Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р 56518-2015

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

ТЕХНИКА КОСМИЧЕСКАЯ

Требования к системам менеджмента качества организаций, участвующих в создании, производстве и эксплуатации

     
Space products. Requirements for quality management systems of organizations participating in development, production and operation



ОКС 49.140

         03.120 10

Дата введения 2016-01-01

     

     Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный научно-исследовательский институт машиностроения" (ФГУП ЦНИИмаш)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 321 "Ракетно-космическая техника"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 июля 2015 г. N 889-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения

     1.1 Общие положения

1.1.1 Настоящий стандарт включает в себя требования к системе менеджмента качества ГОСТ ISO 9001 и дополнительные требования, специфические для космической промышленности, а также учитывает требования ГОСТ Р ЕН 9100.

1.1.2 Требования, определенные настоящим стандартом, являются дополнительными (не альтернативными) по отношению к требованиям контрактов и применимых законодательных и других обязательных требований.

В случае разногласий между требованиями настоящего стандарта и действующими законодательными и другими специфическими для космической промышленности обязательными требованиями последние имеют приоритет.

Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация:

a) нуждается в демонстрации своей способности всегда поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям;

b) ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы менеджмента качества, включая процессы постоянного ее улучшения, и обеспечение соответствия требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям.

Примечания

1 В настоящем стандарте термин "продукция" применим только:

a) к предназначаемой для потребителя или затребованной им продукции;

b) к любым заданным результатам процессов жизненного цикла.

2 Законодательные и другие обязательные требования могут быть выражены как правовые требования.


[ГОСТ ISO 9001-2011, пункт 1.1]

1.1.3 Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества организаций, осуществляющих научные исследования, проектирование и разработку, производство и эксплуатацию космических систем и комплексов, входящих в них составных частей, систем, агрегатов (приборов), комплектующих элементов, программных продуктов, а также осуществляющих оказание космических услуг требованиям в соответствии с техническим заданием заказчика (потребителя) и условиями контракта (договора) на всех стадиях жизненного цикла продукции научного и народно-хозяйственного назначения, в том числе по международным и коммерческим космическим проектам.

     1.2 Применение

Требования настоящего стандарта являются общими и предназначены для применения всеми организациями независимо от вида, размера и поставляемой продукции.

Если какое-либо требование(я) настоящего стандарта нельзя применить вследствие специфики организации и ее продукции, допускается его исключение.

При допущенных исключениях заявления о соответствии настоящему стандарту приемлемы, если эти исключения подпадают под требования раздела 7 и не влияют на способность или ответственность организации обеспечивать продукцией, соответствующей требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям.

[ГОСТ ISO 9001-2011, пункт 1.2]

1.2.1 Настоящий стандарт предназначен для применения организациями, расположенными на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности и подчинения.

1.2.2 Исключение требования должно быть документально обосновано. Если исключаемое требование раздела 7 связано с дополнительными по отношению к ГОСТ ISO 9001 требованиями или какой-то их частью в других разделах настоящего стандарта, то данные требования или их часть также могут быть исключены.

На основе настоящего стандарта допускается разрабатывать документы по стандартизации, учитывающие специфику конкретных видов продукции, деятельности и особенности организации деятельности на различных стадиях жизненного цикла продукции.

     2 Нормативные ссылки



В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения).

ГОСТ 27.310 Надежность в технике. Анализ видов, последствий и критичности отказов. Основные положения

ГОСТ ISO 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

ГОСТ ISO 9001 Системы менеджмента качества. Требования

ГОСТ 15467 Управление качеством продукции. Основные понятия, термины и определения

ГОСТ 16504 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ Р ИСО 9004 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества

ГОСТ Р ЕН 9100 Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонной промышленности. Требования

ГОСТ Р ИСО 10006 Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества при проектировании

ГОСТ Р ИСО 10007 Менеджмент организации. Руководящие указания по управлению конфигурацией

ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования

ГОСТ Р 51901.12 Менеджмент риска. Метод анализа видов и последствий отказов

ГОСТ Р 56464 Техника космическая. Авторский надзор главного конструктора в процессе производства

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины и определения по ГОСТ ISO 9000, ГОСТ 15467 и ГОСТ 16504, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 аутсорсинговый процесс: Процесс, который необходим организации для достижения, обеспечения, поддержания и повышения качества продукции (услуг) при создании, производстве и техническом обслуживании продукции при эксплуатации, ее системы менеджмента качества, и выполнение которого передано выбранной сторонней организации (соисполнителю).

3.1.2 высшее руководство организации: Должностное лицо или группа должностных лиц, осуществляющих руководство на высшем уровне управления организацией.


Примечание - К высшему руководству организации относят руководителя, заместителей руководителя по направлениям деятельности организации, в том числе представителя руководства организации, ответственного за систему менеджмента качества, главных специалистов организации.

3.1.3 заказчик: Федеральный орган исполнительной власти или другой государственный орган, или организация, которые совместно с государственным заказчиком осуществляют заказы в той части, которая является их интересом, участвует в выдаче технических заданий (исходные данные) на создание продукции или составных частей и (или) выполнение процессов (услуг).

3.1.4 идентификация: Обозначения или другие способы выделения продукции, позволяющие различить (отличить) две и более единицы изделий, комплектующих изделий, материалов, полуфабрикатов, оборудования, измерительных, контрольных и испытательных средств, документации (технической, нормативной и т.д.).

3.1.5 конфигурация: Взаимосвязанные функциональные и физические характеристики, установленные в документации и реализованные в продукции.

3.1.6 критичные технологические процессы и операции: Технологические процессы и операции по изготовлению критичных элементов, а также технологические процессы и операции, основные параметры которых вследствие ограничений по их измерению и контролю могут привести к снижению качества и надежности соответствующих технологических систем и, тем самым, к возможным отказам изделий.

3.1.7 критичные элементы: Элементы (например, детали, сборочные единицы, составные части, программное обеспечение, процессы, операции, технологические параметры, функции, связи, межструктурные сопряжения и др.), отказ которых приводит к отказу продукции, возникновению аварийной ситуации или невыполнению поставленной задачи, а также к угрозе человеческой жизни.

3.1.8 мониторинг: Комплексная система регламентированных периодических наблюдений или непрерывного сбора информации о параметрах сложного объекта или деятельности, оценки и прогноза изменений состояния.

3.1.9 организационная структура системы менеджмента качества: Состав, подчиненность, распределение ответственности, полномочий и взаимодействие руководящего персонала и органов управления в системе менеджмента качества, позволяющие обеспечивать выполнение функций и достигать установленные цели и задачи организации в области качества.


Примечание - Организационная структура системы менеджмента качества организации представляется в виде организационной схемы руководства и управления качеством.

3.1.10 отступление: Заключение о том, что характеристика (параметр) продукции отличается от установленных требований.

3.1.11 персонал: Коллектив работников или совокупность лиц, осуществляющих трудовые функции на основе трудового договора (контракта).

3.1.12 продукция: Результат процесса.


Примечание - Имеются пять общих категорий продукции:

- технические средства (комплекс, изделия комплекса, составные части изделия ракетно-космической техники и т.д.);

- программная продукция (например, программное средство, программное изделие, программное обеспечение, словарь);

- услуги (космическая связь, транспортные перевозки, испытания и т.д.);

- научно-техническая продукция [аванпроект (техническое предложение), эскизный проект (технический проект), модели и макеты в электронном виде, конструкторская, технологическая, программная и эксплуатационная документация, проекты федеральных программ, нормативные документы по стандартизации и др.];

- перерабатываемые материалы (смазка, окислители, гидравлические жидкости и др. эксплуатационные и расходные материалы).

3.1.13 программа (план) качества: Документ, регламентирующий конкретные меры в области качества, ресурсы и последовательность деятельности, кем и когда должны применяться в отношении конкретной продукции, процессу или контракту.

3.1.14 программа обеспечения качества: Документ, устанавливающий комплекс взаимоувязанных и взаимодействующих организационных и технических мероприятий, методов, средств, правил, требований и норм, направленных на выполнение требований к качеству, заданных технической документацией на создание и (или) изготовление изделия.

3.1.15 риск: Нежелательная ситуация или обстоятельства, характеризующиеся вероятностью возникновения и потенциально негативными последствиями.

3.1.16 соисполнитель: Организация, выполняющая на основании соответствующего документа (технического задания, контракта, договора) определенную долю совместных работ по созданию, производству, вводу в эксплуатацию и техническому обслуживанию при эксплуатации продукции.

3.1.17 специальный процесс: Технологический процесс, результат выполнения которого не может быть оценен последующим мониторингом или измерениями, из-за чего недостатки становятся очевидными только после начала использования продукции (предоставления услуги).

3.1.18 специальное требование: Требование, устанавливаемое заказчиком (потребителем) или определяемое организацией, имеющее высокий риск невыполнения, что требует включения его в процесс управления рисками.


Примечания

1 Факторами, влияющими на отнесение требований к специальным, являются сложность продукции или процесса, прошлый опыт, освоенность продукции или отлаженность процесса.

2 Примеры специальных требований включают предельные относительно возможностей их выполнения эксплуатационные требования заказчика (потребителя) или требования организации, предельные по отношению к ее техническим или технологическим возможностям.

3.1.19 средства технологического оснащения: Совокупность орудий производства, необходимых для осуществления технологического процесса.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ЖЦП - жизненный цикл продукции;

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs