ГОСТ Р ИСО 17268-2014
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УСТРОЙСТВА СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ЗАПРАВКИ НАЗЕМНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ГАЗООБРАЗНЫМ ВОДОРОДНЫМ ТОПЛИВОМ
Gaseous hydrogen land vehicle refuelling connection devices
ОКС 27.075
ОКП 45 0000
Дата введения 2015-07-01
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Некоммерческим партнерством "Национальная ассоциация водородной энергетики (НП НАВЭ)" на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации N 29 "Водородные технологии"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 ноября 2014 г. N 1763-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 17268:2012* "Устройства присоединительные для повторной заправки топливом наземных средств передвижения, работающих на сжатом водороде" (ISO 17268:2012 Gaseous hydrogen land vehicle refuelling connection devices)
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5 (пункт 3.5)
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)
Международная организация по стандартизации (ИСО) является международной федерацией национальных органов по стандартизации (членов ИСО). Деятельность по подготовке международных стандартов осуществляется через технические комитеты. Каждый член, заинтересованный в разработке стандартов, имеет право быть представленным в данном комитете.
ИСО тесно сотрудничает с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам стандартизации в электротехнической области.
Международные стандарты разрабатываются в соответствии с правилами, изложенными в Директивах ИСО/МЭК, часть 2.
Основной задачей технических комитетов является подготовка международных стандартов. Проекты международных стандартов, утвержденные техническим комитетом, распространяются среди организаций-членов ИСО для голосования. Для принятия международного стандарта необходимо собрать минимум 75% голосов организаций-членов.
ИСО обращает внимание на то, что некоторые части документа могут регулироваться законодательством о патентных правах. ИСО не несет ответственности за идентификацию таких патентных прав.
Международный стандарт ИСО 17268:2012 подготовлен Техническим комитетом Международной организации по стандартизации ИСО/ТК 197 "Водородные технологии" (ISO/TC 197 Hydrogen technologies).
Разработка настоящего национального стандарта осуществлялась национальным техническим комитетом по стандартизации ТК 029 "Водородные технологии" в обеспечение Технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011).
Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности к конструкции и эксплуатационным характеристикам соединительных устройств для заправки наземных транспортных средств сжатым водородом.
Соединительное устройство (соединительное звено) для заправки транспортных средств, работающих на сжатом водороде (ТССВ), состоит из следующих компонентов:
- заправочный преемник с защитной крышкой (устанавливаются на ТССВ);
- заправочный вентиль.
Настоящий стандарт распространяется на соединительные заправочные устройства с рабочим давлением 11 МПа, 25 МПа, 35 МПа и 70 МПа.
- Н11 - 11 МПа при 15°С
- Н25 - 25 МПа при 15°С
- Н35 - 35 МПа при 15°С
- H35HF - 35 МПа при 15°С (для грузового транспорта с повышенной интенсивность эксплуатации);
- Н70 - 70 МПа при 15°С.
Заправочные вентили и приемники, отвечающие требованиям настоящего стандарта, позволяют заправлять ТССВ на водородных заправочных станциях с рабочим давлением равным или ниже рабочего давления в топливной системе автомобиля. Они исключают возможность заправки ТССВ на заправочных станциях, осуществляющих заправку автомобилей смесью водорода с природным газом.
Настоящий стандарт не распространяется на соединительные заправочные устройства, подающие смеси водорода с природным газом.
Примечание - Настоящий стандарт может использоваться в целях сертификации изделий.
В настоящем стандарте используются нормативные ссылки на документы*, являющиеся необходимыми при его применении. Для датированных ссылок применяется указанная редакция. Для недатированных ссылок применяется последняя редакция приведенного документа (включая поправки).
________________
* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
ИСО 188 Каучук вулканизованный или термопластичный. Испытания на ускоренное старение и теплостойкость (Rubber, vulcanized or thermoplastic - Accelerated ageing and heat resistance tests)
ИСО 1431-1 Каучук вулканизованный или термопластичный. Стойкость к растрескиванию под действием озона. Часть 1. Испытание при статической и динамической деформации (Rubber, vulcanized or thermoplastic - Resistance to ozone cracking - Part 1: Static and dynamic strain testing)
ИСО 9227 Испытания на коррозию в искусственной атмосфере. Испытания в соляном тумане (Corrosion tests in artificial atmospheres - Salt spray tests)
ИСО 12103-1 Транспорт дорожный. Испытательная пыль для оценки фильтра. Часть 1. Испытательная пыль пустынь Аризоны (Road vehicles - Test dust for filter evaluation - Part 1: Arizona test dust)
ИСО 14687-2 Топливо водородное. Технические условия на продукт. Часть 2. Применение для топливных элементов с протонообменной мембраной дорожных транспортных средств (Hydrogen fuel - Product specification - Part 2: Proton exchange membrane (РЕМ) fuel cell applications for road vehicles)
ИСО 15501-1 - Транспорт дорожный. Топливные системы, работающие на сжатом природном газе. Часть 1. Требования безопасности (Road vehicles - Compressed natural gas (CNG) fuel systems - Part 1: Safety requirements)
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 соединительное звено (connector): Совмещенный комплект заправочного вентиля и заправочного приемника (переходника) ТССВ, который позволяет осуществить быстрое соединение и отсоединение при заправке топливом транспортного средства или системы хранения.
3.2 цикл испытаний (cycle): Процесс, включающий в себя надежное соединение заправочного вентиля и заправочного приемника, нагнетание давления водорода до расчетного значения, сброс давления и отсоединение заправочного вентиля.
3.3 гелий сухой (dry helium): Гелий с температурой точки росы, обеспечивающей отсутствие конденсата во время испытаний, при чистоте не менее 99%.
3.4 водород сухой (dry hydrogen): Водород, соответствующий или превышающий уровень качества согласно ИСО 14687-2
3.5 газ для испытания на герметичность (leak test gas): Газ для испытания на герметичность, состоящий из сухого водорода или сухого гелия, либо смеси содержащей как минимум 10% водорода или гелия и азота.
3.6 максимальное рабочее давление (maximum working pressure): максимальное давление, которое имеет место внутри соединительного звена заправочного устройства во время работы, независимо от температуры.
Примечание - Максимальное рабочее давление составляет 125% от значения номинального рабочего давления при температуре 15°С (для испытания заправочного вентиля и заправочного приемника на соответствие настоящему стандарту).
3.7 номинальное рабочее давление (nominal working pressure): Давление, при котором должно работать соединительное устройство при температуре газа 15°С.
Примечание - Определяет давление газа в целиком заполненной системе хранения.
3.8 заправочный вентиль (nozzle): Устройство системы заправки топливом, которое позволяет быстро подключить и отключить подачу водорода в автомобиль или емкость для хранения газа.
3.9 средства принудительной блокировки (positive locking means): Конструктивная особенность, которая обеспечивает приведение в действие блокирующего механизма, необходимого для того, чтобы до подачи давления зафиксировать наличие надежной работы соединительного звена.
3.10 защитная крышка (protective cap): Средство, предотвращающее попадание дорожной грязи и других загрязняющих веществ во впускное отверстие заправочного приемника транспортного средства.
3.11 заправочный приемник (receptacle): Устройство, установленное на транспортном средстве или системе хранения водорода, предназначенное для соединения с заправочным вентилем и позволяющее осуществлять заправку водородом.
Примечание - термин может применяться к впускному отверстию для заправки топливом.
4.1 При конструировании заправочных вентилей и заправочных приемников ТССВ в соответствии настоящим стандартом должны быть учтены установленные требования по безопасности, долговечности и ремонтопригодности.
4.2 Заправочные вентили и заправочные приемники, сконструированные и испытанные в соответствии с настоящим стандартом должны обеспечивать защиту:
а) автомобиля, работающего на водородном топливе, при попытке заправки на станциях с рабочим давлением или расходом выше, чем у используемого автомобиля;
б) автомобиля, работающего на водородном топливе, при попытке заправки на станциях, заправляющих транспортные средства другим газообразным топливом;
в) транспортного средства, работающего на другом газообразном топливе, при попытке заправки на водородных заправочных станциях.
4.3 Заправочные вентили и заправочные приемники должны быть изготовлены в соответствии с современной инженерно-технической практикой.
4.4 Заправочные вентили и заправочные приемники должны быть:
а) спроектированы таким образом, чтобы максимально исключить вероятность неправильной сборки,
б) спроектированы с учетом защиты от смещения, деформации, коробления или других повреждений,
в) изготовлены в соответствии требования обеспечения герметичности и целостности конструкции при нормальных условиях эксплуатации;
г) сконструированы с соблюдением всех необходимых требований безопасности.
4.5 Заправочные вентили и заправочные приемники должны изготавливаться из материалов, пригодных и совместимых для эксплуатации со сжатым водородом в диапазонах давления и температуры, которым они будут подвергаться в соответствии с 5.8 и 6.9. Материалы, используемые для изготовления заправочных вентилей, заправочных приемников и защитных крышек, должны быть искробезопасными или способствующими уменьшению искрообразования. Все компоненты, подвергающиеся воздействию давления или смачиванию, должны также изготавливаться из материала, совместимого с деионизированной водой. Совместимость с неметаллическими материалами должна быть подтверждена документально изготовителем компонента или независимой третьей стороной.
4.6 Заправочный вентиль должен подсоединяться или отсоединяться от заправочного приемника без использования инструментов.
4.7 Заправочные приемники Н11 и Н25 должны устанавливаться на автомобиль в соответствии с требованиями ИСО 15501-1. Все другие заправочные приемники должны устанавливаться на автомобиль в соответствии с требованиями к габаритам рабочей зоны, указанным в приложении А.
4.8 Защитные крышки служат для защиты заправочного приемника от загрязнения и не должны подвергаться воздействия давления. Они должны обладать устойчивостью, достаточной для защиты от случайного сдвигания с места. Все защитные крышки должны иметь фиксатор, прикрепляющий их к заправочному приемнику автомобиля.
5.1 Заправочные вентили должны соответствовать требованиям к размерам, указанным в 6.1, и обеспечивать надлежащую взаимозаменяемость. Заправочные вентили должны соединяться с заправочными приемниками, имеющими такое же номинальное давление или выше, и их конструкция не должна позволять использовать эти устройства с оборудованием имеющим давление, меньшее номинального рабочего давления. Заправочный вентиль должен выступать на 1 мм из стопорного кольца для всех вентилей с различным номинальным рабочим давлением. Конструкция вентилей должна позволять использовать их только с транспортными средствами на сжатом водороде. Должна быть исключена возможность их использования для автомобилей, работающих на других газовых топливах.
5.2 Заправочные вентили должны относиться к одному из следующих трех типов:
ТИП A (TYPE A) - заправочный вентиль с распределительным шлангом, который остается герметично закрытым после прекращения подачи в него газа из заправочной станции. Заправочный вентиль не должен пропускать поток водорода в отсутствии надежного соединения с заправочным приемником. Такой заправочный вентиль должен быть оборудован встроенным золотником (золотниками), который перед тем, как произойдет отсоединение заправочного вентиля от заправочного приемника, прекращает подачу газа и позволяет безопасно удалить остатки водорода. Конструкцией узлов соединительного звена должно быть предусмотрено наличие полости, открывающейся перед разъемом соединительного звена, в которую водород, находящийся между золотником заправочного вентиля и запорным клапаном заправочного приемника, может безопасно быть удален до отсоединения заправочного вентиля.