Статус документа
Статус документа

ОДМ 218.3.054-2015 Устройство поверхностной обработки и тонких слоев износа с применением различных видов фиброволокон

     5 Классификация шероховатости и условия устройства поверхностной обработки и тонких слоев износа с применением различных видов фиброволокон

5.1 Одними из главных способов обеспечения требуемых значений коэффициента сцепления является создание и восстановление шероховатой поверхности.

5.2 Минимально допустимые в течение всего срока службы значения коэффициента сцепления и средней глубины впадин макрошероховатости R приведены в таблице 1 [4, 10].


Таблица 1 - Допустимые значения шероховатости и коэффициента сцепления для всего срока службы (принята по табл.2.1 [4, 10])

Условия движения

Характеристики участков дорог

Допустимый коэффициент сцепления

Допустимая средняя глубина впадин макро-
шероховатости в различных дорожно-
климатических зонах, R, мм

I и V

II-IV

Легкие

Участки прямые или кривые радиусом 1000 м и более, горизонтальные или с продольным уклоном не более 30, с элементами поперечного профиля, установленными для дорог соответствующих категорий и с укрепленными обочинами без пересечений в одном уровне и примыканий, при коэффициенте загрузки не более 0,3

0,28

0,3

0,35

Затрудненные

Участки на кривых в плане с радиусами 250-1000 м; на спусках и подъемах с уклонами от 30 до 60. Участки в зонах сужений проезжей части (при реконструкции), а также участки дорог, отнесенные к легким условиям движения, при коэффициенте загрузки от 0,3 до 0,5

0,3

0,35

0,4

Опасные

Участки с видимостью менее расчетной (для соответствующих категорий дорог); на спусках и подъемах с уклонами более 50 при длине более 100 м; участки в зонах пересечений в одном уровне, а также участки, отнесенные к легким и затрудненным условиям при коэффициенте загрузки свыше 0,5

0,32

0,4

0,45

5.3 Параметры макрошероховатости определяются в соответствии с Приложением А.

5.4 Классификация шероховатых поверхностных слоев производится по параметрам макрошероховатости R, приведенным в таблице 2.

5.5 Основные типы шероховатых поверхностных слоев, соответствующие типам макрошероховатости, приведены в таблице 3.

5.6 Рекомендуемые типы шероховатых поверхностных слоев в зависимости от условий движения приведены в таблице 4.

5.7 Для обеспечения безопасности движения встречных транспортных средств на двухполосных дорогах и движущихся по смежным полосам многополосных дорог, а также при съездах транспортных средств на укрепительные полосы или прикромочные зоны обочин изменение коэффициента сцепления в поперечном профиле не должно превышать 0,1.

5.8 Во избежание усиления вибрации транспортных средств во время движения расстояние между соседними выступами макрошероховатости (шаг шероховатости) рекомендуется выбирать менее 40 мм, если это не оговорено особо (например, для шумовой шероховатой поверхностной обработки).

5.9 Во избежание увеличения уровня шума от проезжающих транспортных средств крупношероховатые поверхности не рекомендуется применять в пределах населенных пунктов.

5.10 Неопределенность в использовании только средней глубины впадин макрошероховатостей определяется, в частности, разбросом заполнения межзернового пространства вяжущим (обычно от 1/3 до 1/2 высоты зерна). При этом изменение коэффициента сцепления не зависит от высоты вяжущего между зерен щебня.


Таблица 2 - Классификация шероховатых поверхностных слоев

Типы шероховатости

Номер

Средняя глубина впадин макрошероховатости, R, мм

Нешероховатые (гладкие)

1

Менее 1,0

Шероховатые

2

От 1,0 до 3,0 включительно

Среднешероховатые

3

От 3,0 до 6,0 включительно

Сильношероховатые

4

От 6,0 до 9,0 включительно

Крупношероховатые

5

Более 9,0



Таблица 3 - Основные типы шероховатых поверхностных слоев

Типы шероховатости

Основные типы шероховатых поверхностных слоев

Нешероховатые (гладкие)

асфальтобетонные из плотных смесей типа Д

Шероховатые

асфальтобетонные из плотных смесей типов В, Г,

 

Средне-
шероховатые

асфальтобетонные из плотных смесей типов А, Б, В, Г; покрытия из ЛЭМС; покрытия из ЩМА-10

Сильно-
шероховатые

асфальтобетонные из крупнозернистых смесей типов А и Б; пористые и высокопористые слои; покрытия из ЩМА-15; поверхностные обработки; покрытия с втапливанием щебня

Крупно-
шероховатые

покрытия из ЩМА-20; поверхностные обработки; покрытия с втапливанием щебня 20-25 мм



Таблица 4 - Рекомендуемые типы шероховатых поверхностных слоев в зависимости от условий движения

Условия движения

Характеристика участков движения

Типы шероховатых поверхностных слоев

Типы шерохо-
ватости

1

2

3

4

Участки с легкими условиями движения *

Дороги I и II категорий

Покрытия**, ЩМА-10, ЛЭМС**, поверхностные обработки 5-10 мм, ЛЭМС

2-3

Дороги III и IV категории

1-3

Участки с затрудненными условиями движения *

Дороги I и II категорий

Покрытия** с шероховатой поверхностью, ЩМА-10, ЩМА-15

3-4

Дороги III и IV категории

Покрытия ** с шероховатой поверхностью, ЩМА-10, ЩМА-15, поверхностные обработки 10-15 мм, ЛЭМС

3-4

Участки с опасными условиями движения *

Дороги I и II категорий

Покрытия** с сильной шероховатостью, ЩМА-15, ЩМА-20** с сильной шероховатостью, поверхностные обработки 15-20 мм

4-5

Дороги III и IV категории

4-5

Участки в населенных пунктах и на подходах к ним

Подходы 1000 м

Покрытия** с полимерно-битумной поверхностной обработкой

2-3

Полосы разгона и торможения, остановочные

В пределах расстояния видимости

Покрытия** с сильной шероховатостью

3-4

Пешеходные переходы и подходы к ним

В пределах расстояния

Покрытия** с сильной шероховатостью

3-4

Пункты ГАИ, таможни и подходы к ним

В пределах расстояния

Покрытия** с чрезвычайной шероховатостью

4-5

Шумовые полосы на подходах к опасным участкам требующим изменение режима движения

В пределах расстояния видимости

Покрытия** с чрезвычайной шероховатостью

5

Переходно-скоростные полосы

В пределах полос

Покрытия** с шероховатой и сильно шероховатой поверхностью

3-4

Кольцевые пересечения и подходы к ним

В пределах расстояния

Покрытия** с сильной шероховатостью

4

Перекрестки и подходы к ним

В пределах расстояния

Покрытия** с сильной шероховатостью

4

Съезды в пределах транспортных развязок

В пределах длины съездов

Покрытия** с шероховатой и сильношероховатой поверхностью

3-4

Дополнительные полосы на подъеме и 100 м за вершиной

В пределах дополнительной

Покрытия** с сильной и чрезвычайной шероховатой поверхностью

4-5

Скоростные полосы

На протяжении скоростной полосы

Покрытия** с шероховатой и сильношероховатой поверхностью

3-4

Примечания

* - условия движения принимаются по табл.46 СНиП 2.05.02-85;

** - принимаются покрытия, рекомендуемые табл.31, 32 и 33 СНиП 2.05.02-85