 75% национальных органов, участвующих в голосовании.

В исключительных случаях, совместный технический комитет может предложить публикацию стандарта одного из следующих типов:

- тип 1, когда необходимая поддержка не может быть получена на издание международного стандарта, несмотря на многократные попытки;

- тип 2, когда объект находится в стадии технического развития или по каким-либо другим причинам, но нет возможности прийти к соглашению о международном стандарте в данный момент;

- тип 3, когда совместный технический комитет собрал данные другого рода, отличные от того, что обычно публикуются в качестве международного стандарта.

Технические документы типов 1 и 2 рассматриваются в течение трех лет после публикации, чтобы принять решение, могут ли они быть преобразованы в международные стандарты.

Технические документы типа 3 могут не пересматриваться, до тех пор, пока предоставляемые данные считаются действительными или полезными.

Следует обратить внимание на то, что некоторые элементы этого стандарта могут быть объектом патентных прав. ИСО и МЭК не несет ответственность за выявление патентных прав.

Введение


Есть несколько существующих и реализованных моделей, обеспечивающих информацию о компетенциях, связанных с получением знаний, навыков, способностей, квалификаций, производительностей, целей обучения и других связанных объектов. Некоторые из этих моделей несовместимы, из-за отсутствия ясности и последовательности семантики. Основной целью стандарта является предоставление информационных технологий в обучении, образовании и подготовке кадров (ITLET) в виде концептуальной эталонной модели (CRM), которая будет поддерживать согласованность и повышение взаимопонимания и взаимодействия различных существующих информационных моделей компетенций по обучению, образованию и подготовки кадров (LET).

Настоящий стандарт поддерживает эталонную концептуальную модель ITLET и процессы, которые могут быть использованы для сравнения и разрешения обмена информацией между различными информационными моделями через сообщества LET. Концептуальная эталонная модель ITLET общая точка отсчета, с помощью которой различные и несовместимые источники информации могут, в конечном счете, быть согласованы. Это также может быть использовано в качестве основы для сборки новых моделей и связанных с ними работ по стандартизации.

Понятие стандартизации это то, для чего концептуальная эталонная модель ITLET может быть использована, как "фундамент" моделирования для дополнения принятых уже уровней 1) семантической модели и мета-моделей, 2) информационной модели, 3) модели данных. Это определяет фреймворк для построения потенциальных информационных моделей отношения для компетенций как представлено в информационных технологических системах LET для поддержки классов и свойств, которые объединяются (обобщаются) для нескольких (многих) случаев использования и отображения существующих метаданных на эти классы. Эти классы и свойства поддерживают реперные точки для атрибутов и информационных структур входящих в информационную модель. Информационные модели, в свою очередь, могут быть использованы для разработки фреймворка и для разработки связи различных по структуре данных и форматов.

Стандарт поддерживает общую модель и формат для пояснения типов логической информации и отношений, что используются в информационных технологических системах LET, лежащих в основе информационных систем связанных с компетенциями, использующихся организациями LET и их доверенными сообществами. Важно отметить, что стандарт имеет цель пояснить логику типов информации и взаимоотношений, используемых в информационных технологических системах организаций LET, и их объединение в правила управления, разработки, описания, переноса или оценки информации о компетенции или других связанных объектов.

Проблемы, которые были определены, включают (но не ограничивают) потребность в стандартах для размещения сложных информационных структур компетенций, поддержки адекватной связи для информации о компетенции, которая находится в различных IT-cистемах, обеспечивающих поддержку для сравнения информации о компетенции, через различные сообщества и контексты, разрешения для мониторинга и обновления информации о компетенции связанной с индивидуальными (конкретными) учащимися.

IT-системы управления информацией о компетенциях сталкиваются со множеством проблем представленных ниже:

- Не существует единого определения компетенции принятого всеми. Вместо этого многие определения используют различные структуры и словари, описывающие различные уровни компетенции.

- Было высказано предположение, что компетенция является не наблюдаемой сущностью, и, следовательно, не может быть прослежена, измерена или записана.

- IT-системы могут быть спроектированы, разработаны и реализованы с определенным обозначением для понимания информации о компетенции: в зависимости от контекста, в котором она используется (см. раздел 8).

- IT-системы необходимы для обеспечения эффективной и экономной поддержки для описания компетенции нескольких уровней абстракции в различных форматах.

- IT-системы могут потребоваться в соответствии с международными, национальными и региональными законодательными требованиями.

- Информация о компетенции может быть связана с конкретными лицами и может быть использована для создания решений связанных с занятостью, продвижению по службе, признания, аккредитации и т.д. В случае, когда компетенция информации связана с идентифицируемой личностью, то защита личной информации этого человека имеет большое значение.

Область применения

Область применения ISO/IEC TR 24763 включает:

a) Помощь в понимании компетенции, как это определяется и соблюдается в IT-системе, описание и процесс, в котором концептуальная эталонная модель ITLET может быть использована, как общая точка привязки, для облегчения обмена и управления информацией в IT-системах, которые поддерживают управление, разработку, описание, передачи или оценки информации о компетенции или других соответствующих объектов.

b) Использование инструментария концептуальной эталонной модели ITLET, которая включает в себя следующие пункты:

- Концептуальная эталонная модель ITLET, которая включает в себя классы сущностей и связей, содержащая такие понятия как компетенция, актер, действие, результат, оценка, процесс оценки, и другие связанные с ним понятия или объекты.

- Процедура сбора информации в отношении отдельных случаев использования.

- Процесс описания информации о компетенции с различными системами и получение модели информационной системы.

- Общая информация и подробные примеры применения инструментария концептуальной эталонной модели ITLET, которая позволяет разработать информационные модели, определения объектов информации о компетенции и записей информации о компетенциях.

c) Руководство по вопросам процессов оказания помощи в обмене информацией о компетенциях между и среди информационных технологических систем используемых и разработанных для обучения, образования и подготовки LET сообществ.

d) Общая модель и формат для определения общего контента информации, которая находится в разных форматах. В частности, для поддержки и реализации алгоритмов автоматического преобразования данных из локальной структуры данных в глобальную без потери смысла. Эти алгоритмы трансформации полезны для обмена данными, перемещения данных из устаревших систем, интеграции информации, посредничество разнородных источников.

e) Поддержка для ассоциативных запросов против интегрированных ресурсов на поддержку центральной модели простых классов и их ассоциаций для формулирования таких же запросов.

Общее представление структуры стандарта

Структура данного стандарта состоит из 9 разделов.

Разделы структурированы следующим образом:

- раздел 1 - область применения;

- раздел 2 - термины и определения;

- раздел 3 - обозначения и сокращения;

- раздел 4 - дает графическое изображение концептуальной эталонной модели ITLET, которая представляет собой введение в связи между классами и свойствами;

- разделы 5 и 6 - обеспечивает подробное описание информации по вопросам концептуальной эталонной модели, ее классов и свойств;

- раздел 7 - предоставляется обзор использования концептуальной эталонной модели ITLET, и вводит в курс совместного использования и объединения информации о компетенции (см. 7.2, 7.3), получение запроса требований и структуры информационной модели (см. 7.4), поддержка совместимости запросов (см. 7.5), и использование метаданных для построения объектов информации о компетенции (см. 7.6);

- раздел 8 - обсуждение представления компетенций в информационных технологиях для обучения, образования и подготовки (ITLET), характер компетенций, как это рассматривается в контексте ITLET, и вопросам свойственным для стандартов информации о компетенции в контексте ITLET;

- раздел 9 кратко описывает потенциальные области, которые так же могут быть рассмотрены международной стандартизацией.

Подтверждение

Следует отметить, что основой для создания настоящего стандарта является концептуальная эталонная модель CIDOC, представленная группой документации стандартов ICOM/CIDOC и продолжена специальной группой CIDOC CRM (http://cidoc.ics.forth.gr/), известный, как ISO 21127:2006 (E). Несмотря на то, что CIDOC является основой для данного документа, он не считается нормативной ссылкой на этот стандарт.

     1 Область применения

     1.1 Цель стандарта


Настоящий стандарт поддерживает концептуальную эталонную модель, которая включает в себя набор пунктов, атрибутов и отношений. Стандарт может быть использован для распознания связи между понятиями, представленными в ITLET системах, таких как компетенции, знания, навыки, возможности, квалификация, успеваемость, и цели обучения.

Стандарт может быть использован для выявления связанных объектов, которые используются в передаче информации о компетенциях. Данный стандарт относится к обмену и объединению неоднородной информации относящейся к области информационных технологических систем, использующихся в обучении, образовании, и организации обучения и их сообществ в целях управления, разработки, описания, передачи или оценки компетенций информации или других связанных объектах. Область применения дальнейшей разработки включает:

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs