Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 17258-2015 Статистические методы. Количественные методы улучшения процессов "Шесть сигм". Бенчмаркинг (Переиздание)

     5 Бенчмарка


В данном разделе приведены обзор и требования к определению некоторых основных понятий для выполнения сопоставления (см. 3.1.1 и 3.1.2). Такими основными понятиями являются:

- критерии;

- меры критериев.

5.1 Краткий обзор и требования к критериям

Для выполнения бенчмаркинга необходимо установить критерии. Обычно для бенчмаркинга используют 10 основных критериев. Если организация не применяет какой-либо из этих критериев (например, не считает его важным для себя), то она должна дать четкое объяснение такого решения. Кроме того предложено два дополнительных критерия, что дает всего 12 критериев. В настоящем стандарте использовано 10 основных и два дополнительных критерия, объединенных в три группы. Главные критерии также называют общими критериями.

5.1.1 Виды и описание критериев

Для выполнения универсального бенчмаркинга определяют 10 общих критериев и объединяют в две группы и два дополнительных критерия в третью группу (см. таблицу 1).

Таблица 1 - Критерии бенчмаркинга

Номер критерия

Вид критерия

Наименование критерия

1

Вид 1. Общие критерии качества

Соответствие

2


Этичное поведение

3


Защита/Безопасность

4


Возвраты (обратная связь с потребителями)

5


Доступность

6


Своевременность поставок

7


Своевременность выхода на рынок

8

Вид 2. Общие критерии эффективности

Производительность

9


Эффективность использования материалов

10


Эффективность использования энергии

11

Вид 3. Дополнительные критерии

Простота использования

12


Контроль загрязнения окружающей среды


Общие критерии разделены на подкритерии. В приложении B приведен перечень подкритериев. Эти критерии описывают основное требование потребителя, такое как безопасность или своевременная поставка. Подкритерии указывают способ практического получения значения контролируемого показателя. Один общий критерий может иметь от одного до восьми подкритериев. В случае нескольких подкритериев каждый подкритерий соответствует своему показателю. Основной критерий может иметь до восьми мер.

Пример - Критерий "соответствие" имеет четыре подкритерия: соответствие нормативным требованиям, соответствие функциональным требованиям, соответствие требованиям договора и соответствие политике компании. Значение показателя может быть, например 100%, 95%, 82%, и 95%, а если у организации не разработана политика, то 100%, 95%, 82% и "не применяется".

5.1.2 Требования к критериям

Организация должна описать свою политику и выполнение десяти общих критериев со всеми их подкритериями (общее количество - 30). В приложении B приведено описание всех основных критериев и подкритериев. Если какой-либо из подкритериев не применяют (например, в организации нет кодекса профессиональной этики или благотворительной программы), то это должно быть четко указано, а критерий исключен из бенчмаркинга.

5.2 Краткий обзор и требования к параметрам

В данном подразделе приведены краткий обзор применяемых показателей и установлены требования к ним.

5.2.1 Область применения показателей

Показатели применяют по всем процессам организации (см. введение).

Входы основного процесса организации - это входы организации. Выходы основного процесса организации представляют собой продукцию (или поставки) организации. Основной процесс объединяет процессы более низкого уровня, а каждый процесс - набор действий. Каждый процесс может принадлежать к определенному типу процессов. Он может быть функциональным процессом (закупки, продажа, финансы), поддерживающим процессом (IT-процесс, HR-процесс) или процессом менеджмента (менеджмент проекта, управленческий учет).

При проведении бенчмаркинга организация должна описать, к каким процессам применяют бенчмаркинг.

5.2.2 Общие показатели

Ниже приведены требования к показателям для общих критериев.

5.2.2.1 Показатель критерия "соответствие"

Соответствие связано с применением правовых требований, бизнес-обязательств и политики организации. Организация должна описать применяемые нормы соглашения и политику. Показатель описан в таблице 2.

Таблица 2 - Соответствие

Необходимая информация

Соответствие нормативным требованиям, обязательствам, политике

Единица измерения

Безразмерная величина, количество (выполненных/невыполненных) требований

Метод измерения

Определение общего количества требований (N) и количества невыполненных требований (С)

Тип данных

Целочисленный тип данных

Показатель

(N, С, (N-C)/N), %

Действия

Деление общего количества выполненных требований (разница общего количества требований и количества невыполненных требований (N-С)) на общее количество требований (N), т.е. (N-C)/N