Статус документа
Статус документа

РБ-102-15

Руководство по безопасности при использовании атомной энергии

     
"Рекомендации к структуре и содержанию руководства по управлению запроектными авариями, в том числе тяжелыми авариями"



УТВЕРЖДЕНО приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.07.2015 г. N 288

Введено в действие с 24 июля 2015 г.


Настоящее руководство по безопасности при использовании атомной энергии разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии: пунктов 1.2.3, 1.2.16, 4.2.4, 5.1.4, 5.5.6 Общих положений обеспечения безопасности атомных станций (ОПБ-88/97), утвержденных постановлением Госатомнадзора России от 14 ноября 1997 г. N 9; пункта 4.10 Правил ядерной безопасности реакторных установок атомных станций (НП-082-07), утвержденных постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 декабря 2007 г. N 4.

Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору к структуре и содержанию руководств по управлению запроектными авариями, в том числе тяжелыми авариями, для атомных станций.

Руководство по безопасности предназначено для специалистов эксплуатирующих организаций и проектных организаций, выполняющих разработку руководств по управлению запроектными авариями.

Выпускается впервые.

________________

Разработано коллективом автором в составе Ланкин М.Ю., к.т.н., Букринский A.M., к.т.н., Козлова Н.А., к.т.н., Шарафутдинов Р.Б., к.т.н. (ФБУ "НТЦ ЯРБ"), Мирошниченко М.И., Манаков В.А. (Ростехнадзор).

I. Общие положения

1.1. Настоящее руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации к структуре и содержанию руководства по управлению запроектными авариями, в том числе тяжелыми авариями" (РБ-102-15) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии: подпунктов 1.2.3, 1.2.16, 4.2.4, 5.1.4, 5.5.6 Общих положений обеспечения безопасности атомных станций (ОПБ-88/97), утвержденных постановлением Госатомнадзора России от 14 ноября 1997 г. N 9; пункта 4.10 Правил ядерной безопасности реакторных установок атомных станций (НП-082-07), утвержденных постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 декабря 2007 г. N 4.

1.2. Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору к структуре и содержанию руководств по управлению запроектными авариями, в том числе тяжелыми авариями (далее по тексту - руководства по управлению запроектными авариями), для атомных станций.

1.3. Требования федеральных норм и правил в области использования атомной энергии к структуре и содержанию руководства по управлению запроектными авариями могут быть выполнены с использованием иных способов (методов), чем те, которые содержатся в настоящем Руководстве по безопасности, при обоснованности выбранных способов (методов) для обеспечения безопасности.

1.4. Настоящее Руководство по безопасности предназначено для специалистов эксплуатирующих организаций и проектных организаций, выполняющих разработку руководств по управлению запроектными авариями.

1.5. Используемые обозначения и сокращения приведены в приложении N 1, термины и определения - в приложении N 2 к настоящему Руководству по безопасности.

II. Общие рекомендации к содержанию руководства по управлению запроектными авариями

2.1. Действия персонала АС по управлению ЗПА, предусмотренные в РУЗА, направлены на достижение следующих основных целей:

прекращение цепной реакции деления в реакторе и удержание реактора в подкритическом состоянии;

обеспечение охлаждения ядерного топлива (предотвращение перехода ЗПА в тяжелую стадию либо прекращение дальнейшего развития тяжелого повреждения ядерного топлива, если оно уже началось);

обеспечение подкритичности и охлаждения ядерного топлива, находящегося в бассейнах выдержки и иных хранилищах отработавшего ядерного топлива;

удержание РВ в установленных в проекте АС границах, сведение к минимуму выхода РВ в окружающую среду;

обеспечение безопасного, стабильного и контролируемого состояния АС.

Общие сведения об особенностях управления ЗПА представлены в приложении N 3 к настоящему Руководству по безопасности.

2.2. В составе РУЗА приводятся указания по диагностике состояния АС, выбору и осуществлению стратегии управления запроектными авариями, направленной на достижение целей управления ЗПА, структурированные в виде инструкций, процедур и приложений справочно-информационной поддержки.

2.3. Руководства по управлению запроектными авариями разрабатываются для всех блоков АС, независимо от показателей вероятности тяжелой аварии и вероятности большого аварийного выброса.

2.4. РУЗА должно охватывать весь спектр ЗПА (включая тяжелые аварии), представленный в ООБ АС.

2.5. При разработке РУЗА учитываются все проведенные на блоке АС модернизации и реконструкции, а также имеющийся опыт ликвидации нарушений нормальной эксплуатации и управления авариями.

2.6. Предписываемые РУЗА действия персонала АС должны основываться на признаках происходящих событий и состояний реакторной установки, и АС в целом, а также прогнозе ожидаемых в процессе развития аварий условий.

2.7. Определение признаков состояния реакторной установки и АС в целом в рамках РУЗА следует по возможности увязывать со значениями измеряемых на АС (блоке АС) параметров. В случае отсутствия возможности прямых измерений необходимых параметров допускается использование вспомогательных средств оценки (см. раздел 6.1 настоящего Руководства по безопасности), позволяющих быстро оценить значение необходимого параметра.

2.8. При разработке РУЗА в качестве исходных состояний должны учитываться все возможные эксплуатационные состояния блока АС, предусмотренные технологическим регламентом безопасной эксплуатации, включая режимы работы блока АС на мощности, состояния останова для перегрузки и планово-предупредительного ремонта, с учетом готовности к работе систем и оборудования, характерных для каждого эксплуатационного состояния блока АС.

2.9. При разработке инструкций РУЗА для исходных состояний блока АС с остановленным реактором должно приниматься во внимание, что:

обнаружение и диагностика нарушений нормальной эксплуатации АС может быть затруднено, так как некоторые автоматические защиты и сигналы могут быть отключены;

возрастает вероятность ошибок персонала вследствие возрастания количества действий персонала, выполняемых дистанционно или по месту;

уменьшается количество технических средств, доступных для управления аварией, и количество измерительных приборов, так как часть из них может находиться в неработоспособном состоянии;

действия в состояниях с остановленным реактором выполняются оперативным персоналом реже, поэтому менее привычны, что также может привести к увеличению ошибок.

2.10. При разработке РУЗА должны учитываться все места нахождения ЯМ, РВ и РАО на АС, с которыми может быть связано возникновение ЗПА:

реактор;

бассейн выдержки отработавшего топлива;

хранилище отработавшего топлива на площадке (при его наличии на АС);

иные места нахождения ЯМ (узел свежего топлива, внутристанционные транспортные упаковочные комплекты);

хранилища РАО.

2.11. При разработке РУЗА учитывается возможное возникновение на блоке АС условий, которые могут усложнить управление запроектной, в том числе тяжелой, аварией (например, длительная потеря электроснабжения, потеря средств контроля, пожары, завалы, затопления, задымление, ионизирующее излучение, нарушение связей с внешней инфраструктурой).

2.12. При разработке РУЗА для блока в составе многоблочной АС учитываются технические средства соседних блоков АС (наличие источников энергии и воды, оборудования), которые могут быть использованы на аварийном блоке АС без ухудшения при этом состояния соседних блоков.

2.13. При разработке РУЗА учитывается, что использование имеющихся технических средств и привлечение персонала АС может быть осложнено тем, что запроектная, в том числе тяжелая, авария возникает одновременно на нескольких блоках АС, находящихся на одной площадке.

2.14. Выбранный способ представления инструкций РУЗА должен обеспечивать:

структурирование действий персонала АС в рамках РУЗА;

исключение пропуска указаний (важной информации), подлежащих учету персоналом при управлении аварией;

легкую для восприятия персоналом АС логику переходов внутри одной инструкции и между различными инструкциями РУЗА;

отсутствие текстовых вставок (например, комментариев), затрудняющих восприятие указаний, содержащихся в инструкциях;

правильное восприятие текстовой информации (формулировки указаний и положений правил управления не должны позволять двойственного толкования, рекомендуется использовать легкий для восприятия шрифт);

легкий поиск необходимой информации по указанным в инструкциях ссылкам.

2.15. В инструкциях РУЗА должны предусматриваться меры, направленные на снижение возможности совершения персоналом ошибок при выполнении действий, основанных на навыках, и действий, основанных на правилах. К таким мерам относятся:

включение в текст инструкций РУЗА указаний о необходимости осуществления проверок выполняемых действий (самопроверки и проверки другим лицом из персонала АС);

включение в текст инструкций РУЗА особых предупреждений в случаях, когда повышается вероятность ошибочных действий персонала (например, когда требуемая последовательность действий отличается от схожей последовательности действий, выполняемой персоналом более часто или к выполнению которой он больше подготовлен).

