Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 56598-2015 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Общие требования к полигонам для захоронения отходов

Введение

Неотъемлемым элементом функционирования населенного пункта в качестве антропогенной экосистемы является образование отходов производства и потребления, количество которых ежегодно возрастает, что зависит от численности населения, размеров населенного пункта и особенностей сосредоточенных в нем производственных предприятий.

Основная масса отходов производства и потребления в настоящее время не подвергается какой-либо переработке и вторичному использованию, а размещается на полигонах, санкционированных и несанкционированных свалках, накапливается на территориях промышленных предприятий, что в значительной мере усугубляет общую экологическую ситуацию, создает серьезную опасность для здоровья работников предприятий и проживающего вблизи от них населения, влечет за собой экономический ущерб за счет безвозвратных потерь потенциальных вторичных ресурсов.

Полигоны бытовых и промышленных отходов представляют собой комплексы природоохранных сооружений, предназначенные для централизованного сбора, обезвреживания и захоронения отходов, предотвращающие попадание вредных веществ в окружающую среду, загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующие распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов. Все работы по складированию, уплотнению и изоляции отходов на полигонах выполняются механизированно.

В основу настоящего стандарта положены Директива 1999/31/ЕС* Совета Европейского союза [1] и Техническое руководство Базельской конвенции об устройстве полигонов [2]. Согласно этим документам:

________________

* Документ в информационных продуктах не содержится. За информацией о документе Вы можете обратиться в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


- деятельность, связанная с захоронением отходов на полигонах, должна быть безопасной для окружающей среды и здоровья людей;

- в целях сохранения природных ресурсов и предупреждения расточительного использования земель следует стимулировать предупреждение образования отходов, их переработку в качестве вторичных ресурсов, а также использование вторичного сырья и вторичных энергоносителей;

- следует уделять особое внимание проблемам, связанным со сжиганием твердых бытовых и опасных отходов;

- следует принимать в расчет любой ущерб, причиненный окружающей среде в результате захоронения отходов;

- захоронение отходов должно контролироваться и регулироваться в целях предотвращения или сокращения негативных воздействий на окружающую среду, включая здоровье людей;

- необходимо проводить соответствующие мероприятия во избежание появления бесхозных отходов, образования стихийных свалок или неконтролируемого размещения отходов;

- следует контролировать участки полигонов в целях определения спектра веществ, содержащихся и образующихся в захороненных отходах;

- следует увеличивать количество отходов, используемых в качестве вторичных ресурсов, применяя, в том числе, для этих целей сортировку отходов;

- из-за различия между техническими стандартами для разных полигонов по захоронению отходов и связанных с этим затрат, возможен рост уровня захоронения отходов на полигонах с "низкими" стандартами защиты окружающей среды, что, в свою очередь, создает потенциальную угрозу окружающей среде;

- необходимо ввести единые технические стандарты для полигонов захоронения отходов в целях защиты окружающей среды;

- необходимо установить четкие требования, которым должны соответствовать полигоны по захоронению отходов, в том числе в отношении местоположения полигонов, их контроля и эксплуатации, включая проведение профилактических мероприятий, направленных на предотвращение любой угрозы окружающей среде, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, в частности, направленных на предотвращение загрязнения подземных вод фильтратом, образующимся на полигонах;

- следует идентифицировать классы полигонов по захоронению отходов, для чего необходимо принимать во внимание виды отходов различных классов опасности;

- в целях предотвращения образования парниковых газов следует предпринимать меры для сокращения образования метана на полигонах посредством уменьшения количества отходов органического происхождения (пищевых и пр.) и биоразлагаемых отходов, подлежащих захоронению, а также посредством установления требований к контролю свалочного газа;

- предпринимаемые меры для сокращения образования метана на полигонах посредством уменьшения количества отходов органического происхождения (пищевых и пр.) и биоразлагаемых отходов, подлежащих захоронению, должны стимулировать раздельный сбор таких отходов, а также их сортировку и их использование в качестве вторичных ресурсов;

- необходимо внедрить определенные разрешительные процедуры, распространяющиеся на все классы полигонов для захоронения отходов;

- необходимо обеспечить действенный контроль захоронения отходов на полигонах соответствующих классов, особенно применительно к опасным отходам;

- в целях предотвращения рисков для окружающей среды необходимо внедрить унифицированную процедуру приема отходов на полигоны, основанную на классификации отходов, принимаемых на полигоны различных классов, а также необходимо внедрить последовательную и стандартизованную систему отбора проб и анализа отходов;

- критерии приема отходов на полигоны должны быть приемлемыми для размещения на полигонах инертных отходов;

- для опасных отходов, которые могут приниматься на полигонах для захоронения инертных отходов, должны быть разработаны соответствующие критерии приема.

Согласно Директиве [1] и Техническому руководству [2] все отходы подразделяются на опасные, неопасные и инертные и, соответственно, полигоны для захоронения отходов также подразделяются на три класса.

Настоящий стандарт учитывает нормы международных документов [1], [2] и является нормативной технической основой для повышения качества проектирования, обустройства, эксплуатации и рекультивации полигонов для захоронения отходов с учетом оздоровления сложившейся экологической ситуации на территориях регионов Российской Федерации.