Статус документа
Статус документа

ГОСТ 33153-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование тоннелей. Общие требования

     7.5 Требования к строительным конструкциям и обделкам

7.5.1 Ограждающие несущие конструкции (обделки) и внутренние несущие конструкции тоннелей должны отвечать требованиям прочности, эксплуатационной надежности, долговечности, огнестойкости и устойчивости к различным видам агрессивного воздействия внешней среды.

7.5.2 Обделки следует проектировать, как правило, замкнутыми из монолитного бетона и железобетона, набрызг-бетона, железобетонных элементов заводского изготовления, применяемых, как правило, при щитовой проходке, или из чугунных тюбингов, исходя из назначения сооружения и глубины его заложения, инженерно-геологических условий, ожидаемых нагрузок и технологии производства строительно-монтажных работ.

Выбор наиболее рациональной конструкции обделки тоннеля следует производить на основе сравнения технико-экономических показателей различных вариантов строительства тоннеля.

7.5.3 Обделки по всему контуру должны иметь плотное примыкание к грунту. Пустоты за обделкой следует заполнять твердеющими составами или обеспечивать силовое прижатие монтируемых колец обделки к грунту.

7.5.4 Пределы огнестойкости несущих и других строительных конструкций следует принимать согласно 8.2.4.2.

7.5.5 Конструкции обделок тоннелей, порталов, сооружаемых в районах (зонах) сейсмичностью 7 баллов и более, должны удовлетворять требованиям действующих норм расчетов на сейсмостойкость.

7.5.6 Расстояние между антисейсмическими деформационными швами тоннельной обделки следует устанавливать расчетом и совмещать их с температурно-осадочными деформационными швами, расстояние между которыми в обделках из монолитного бетона и набрызг-бетона должно быть не более 20 м, а в случае использования монолитного железобетона - не более 40 м. При бетонировании обделок с помощью передвижных опалубок расстояние между деформационными швами рекомендуется назначать кратным длине опалубки.

Для сейсмических районов длина секций несущих подпорных стен, подъездной и выездной зон тоннеля должна составлять не более 15 м.

7.5.7 При пересечении тоннелем тектонических трещин или контакта между грунтами различной крепости следует устраивать дополнительные деформационные швы, отсекающие приконтактный участок тоннеля.

7.5.8 Конструкции антисейсмических, температурно-осадочных и дополнительных деформационных швов должны обеспечивать водонепроницаемость обделки.

7.5.9 Толщину элементов обделки, порталов и рамп следует устанавливать расчетом. Элементы обделки и порталов должны иметь толщину не менее указанной в таблице 7.


Таблица 7 - Толщина элементов обделки, порталов и рамп

Элемент обделки и порталов

Толщина, мм, не менее

Свод и стена тоннельной обделки из монолитного бетона и железобетона

200

То же из монолитного бетона на выпуклостях в крепких скальных грунтах прочностью, превышающей прочность бетона не менее чем в 1,5 раза

100 (200)*

Обделка набрызг-бетонная:

несущая

100 (200)

облицовочная или на выпуклостях в крепких скальных грунтах

50

блоки сплошного сечения сборной железобетонной обделки

150 (300)

ребра и спинки тюбингов сборной железобетонной обделки

100 (200)

Портал, оголовок и стена рампы:


из железобетона

150

из бетона

300

из бутобетона

500

* В скобках приведены значения для подводных тоннелей.

7.5.10 Минимальную толщину защитного слоя бетона до рабочей арматуры для сборных и монолитных железобетонных обделок, обделок из набрызг-бетона следует принимать не менее величин, указанных в таблице 8.


Таблица 8 - Минимальная толщина защитного слоя бетона рабочей арматуры в тоннельных обделках

Обделка тоннеля

Толщина элементов, мм

Минимальная толщина защитного слоя, мм

Сборная и монолитная железобетонная

От 300 до 500 включ.

30


Св. 500

40

Опускные секции

До 1000

30


Св. 1000

60

Набрызг-бетонная

Для любой толщины

20


Для сборных элементов минимальные значения толщины защитного слоя бетона рабочей арматуры, указанные в таблице 8, допускается уменьшать на 5 мм.