Статус документа
Статус документа

ГОСТ ISO 13849-1-2014 Безопасность оборудования. Элементы систем управления, связанные с безопасностью. Часть 1. Общие принципы конструирования

     4.4 Конструирование элементов системы управления, связанных с безопасностью (SRP/CS)


Элементы, снижающие риск, определяют безопасность функционирования машин. Элементы, обеспечивающие безопасность, обеспечивают безопасность управления, блокируя, в частности, непредусмотренный запуск в работу.

Функция безопасности может быть реализована с помощью одного или нескольких SRP/CS, в то же время несколько функций безопасности могут относиться к одному SRP/CS (например, логическое устройство, регулятор мощности). Также возможно, что один SRP/CS реализует функцию безопасности и стандартную функцию управления. Конструктор может использовать любые доступные технологии, по одной или в сочетании друг с другом. SRP/CS может также выполнять и эксплуатационную функцию (например, в AOPD как средство включения цикла).

На рисунке 4 представлена диаграмма функции безопасности, отражающая комбинации SRP/CS для:

- входных устройств (SRP/CS);

- логических блоков/обработки (SRP/CS);

- выходных/силовых управляющих элементов (SRP/CS) и

- средств соединения (интерфейсов: например, электрических, оптических) (i, i).

Примечание 1 - Для одной и той же машины необходимо проводить различие между различными функциями безопасности и связанными с ними SRP/CS, реализующими определенную функцию безопасности.


Определяя функцию безопасности для системы управления, конструктор должен определить и элемент обеспечения безопасности (см. рисунки 1 и 3) и, где это необходимо, привязать ее ко входу, логической схеме и выходу и в случае резервирования к отдельным каналам, а затем оценить уровень эффективности защиты PL (см. рисунок 3).

Примечание 2 - Указанная структура представлена в разделе 6.

Примечание 3 - Все интерфейсы включены в элементы обеспечения безопасности.

     
l - ввод; L - логический элемент; O - вывод; 1 - событие инициации
(например, ручная активация нажимной кнопки, открытие предохранительного приспособления, прерывание пучка AOPD); 2 - силовой привод механизма (например, тормоз двигателя)

     
Рисунок 4 - Схематическое изображение комбинации элементов системы управления, связанных с безопасностью, для осуществления типичной функции безопасности