Статус документа
Статус документа


РМГ 128-2013

     

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ

     

Государственная система обеспечения единства измерений

     
ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ ЛАБОРАТОРИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ИСПЫТАНИЯ И ИЗМЕРЕНИЯ

     
State system for ensuring the uniformity of measurements. Requirements for the creation of laboratories performing tests and measurements



МКС 17.020

Дата введения 2015-05-01

     

Предисловие


Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

Сведения о рекомендациях

1 РАЗРАБОТАНЫ Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы" (ФГУП "ВНИИМС")

2 ВНЕСЕНЫ Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

3 ПРИНЯТЫ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 декабря 2013 г. N 63-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Молдова

MD

Молдова-Стандарт

Россия

RU

Росстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июня 2014 г. N 664-ст рекомендации по межгосударственной стандартизации РМГ 128-2013 введены в действие в качестве рекомендаций по метрологии Российской Федерации с 1 мая 2015 г.

5 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящим рекомендациям публикуется в ежегодном информационном указателе "Руководящие документы, рекомендации и правила", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты".

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящих рекомендаций соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Введение


В настоящих рекомендациях учтены основные положения международного руководства OIML G 13 (ex Р 7), принятого в 1989 г. Рекомендации подготовлены с целью оказания помощи организациям, планирующим создание лабораторий, осуществляющих испытания и измерения, причем не только в области обеспечения единства измерений, но и в области испытаний продукции различного назначения.

Приведены основы планирования и создания лабораторий, осуществляющих испытания и измерения, приведены общие требования к этим лабораториям. Специальные требования к лабораториям по отдельным видам измерений в настоящих рекомендациях не приводятся.

В силу того, что большинство подобных организаций в той или иной степени могут быть связаны с проведением испытаний продукции и материалов, в настоящих рекомендациях также рассмотрены требования к помещениям, используемым для осуществления испытательной деятельности, а также вопросы взаимодействия этих лабораторий с метрологическими лабораториями.

     1 Область применения


Настоящие рекомендации устанавливают основные требования к лабораториям, осуществляющим испытания и измерения, которые могут быть применены к различным испытательным и измерительным лабораториям.

     2 Нормативные ссылки


В настоящих рекомендациях использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные документы:

ГОСТ 8.395-80 Государственная система обеспечения единства измерений. Нормальные условия измерений при поверке. Общие требования

ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 13109-97 Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения

ГОСТ ИСО 8995-2002 Принципы зрительной эргономики. Освещение рабочих систем внутри помещений

РМГ 29-2013 Государственная система обеспечения единства измерений. Метрология. Основные термины и определения

Примечание - При пользовании настоящими рекомендациями целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящими рекомендациями следует руководствоваться заменяющим (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящих рекомендациях применены термины по РМГ 29, а также следующий термин с соответствующим определением:

3.1 метрологическое обеспечение измерений: Совокупность элементов и процессов, направленных на получение результатов измерений и испытаний, отвечающих требованиям, установленным национальным законодательством в области обеспечения единства измерений, а также установленным требованиям к метрологическим характеристикам результатов измерений, испытаний и контроля.

     4 Основы планирования

4.1 При планировании создания лабораторий, осуществляющих испытания и измерения, необходимо провести оценку потребностей в метрологической и испытательной деятельности с учетом потенциальных возможностей планируемой лаборатории, требований действующих и подготовленных к принятию нормативных документов в области обеспечения единства измерений и технических регламентов, требования которых могут касаться средств измерений, подлежащих испытаниям.

4.2 Следует учесть наличие других организаций, занятых в данной сфере деятельности, а также организаций, с которыми возможно сотрудничество на базе договорных отношений. Вопросы кооперации становятся все более актуальными в свете стоящих перед лабораториями, осуществляющими испытания и измерения, задач по оптимизации расходов.

4.3 При планировании затрат на создание лаборатории, осуществляющей испытания и измерения, необходимо учитывать, что расходы на подготовку персонала и обеспечение соответствующего уровня компетентности будут оправданными вне зависимости от сроков окупаемости. Это подтверждается опытом работы лабораторий многих стран.

4.4 При недостаточности средств, получаемых за счет собственной хозяйственной деятельности или иных источников, сферу деятельности лаборатории, осуществляющей испытания и измерения, целесообразно ограничить, максимально используя возможности сотрудничества с другими органами и лабораториями. При этом усилия следует сосредоточить на тех видах испытательной и измерительной деятельности, которые указанные структуры не выполняют. Деятельность лабораторий, осуществляющих испытания и измерения, и их бюджеты должны тщательно планировать, что позволит обеспечить максимальную эффективность работы лабораторий, проводить их техническое переоснащение, приобретать новое оборудование и реализовывать программы повышения уровня компетентности персонала.

     5 Планирование деятельности лабораторий, осуществляющих испытания и измерения

5.1 При планировании деятельности лаборатории, осуществляющей испытания и измерения, следует учитывать особенности национальных требований в области законодательной метрологии. При этом особая роль отводится эталонам, которые являются основой деятельности при осуществлении измерений, испытаний и контроля.

5.2 Целью планирования при организации лаборатории, осуществляющей испытания и измерения, является создание возможностей для максимально эффективного предоставления услуг. В этой связи тщательный анализ потребностей рынка необходим не только для определения перечня и технических характеристик приобретаемых рабочих эталонов, но и для оценки объемов и географии деятельности, включая технические устройства и системы, в том числе средства измерений, подлежащие испытаниям по месту их монтажа и установки.

В некоторых случаях конструкция указанных технических устройств и систем, в том числе средств измерений, может быть такова, что их испытания за пределами мест постоянного использования не будет обеспечивать результаты, приемлемые с точки зрения метрологических показателей.

5.3 Если по результатам объективной оценки установлено, что для удовлетворения потребностей сравнительно небольшой группы заказчиков необходимо специальное и крайне редко используемое испытательное или измерительное оборудование, то следует оценить целесообразность его приобретения. В такой ситуации, вероятно, имеет смысл заключить соглашение с организацией, имеющей такое оборудование, в рамках которого можно будет проводить испытания в интересах своих клиентов.

Подобные соглашения позволяют не только избежать неоправданных затрат на приобретение оборудования, простаивающего большую часть времени, но и сократить расходы на аренду и подготовку используемого для него помещения, обучение персонала и эксплуатацию транспортных средств, что в полной мере соответствует принципу деятельности лабораторий, осуществляющих испытания и измерения, предполагающему "решение проблем по мере их возникновения".

5.4 Обобщая сказанное, можно рекомендовать на начальном этапе планирования создания лаборатории, осуществляющей испытания и измерения, провести анализ рынка, позволяющий получить данные по количеству и типам подлежащих испытаниям объектов, в том числе средств измерений, области их применения, необходимой точности результатов испытаний и измерений и местонахождении. Для большей части объектов испытаний, включая средства измерений, данные по количеству, вероятно, будут приблизительными, однако по железнодорожным платформенным весам и испытательным установкам для уникальных средств измерений эти данные могут быть достаточно точными.

     6 Планирование деятельности по метрологическому обеспечению лабораторий, осуществляющих испытания и измерения

6.1 Следует учесть, что обеспечение высокого качества продукции и создание условий для эффективного метрологического контроля требуют тесного взаимодействия лабораторий, осуществляющих испытания и измерения, с соответствующими метрологическими службами.

6.2 В общем случае нежелательно, чтобы испытания и поверка (калибровка) средств измерений осуществлялись в одном и том же помещении, одним и тем же персоналом. Вместе с тем, существуют так называемые пограничные области деятельности, к числу которых могут быть отнесены и испытания средств измерений. В рамках таких испытаний может потребоваться калибровка средства измерений, которая формально не относится к испытательной деятельности. В этом случае использование одного и того же квалифицированного персонала можно считать оправданным.

6.3 Выбор оборудования для калибровки обычно обусловлен требованиями в отношении точности, надежности и ремонтопригодности, а также ценой и возможностью его приобретения.

6.4 Методики измерений и испытаний часто содержат требования, не выполнимые с помощью оборудования, предлагаемого на рынке. Этим объясняется необходимость проведения всестороннего анализа и тщательного отбора оборудования уже на самых ранних стадиях проектирования лаборатории, осуществляющей испытания и измерения. Стадия планирования должна начинаться с выбора методик измерений и испытаний и соответствующих им средств измерений, а не наоборот. Обратный порядок действий может стать причиной неоправданных расходов (и нерационального использования площадей).

Тщательная проработка действующих стандартов, методик измерений и испытаний и каталогов изготовителей дает представление о требованиях, предъявляемых к размерам лабораторных помещений и системам кондиционирования воздуха.

     7 Требования к деятельности по метрологическому обеспечению измерений и испытаний вне пределов лабораторий, осуществляющих испытания и измерения

7.1 В некоторых случаях испытания могут быть проведены только на самом предприятии-изготовителе. С этой целью официальный представитель лаборатории, осуществляющей испытания и измерения, должен убедиться в том, что испытательное оборудование и средства измерений изготовителя полностью соответствуют требованиям, установленным национальными нормативными правовыми документами в области обеспечения единства измерений, а также требованиям соответствующих методик измерений и испытаний. Это является подтверждением и обоснованием необходимости связи метрологии с испытательной деятельностью.

7.2 Для транспортировки к месту испытаний или измерений объектов исследования лаборатории, осуществляющие испытания и измерения, должны иметь в своем распоряжении соответствующие транспортные средства (грузовые и легковые машины).

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs