РД 52.18.802-2014
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
ПРОВЕРКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЕДИНСТВА ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ
Дата введения 2014-11-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Научно-производственное объединение "Тайфун" (ФГБУ "НПО "Тайфун")
2 РАЗРАБОТЧИКИ Л.С.Сараева (руководитель разработки), Л.И.Балаклей, К.Н.Руденко
3 СОГЛАСОВАН с заместителем Руководителя, главным метрологом Росгидромета 20.02.2014; с Управлением гидрометеорологии и технического развития (УГТР) Росгидромета 19.02.2014
4 УТВЕРЖДЕН Руководителем Росгидромета 21.02.2014
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Росгидромета от 25.02.2014 N 67
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН ФГБУ "НПО "Тайфун" от 04.03.2014 за номером РД 52.18.802-2014
7 СРОК ПЕРВОЙ ПРОВЕРКИ 2019 год
ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕРКИ 5 лет
Настоящий руководящий документ устанавливает порядок проведения проверок деятельности метрологических служб учреждений Росгидромета по обеспечению единства гидрометеорологических измерений (далее - проверки деятельности метрологических служб).
2.1 Проверки деятельности метрологических служб являются составной частью научно-методического руководства работами по обеспечению единства измерений, осуществляемого службой главного метролога Росгидромета, головной и базовыми организациями метрологической службы Росгидромета (далее - головная и базовые организации). Функции головной и базовых организаций возложены на научно-исследовательские учреждения (НИУ) в соответствии с положением [1].
2.2 Проверки деятельности метрологических служб осуществляются в форме:
а) проверок деятельности метрологических служб по отчётным и справочным материалам, поступающим в установленном порядке в головную и базовые организации, службу главного метролога Росгидромета, а также запрашиваемым ими при необходимости;
б) инспекций, проводимых головной и базовыми организациями.
Примечание - Инспекцию головной организации могут проводить базовые организации, инспекцию базовой организации - головная и другие базовые организации;
в) проверок сотрудниками метрологической службы учреждения состояния измерений в структурных подразделениях своего учреждения, использующих средства измерений.
2.3 Периодичность проверок деятельности метрологической службы учреждения составляет пять лет.
Результаты проверок деятельности метрологических служб используются при подготовке:
а) ежегодных обзоров состояния гидрометеорологических измерений в Росгидромете, справок и других информационных материалов о состоянии измерений в Росгидромете;
б) методических писем головной и базовых организаций по закреплённым за ними видам деятельности в соответствии с положением [1];
в) оперативно-производственных совещаний по вопросам обеспечения единства измерений;
г) планов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проектов программ развития метрологического обеспечения измерений в Росгидромете и предложений по его совершенствованию на различных уровнях.
3.1 Проверка деятельности метрологических служб по отчётным и справочным материалам проводится путем анализа:
а) ежегодных паспортов метрологического обеспечения учреждений;
б) форм ГМ-15 из ежегодных отчётов об оперативно-производственной деятельности учреждений;
в) пояснительных записок к формам ГМ-15.
Для анализа может использоваться информация из отчётов, обзоров, заключений и других справочных материалов головной и базовых организаций о состоянии измерений по закреплённым за ними видам деятельности. Рекомендуется также использовать информацию из актов проверки деятельности метрологических служб, составленных по результатам инспекций, проводимых головной и базовыми организациями, а также органами Росстандарта.
3.2 При проведении проверки деятельности метрологической службы по отчётным материалам:
а) в паспорте метрологической службы рассматриваются:
1) укомплектованность штата метрологической службы;
2) наличие положения о метрологической службе;
3) наличие аттестатов аккредитации метрологической службы в области обеспечения единства измерений;
4) формы ведения учета средств измерений;
5) состояние производственных помещений;
6) перечень неповеренных средств измерений;
7) сведения о средствах измерений;
8) сведения о средствах поверки;
9) сведения о недостатках качества средств измерений;
10) сведения о потребности в средствах измерений;
11) предложения по разработке, пересмотру или дополнению методик измерений, методик поверки и других нормативных документов по обеспечению единства измерений;
12) перечень мероприятий по повышению уровня метрологического обеспечения измерений;
13) перечни разработанных (пересмотренных) нормативных документов по обеспечению единства измерений, аттестованных методик измерений, утвержденных методик поверки (при проведении проверки НИУ);
б) по форме ГМ-15 оцениваются:
1) количество поставленных, введённых и не введённых в эксплуатацию средств измерений;
2) количество средств измерений со сроками эксплуатации до 8, более 8 и свыше 15 лет;
3) количество работающих, поверенных, отремонтированных, не работающих средств измерений с различными сроками эксплуатации;
4) количество работающего оборудования;
5) обеспеченность средствами измерений и оборудованием;
6) требуемое количество средств измерений и оборудования для замены неработающих и полной оснащённости;
в) в пояснительной записке к форме ГМ-15 рассматриваются:
1) выводы о состоянии рабочих средств измерений для различных видов наблюдений, эталонов и поверочного оборудования;
2) замечания по качеству средств измерений и поверки;
3) сведения о необходимых средствах измерений и поверки;
4) обеспеченность резервными средствами измерений;
5) сведения о поставках средств измерений и поверки;
6) источники финансирования на приобретение средств измерений и запчастей к ним;
7) сведения о проводимых работах по обеспечению единства измерений;
8) сведения о выездах в сетевые подразделения для ремонта и поверки средств измерений.
В пояснительной записке к форме ГМ-15 может быть рассмотрена и другая информация, относящаяся к деятельности по обеспечению единства измерений.
4.1.1 Планирование инспекций осуществляется ежегодно. Предложения базовых организаций согласовываются с головной организацией. Затем предложения головной и базовых организаций, согласованные с управлениями-кураторами центрального аппарата Росгидромета, включаются в "План инспекций организаций наблюдательной сети и других командировок, осуществляемых НИУ Росгидромета (головными по видам наблюдений) в рамках научно-методического руководства" (далее - План инспекций).
По решению главного метролога Росгидромета могут проводиться внеплановые инспекции.
4.1.2 Не менее чем за месяц до проведения инспекции головная (базовая) организация, ответственная за проведение инспекции, направляет в проверяемое учреждение письмо за подписью директора (главного метролога), уведомляющее о сроках проведения инспекции в соответствии с Планом инспекций и о составе комиссии.
В состав комиссии, проводимой головной организацией, могут быть включены представители базовых организаций и управлений по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
В состав комиссии, проводимой базовой организацией, могут быть включены представители головной и других базовых организаций, управлений по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.