Статус документа
Статус документа


ГОСТ 33152-2014

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

     

Дороги автомобильные общего пользования

КЛАССИФИКАЦИЯ ТОННЕЛЕЙ

     
Automobile roads of general use. Classification of tunnels



МКС 73.100.40

Дата введения 2015-12-01
с правом досрочного применения

     

Предисловие


Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский дорожный научно-исследовательский институт" Министерства транспорта Российской Федерации (ФГУП "РОСДОРНИИ"), Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 "Дорожное хозяйство"

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по MК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по MК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Азербайджан

AZ

Азстандарт

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 июля 2015 г. N 921-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33152-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 декабря 2015 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Январь 2017 г.


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает признаки и порядок классификации тоннелей на автомобильных дорогах общего пользования (далее - тоннели), типовые конструктивно-технологические решения, требования к строительным материалам и изделиям, устройствам и системам обеспечения безопасной эксплуатации тоннелей.

Настоящий стандарт не распространяется на пешеходные тоннели, путепроводы тоннельного типа, а также сооружения, при проектировании и строительстве которых используются принципиально новые конструктивные решения и технологии, которые не прошли проверку в практике строительства и эксплуатации.

Классификация предназначается для обозначения тоннелей при их проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте (далее - строительство) и эксплуатации.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 1412-85 Чугун с пластинчатым графитом для отливок. Марки

ГОСТ 5781-82 Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия

ГОСТ 7293-85 Чугун с шаровидным графитом для отливок. Марки

ГОСТ 24451-80 Тоннели автодорожные. Габариты приближения строений и оборудования

ГОСТ 26633-2012 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

ГОСТ 30547-97 Материалы рулонные кровельные и гидроизоляционные. Общие технические условия

ГОСТ 32759-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные тумбы. Технические требования

ГОСТ 32830-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования

ГОСТ 32843-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Столбики сигнальные дорожные. Технические требования

ГОСТ 32848-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Изделия для дорожной разметки. Технические требования

ГОСТ 32866-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Световозвращатели дорожные. Технические требования

ГОСТ 32945-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Знаки дорожные. Технические требования

ГОСТ 32953-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Разметка дорожная. Технические требования

ГОСТ 32959-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Габариты приближения

ГОСТ 33128-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Технические требования

ГОСТ 33153-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование тоннелей. Общие требования

ГОСТ 33385-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные светофоры. Технические требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 автодорожный тоннель: Подземное (или подводное) инженерное (искусственное) сооружение для пропуска транспортных средств в местах пересечения автомобильной дороги с естественным или искусственным препятствием.

3.2 глубина заложения тоннеля: Расстояние, измеряемое от уровня земной или водной поверхности до верха тоннеля.

3.3 горный тоннель: Подземное инженерное (искусственное) сооружение для пропуска транспортных средств в местах пересечения автомобильной дороги с высотным препятствием.

3.4 длина тоннеля: Расстояние между наружными гранями въездных и выездных порталов или оголовков, отсчитываемое вдоль оси тоннеля.

3.5 длинный тоннель: Тоннель, который имеет длину более 300 м.

3.6 закрытый способ строительства: Строительство тоннеля без вскрытия поверхности земли.

3.7 зона безопасности: Отделенное противопожарными преградами помещение (отсек) в объеме тоннеля или притоннельное сооружение, приспособленное для временного пребывания людей во время пожара в транспортной зоне или другой части тоннеля.

3.8 короткий тоннель: Тоннель, который имеет длину до 300 м.

3.9 обделка: Постоянная несущая конструкция, воспринимающая внешние нагрузки, ограждающая тоннель и образующая его внутреннюю поверхность.

3.10 оголовок тоннеля: Архитектурно оформленная конструкция входной части тоннеля, состоящая из усиленного звена тоннельной обделки и обеспечивающая устойчивость лобового откоса.

3.11 открытый способ строительства: Строительство тоннеля со вскрытием поверхности земли.

3.12 подводный тоннель: Подводное инженерное (искусственное) сооружение для пропуска транспортных средств в местах пересечения автомобильной дороги с водным препятствием.

3.13 портал тоннеля: Архитектурно оформленная конструкция входной части тоннеля, состоящая из усиленного звена тоннельной обделки и подпорных стен и обеспечивающая устойчивость лобового и боковых откосов и отвод воды.

3.14 притоннельное сооружение: Подземное или наземное сооружение, в котором расположены технологические или эксплуатационные устройства, предназначенные для функционирования систем жизнеобеспечения тоннеля и примыкающие к основному тоннелю, или расположенное на припортальных площадках и технологически связанное с тоннелем.

3.15 проезжая часть тоннеля: Конструктивный элемент тоннеля, предназначенный для движения транспортных средств.

3.16 равнинный тоннель: Подземное инженерное (искусственное) сооружение для пропуска транспортных средств в местах пересечения автомобильной дороги с искусственным препятствием.

3.17 рампа: Заглубленный ниже уровня поверхности земли съезд или выезд автотранспортных средств, которые расположены на припортальных участках тоннеля неглубокого заложения.

3.18 сервисный тоннель: Тоннель, располагаемый, как правило, параллельно основному тоннелю и предназначенный для его обслуживания (прокладки коммуникаций, подачи или удаления воздуха, устройства эвакуационных выходов и т.п.).

3.19 специальный способ строительства: Способ строительства тоннеля, при котором до начала строительных работ выполняется комплекс мероприятий, обеспечивающих предварительную подготовку пород (грунтов) или обделки.

3.20 тоннель глубокого заложения: Тоннель с глубиной заложения более 15 м.

3.21 тоннель мелкого заложения: Тоннель с глубиной заложения до 15 м включительно.

3.22 транспортная зона: Основная часть объема тоннеля, заключенная между наружными гранями въездных и выездных порталов или оголовков, с расположенными в ней проезжей частью, другими элементами строительных конструкций, а также с эксплуатационным оборудованием, необходимым для использования тоннеля в качестве транспортного сооружения.

     4 Классификация

     

     4.1 Показатели тоннелей

4.1.1 Тоннели различают по общим показателям, показателям конструктивного исполнения и техническим показателям.

В группу общих показателей входят: расположение по отношению к рельефу земной поверхности; сейсмичность района строительства; глубина заложения; способ строительства; схема организации дорожного движения.

В группу показателей конструктивного исполнения входят: количество ярусов и пролетов; форма поперечного сечения; вид обделки и въезда-выезда.

В группу технических показателей входят: размеры поперечного сечения; длина; продольный профиль; профиль в плане; общее число полос; ширина полосы движения.

4.1.2 В зависимости от расположения по отношению к рельефу тоннели подразделяют на горные, подводные и равнинные.

4.1.3 Горные тоннели в зависимости от высоты пересечения подразделяют на вершинные, промежуточные и базисные.

4.1.4 Подводные тоннели в зависимости от расположения относительно дна водотока могут быть целиком заглубленные в грунтовый массив, тоннели на дамбах или отдельных опорах и "плавающие" тоннели с анкерным креплением тросовых оттяжек в русловое ложе.

4.1.5 В зависимости от сейсмичности района строительства тоннели разделяют на тоннели вне зоны или в зоне сейсмических или иных опасных воздействий: сейсмичностью 7; 8; 9 и 10 баллов.

4.1.6 В зависимости от глубины заложения тоннели подразделяют на мелкого заложения и глубокого заложения.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs