Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р ИСО 13053-2-2015

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статистические методы

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ УЛУЧШЕНИЯ ПРОЦЕССОВ "ШЕСТЬ СИГМ"

Часть 2

Методы

Statistical methods. Quantitative methods in process improvement "Six Sigma". Part 2. Techniques

     

ОКС 03.120.30

Дата введения 2016-07-01

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АО "НИЦ КД") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 125 "Применение статистических методов"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 ноября 2015 г. N 1850-ст.

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 13053-2:2011* "Количественные методы улучшения процессов "Шесть сигм". Часть 2. Методы и приемы" (ISO 13053-2:2011 "Quantitative methods in process improvement - Six Sigma - Part 2: Tools and techniques", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5)

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 13053-2-2013

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2020 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Методология "Шесть сигм" предназначена для организаций, стремящихся повысить свою конкурентоспособность. Методы "Шесть сигм" разработаны:

- для улучшения процессов и принятия решений, основанных на статистических методах;

- для определения результатов деятельности с достаточной достоверностью;

- для снижения неопределенности и количества ошибок;

- для получения высоких доходов и прибыли в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе;

- для устранения потерь при работе процессов.

Количество сигм является показателем качества процесса, определяющим его эффективность в части способности изготавливать продукцию или оказывать услугу, соответствующие требованиям и ожиданиям потребителя и третьей стороны. Значение напрямую связано:

a) с долей соответствующих единиц продукции в выходе процесса;

b) с долей несоответствующих единиц продукции в выходе процесса (%, число дефектов на миллион единиц продукции, число дефектов на миллион возможных дефектов).

В таблице 1 приведены значения в виде средней доли несоответствующих единиц продукции на миллион.


Таблица 1 - Значения

Число дефектов на миллион единиц продукции

Количество сигм

308538,0

2

66807,0

3

6210,0

4

233,0

5

3,4

6

Примечание 1 - Таблица полностью приведена в приложении А ИСО 13053-1.

Примечание 2 - Расчеты основаны на сдвиге в от математического ожидания.

     

     1 Область применения


В настоящем стандарте приведены методы и приемы, проиллюстрированные в соответствующих контрольных листках, которые должны быть использованы на каждом этапе выполнения методологии DMAIC.

Методология DMAIC, установленная в ИСО 13053-1, является универсальной и может быть применена для всех отраслей промышленности и экономики. Методы и приемы, установленные в настоящем стандарте, применимы к организациям любой сферы деятельности, любого размера, стремящимся к повышению своей конкурентоспособности.

     2 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 бенчмаркинг (benchmarking): Метод сравнения между собой деятельностей организаций, занимающих лидирующие позиции в определенном сегменте рынка.

2.2 мозговой штурм (brainstorming): Групповой творческий метод, целью которого является выработка большого количества идей.

2.3 диаграмма причин и следствий (диаграмма Исикавы, диаграмма причинно-следственных связей) (cause and effect diagram): Визуальное средство логического структурирования возможных причин проблемы в ходе действий по анализу проблемы (например, в ходе мозгового штурма).

2.4 общая причина (common cause): Причина изменчивости параметров процесса, присущая данному процессу в течение продолжительного времени.

2.5 доверительный интервал (confidence interval): Интервал, который накрывает оцениваемый параметр с вероятностью не менее (), обычно 95% или 99%.

2.6 непрерывные данные (continuous data): Данные, представляющие собой результаты измерений величин по непрерывной шкале, значения которых представляют собой действительные числа.

2.7 критичный для качества; CTQ (critical-to-quality, CTQ): Критичные характеристики, которые должны быть выполнены для удовлетворения требований потребителя.

2.8 потребитель (customer): Организация или физическое лицо, получающие продукцию.

Примечание - Потребитель может быть внутренним или внешним по отношению к организации.


[ИСО 9000:2005, 3.3.5]

2.9 дефект (defect): Невыполнение требования, связанного с предполагаемым или установленным использованием.

[ИСО 9000:2005, 3.6.3]

2.10 возможность дефекта (defect opportunity): Любое измеримое событие, вызывающее возможный дефект.

2.11 дефектная единица продукции (defective unit): Единица продукции с одним или несколькими дефектами.

[ИСО 3534-2:2006, 1.2.16]

2.12 проектирование экспериментов; DOE (design of experiments, DOE): Систематизированная методология работы с информацией, целью которой является улучшение анализируемого процесса.

Примечание 1 - Анализ процесса выполняют на основе статистических моделей.

Примечание 2 - Для проверки улучшений и проверки их результативности могут быть использованы методы моделирования и оптимизации.

2.13 дискретные данные (discrete data): Данные, к элементам которых применима операция классификации, но сами элементы неделимы, то есть их нельзя разделить на совокупность некоторых других элементов.

Примечание 1 - Группы, на которые каким-либо образом можно подразделить непрерывные данные, могут быть рассмотрены как дискретные данные.

Примечание 2 - Данные, классифицированные по различным признакам, являются дискретными и называются "альтернативными данными".

Примечание 3 - Данные символьного или порядкового типов дискретны.

2.14 экологический аспект (environmental aspect): Подход, в соответствии с которым деятельность, продукцию или услугу рассматривают во взаимодействии с окружающей средой.

2.15 анализ выполнения в контрольных точках (gate review): Анализ проекта, проводимый спонсором проекта при завершении каждого этапа DMAIC с целью подтверждения выполнения результатов данного этапа.

2.16 вход (input): Ресурс, который является исходным для начала действий при осуществлении процесса и/или подвергается преобразованию в выход процесса.

2.17 модель Кано (Kano model): Прием управления качеством, используемый для ранжирования требований потребителя.

2.18 анализ измерительных систем; MSA (measurement system analysis): Серия исследований, направленных на проверку функционирования измерительной системы.

Примечание - Валидация измерительных систем позволяет обеспечить их целостность и стабильность данных.

2.19 защита от ошибки (человека) (метод "poka-yoke") (mistake proofing): Метод защиты, разработанный в виде простого приема для предотвращения:

- внесения незапланированных или нежелательных изменений в систему;

- любых ошибок, которые являются результатом негативного воздействия на систему.

2.20 цель (objective): Целевое значение уровня процесса, определяемое с учетом требований потребителя.

2.21 рабочее определение (operational definition): Четкое краткое описание измеряемой величины и процесса ее измерения.

2.22 выход (output): Результат процесса, представленный в виде продукции или услуги.

2.23 анализ Парето (Pareto analysis): Методология, используемая для обработки дискретных данных с целью определения частоты появления дефектов на основе классификации показателей.

2.24 процесс (process): Совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных действий, преобразующих входы в выходы.

2.25 карта процесса (process map): Способ графического представления процесса.

2.26 положение о проекте (project charter): Документ, в котором установлены требующая решения проблема, задачи по улучшению, область применения проекта, этапы проекта, а также распределение ответственности и полномочий при выполнении проекта.

2.27 развертывание функции качества; QFD (quality function deployment, QFD): Метод преобразования требований потребителя в характеристики проекта и в итоге в требования к управлению процессом.

Примечание - "Дом качества" - прием, используемый в данном методе.

2.28 план отбора выборки (sampling plan): План, описывающий процедуру отбора выборок.

2.29 карта показателей (scorecard): Средство проверки с участием потребителя соответствия характеристик требованиям потребителя.

2.30 специальная (особая) причина (special causes): Причина изменчивости процесса, не являющаяся причиной собственной изменчивости процесса.

Примечание - Специальные причины, вызванные известными или исключительными факторами, иногда называют неслучайными причинами.

2.31 третья сторона (third party): Лицо или организация, не являющиеся в контексте рассматриваемого проекта поставщиком или потребителем, но чьи интересы каким-либо образом затрагивает данный проект.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs