ГОСТ Р 56645.5-2015
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМЫ ДИЗАЙН-МЕНЕДЖМЕНТА
Термины и определения
Design management systems. Terms and definitions
ОКС 01.040.03
03.100.01
Дата введения 2016-06-01
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации" (ФГУП "НИИСУ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4, при участии Открытого акционерного общества "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АО "НИЦ КД")
2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 октября 2015 г. N 1577-ст
4 Настоящий стандарт идентичен стандарту Британии BS 7000-10:2008* "Системы дизайн-менеджмента. Часть 10. Термины и определения" (BS 7000-10:2008 "Design management systems - Part 10: Vocabulary of terms used in design management", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5)
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт идентичен стандарту BS 7000-10:2008 "Design management systems - Part 10: Vocabulary of terms used in design management" ("Системы дизайн-менеджмента. Часть 10. Термины и определения").
Настоящий стандарт охватывает терминологию, используемую в рамках дизайн-менеджмента во всех секторах отрасли промышленности, торговли, сервиса и общественного сектора. Распространяется на следующие области: техника, сервисы, программное обеспечение, производство и проектирование, а также признает важность интеллектуальных и иных прав.
Настоящий стандарт направлен на повышение понимания терминов, используемых в дизайн-менеджменте, установления взаимопонимания между профессионалами дизайна. Как правило, в дизайн-деятельности принимают участие специалисты из разных дисциплин, а также дизайнеры, специализирующиеся в различных областях дизайна. Принятие единой терминологии, как и осведомленность о различных вариантах использования общих терминов, является важным аспектом обеспечения эффективной коммуникации и плавного прогресса работы.
Настоящий стандарт содержит все термины и определения, используемые в стандартах серии BS 7000, а также вводит термины, используемые в практике дизайна и менеджмента. Как таковой, стандарт является полезным справочным материалом во всех обсуждаемых областях.
Настоящий стандарт устанавливает терминологию, используемую в дизайне и дизайн-менеджменте, и содержит словарь терминов, которые могут иметь определенное значение при использовании в различных областях промышленности и торговли. Он был подготовлен для оказания помощи тем, кто несет ответственность за дизайн и менеджмент. Словарь, приведенный в стандарте, также будет помогать тем, кто работает с дизайнерами, но не знаком с их терминологией.
Организациям, желающим принять настоящий стандарт, рекомендуется рассмотреть возможность принятия других стандартов серии.
В соответствии со стандартом BS EN ISO 9001 термин "продукт" используется в настоящем стандарте для обозначения продуктов, сервисов, средств, процессов, сред, интерфейсов и бизнес-моделей.
2.1 Структура словаря соответствует структуре английского оригинала. Где необходимо, дается контекстный перевод.
Большинство исходных английских терминов этого словаря сопровождаются символами, обозначающими стадии, на которых термин или слово, скорее всего, будет использоваться в дизайн-процессе:
M - маркетинг;
S - спецификации;
С - концепция;
DD - детальный дизайн;
Mn - производство;
SI - продажи;
I - воплощение;
D - утилизация;
G - общие термины;
О - другие полезные термины, связанные с новыми продуктами и услугами.
3.1 продукт 3-поколения (3-Gen product): (G) Долгосрочный продукт или услуга, которые становятся доступными через два поколения после поколения продукта, разрабатываемого в настоящее время.
3.2 критерий приемлемости (acceptance criteria): (S) Признак, определяющий соответствие согласованным требованиям.
3.3 доступность (accessibility): (G) Физический и сенсорный доступ к зданиям, товарам, услугам и информации.
Примечания
1 Доступность можно обеспечить при помощи голосового интерфейса, языка жестов и брайлевской печати.
2 Повышение доступности поддерживается законодательными требованиями в соответствии с Законом о борьбе с дискриминацией инвалидов (2005 г., Великобритания).
3.4 доступный дизайн (accessible design): (G) Дизайн, сосредоточенный на принципах расширения стандартного дизайна для людей с некоторыми типами ограничений.
Примечания
1 Этого можно добиться следующими способами:
а) посредством дизайна продуктов, услуг и сред, удобных для использования большинством пользователей без необходимости модернизации;
b) посредством создания продуктов или услуг, легко адаптируемых к требованиям разных пользователей (настройка пользовательских интерфейсов и т.д.);
c) посредством применения стандартизованных интерфейсов, совместимых со специальными изделиями для лиц с ограниченными возможностями.
2 Такие термины, как "дизайн для всех", "дизайн без барьеров", "инклюзивный дизайн" и "межпоколенческий дизайн", используются аналогичным образом, но в других контекстах.
3 Доступный дизайн является подклассом универсального дизайна, в рамках которого продукты и среды удобны для использования всеми людьми в максимально возможной степени, без необходимости адаптации или создания специфического дизайна.
3.5 добавленная стоимость (added value): (О) Увеличенная или дополнительная выгода применительно к фактической или воспринимаемой стоимости, рыночной цене, привлекательности, ценности или сфере применения.
3.6 эстетика (aesthetics): Чувственное восприятие привлекательности дизайна, например внешнего вида.
3.7 аналогия (analogy): Творческий метод, сравнение концепции с иной сущностью.
3.8 артефакт (artifact): (G) Осязаемый результат дизайн-процесса.
Примечание - Этот термин распространяется на любую продукцию, процесс, связь или метод, которые были спроектированы.
3.9 аудитория (audience): (SI) Целевая группа людей и организаций.
3.10 аудит (audit): (G) Cистематическая оценка соответствия требованиям.
Примечание - См. "дизайн-аудит".
3.11 критерии аудита (audit criteria): Набор политик, процедур или требований, референтный документ для сравнения с доказательствами аудита.
3.12 свидетельства аудита (audit evidence): Отчет, изложение фактов или другая информация, которая имеет отношение к критериям аудита и может быть проверена.
Примечание - Свидетельства аудита могут быть качественными или количественными.
3.13 ретроспекция (backcasting): (G) Процесс достижения желаемого видения в долгосрочной перспективе, который строится постепенно, посредством возвращения в настоящее через серию знаковых достижений прошлого, помогающих эффективно планировать будущее.
Примечание - Данный термин может применяться к рынкам, продуктам, услугам, процессам и организациям.
3.14 гистограмма (bar chart): (I) Гистограмма видов деятельности и их продолжительности, представленная на единой шкале, показывающая последовательность операций.
3.15 исходные данные (baseline): (SI) Статус продукта, состояние в определенный момент времени, которое служит эталоном для дальнейшей деятельности.
3.16 бенчмаркинг (benchmarking): (M) Систематическое сравнение методов, производительности и процессов, как правило, в других организациях, для обучения и улучшения собственной работы.
3.17 блок-модель (block model): (С) Основная трехмерная презентация предлагаемого дизайна, обеспечивающая четкое впечатление от размера, формы и объема без учета деталей.
Примечание - Эту модель также называют управляемой моделью, пенопластовой моделью или пространственной моделью.
3.18 блюпринтинг (blueprinting): (D) Картирование взаимодействия клиента с услугой и связанных с этим параллельных процессов для выявления критических точек взаимодействия и оценивания функциональных показателей.
3.19 свободный полет мысли (blue-sky thinking): (С) Неограниченное создание и исследование идей, независимо от их практичности, применимости или конкурентоспособности.
Примечание - Теории, кажущиеся непрактичными и непригодными к использованию, могут стать источником наработок, ведущих к разработке успешных инноваций.
3.20 метод "восходящего" проектирования (bottom-up approach): (G) Дизайн-метод, от рассмотрения деталей к рассмотрению целого.
Примечание - Данный метод противоположен методу "нисходящего" проектирования.
3.21 мозговой штурм (brainstorming): (С) Контролируемое использование свободного и коллективного выражения идей, взаимодействие, порождающее новые идеи.
Примечание - См. также "латеральное мышление", "мозговой центр".
3.22 бренд (brand): (G) Характерное визуальное или вербальное представление организации или продукта.
3.23 архитектура бренда (brand architecture): (G) Взаимодополняющие компоненты, образующие структуру бренда.
3.24 атрибут бренда (brand attribute): [S (D)] Функциональные или эмоциональные ассоциации бренда, вызываемые им у существующих и потенциальных клиентов.
Примечание - Данный термин также включает в себя взаимосвязь друг с другом различных брендов одной и той же организации.
3.25 ДНК бренда (brand DNA): [G (D)] Коллективные и фундаментальные компоненты бренда.
Примечание - Включает в себя атрибуты, символы, преимущества, дифференциацию и репутацию.
3.26 индивидуальность бренда (brand identity): (G) Выражение атрибутов, описывающих суть бренда.
Примечания
1 Индивидуальность бренда организации служит для заключения в ней представлений, ценностей, философии и способов ведения коммерческой деятельности, индивидуальность бренда продукции включает в себя представление о нем и ценность его основных характеристик.
2 Визуальная индивидуальность бренда - это его представление, обычно передаваемое с помощью символа и/или имени, представленных при помощи выразительного оформления.
3.27 логотип бренда (brand logotype): (D) Характерный способ представления бренда, как правило, в типографской форме, имеющий правовую защиту.