Также при разработке РУЗА следует анализировать возможность совершения персоналом ошибок в ходе управления аварией (ошибок при выполнении действий, основанных на знаниях). К мерам, направленным на снижение вероятности совершения ошибок персонала, относятся:

выполнение, насколько это возможно, более полных расчетных анализов аварий (включая тяжелые аварии) и разработка представительного технического обоснования РУЗА;

углубленная теоретическая подготовка персонала по вопросам феноменологии тяжелых аварий;

анализ (в том числе по результатам тренировок персонала) возможностей неправильной диагностики персоналом состояния АС и принятия неверного решения по управлению аварией с внесением по результатам анализа в текст РУЗА предупреждений персоналу и рекомендаций, позволяющих снизить вероятность принятия неправильного решения.

Информация о типах ошибок персонала и их краткая характеристика представлены в приложении N 4 к настоящему Руководству по безопасности.

III. Структура руководства по управлению запроектными авариями

3.1. РУЗА включает следующие разделы:

общие положения;

оперативный раздел, содержащий главную инструкцию, состоящую из диагностических инструкций и инструкций по реализации стратегий управления запроектными авариями, а также инструкции по выполнению отдельных задач управления запроектными авариями (инструкции по восстановлению/поддержанию функций безопасности);

справочно-информационное приложение, содержащее вспомогательные средства оценки, расчетное обоснование инструкций РУЗА, техническое обоснование инструкций РУЗА, описание феноменологии тяжелых аварий.

3.2. РУЗА может быть представлена как в виде одного документа, так и в виде набора документов, составляющих ее отдельные части.

3.3. Общий алгоритм действий персонала в соответствии с РУЗА приведен в приложении N 5 к настоящему Руководству по безопасности. Примерное содержание РУЗА (на примере блока АС с реактором типа ВВЭР) приведено в приложении N 6 к настоящему Руководству по безопасности.

IV. Структура и содержание раздела руководства по управлению запроектными авариями "Общие положения"


Раздел "Общие положения" РУЗА включает следующие подразделы:

назначение и область применения РУЗА. Структура РУЗА;

организационная структура управления запроектными авариями;

общий порядок начала применения РУЗА, перехода от одной инструкции РУЗА к другой, включая условия перехода к управлению ЗПА на стадии тяжелой аварии, прекращения действий в соответствии с РУЗА;

порядок осуществления действий, не предусмотренных РУЗА, порядок и условия вмешательства персонала АС в действия автоматики;

связь РУЗА с эксплуатационной документацией, действующей на АС;

рекомендации по поддержанию квалификации персонала в области управления запроектными авариями.

4.1. Назначение и область применения руководства по управлению запроектными авариями. Структура руководства по управлению запроектными авариями

4.1.1. Описывается назначение РУЗА как документа, определяющего действия персонала по управлению ЗПА.

4.1.2. Описывается область применения РУЗА. Показывается, что в РУЗА учтены все эксплуатационные состояния АС (перечисляются соответствующие эксплуатационные состояния), а также все места нахождения ЯМ, РВ и РАО на АС (перечисляются соответствующие места). Указывается, какие классы ЗПА охватываются РУЗА.

4.1.3. Описывается структура РУЗА.

4.2. Организационная структура управления запроектными авариями

4.2.1. Описывается организационная структура управления ЗПА, которую целесообразно основывать на существующей структуре, созданной на АС для ликвидации нарушений нормальной эксплуатации и проектных аварий, дополнив ее при необходимости с учетом специфики ЗПА (включая тяжелую стадию). Такой спецификой управления ЗПА может быть создание специальной технической группы, в состав которой включены ведущие специалисты АС (например, заместители главного инженера АС, начальники, заместители начальников основных подразделений АС). Задачей такой группы является подготовка предложений по управлению аварией для руководителя аварийных работ на основе инструкций и справочно-информационного раздела РУЗА. Также к подготовке предложений по управлению ЗПА могут привлекаться специальная группа оказания помощи АС (группа ОПАС), отраслевые центры технической поддержки. Решения по управлению авариями принимаются руководителем аварийных работ.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs