Статус документа
Статус документа

     
     ГОСТ Р ИСО 39001-2014

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Системы менеджмента безопасности дорожного движения (БДД)

ТРЕБОВАНИЯ И РУКОВОДСТВО ПО ПРИМЕНЕНИЮ

Road traffic safety (RTS) management systems. Requirements with guidance for use



ОКС 03.220,

          03.220.20

Дата введения 2015-06-01

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в п.4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 278 "Безопасность дорожного движения"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 октября 2014 г. N 1327-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 39001:2012* "Системы менеджмента безопасности дорожного движения (БДД). Требования и руководство по применению" (ISO 39001:2012 "Road traffic safety (RTS) management systems - Requirements with guidance for use"), подготовленному проектным Техническим Комитетом PC 241, Road Traffic safety management systems (Системы менеджмента безопасности дорожного движения).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


По тексту стандарта введены дополнительные сноски, выделенные курсивом, в которых даются необходимые разъяснения отдельных положений стандарта с точки зрения нормативных документов, действующих в Российской Федерации.

В текст стандарта включено дополнительное справочное приложение ДА, в котором приводится сопоставление терминов, используемых в настоящем стандарте, и аналогичных терминов в соответствии с нормативными документами Российской Федерации.

Перевод с английского языка (еn).

Степень соответствия - идентичная (IDТ)

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 Следует обратить внимание на возможность того, что некоторые элементы настоящего стандарта могут быть объектом патентного права. ИСО не несет ответственности за идентификацию какого-либо одного или всех случаев применения таких патентных прав.


Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

Предисловие к ИСО 39001:2012 "Системы менеджмента безопасности дорожного движения (БДД). Требования и руководство по применению"


ИСО (Международная организация по стандартизации) - это всемирно известное объединение национальных органов по стандартизации (организации-члены ИСО). Работа по подготовке международных стандартов обычно проводится через технические комитеты ИСО. Каждая организация - член ИСО, заинтересованный в теме для работы по которой был создан технический комитет имеет право быть представленным в этом комитете. Международные организации как правительственные, так и неправительственные, в связи с ИСО также принимают участие в работе. ИСО тесно сотрудничает с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по вопросам стандартизации электротехники.

Международные стандарты подготавливаются в соответствии с правилами, изложенными в Директивах ИСО/МЭК, часть 2.

Главной задачей технических комитетов является подготовка международных стандартов. Проекты международных стандартов, принятые техническими комитетами рассылаются организациям-членам для голосования. Для публикации в качестве международного стандарта требуется не менее 75% голосов организаций-членов.

ИСО 39001 был подготовлен создаваемым Техническим комитетом PC 241, Road Traffic safety management systems (Системы менеджмента безопасности дорожного движения).

Введение ИСО 39001:2012 "Системы менеджмента безопасности дорожного движения (БДД). Требования и руководство по применению"


Безопасность дорожного движения является глобальной проблемой. Приблизительно 1,3 млн человек погибают и от 20 до 50 млн человек получают телесные повреждения на дорогах всего мира каждый год и эти цифры возрастают [10]. Социально-экономическое воздействие аварийности и воздействие на жизнь и здоровье населения является весьма существенным.

Настоящий стандарт предоставляет инструмент, призванный помочь организациям уменьшить, и в пределе, избегать аварийности и риска смертельных случаев и случаев тяжких телесных повреждений, связанных с дорожно-транспортными происшествиями. Концентрация активности на этом направлении может иметь результатом также повышение экономической эффективности использования системы организации дорожного движения.

Настоящий стандарт идентифицирует элементы надлежащей практики, которые позволят организации достигнуть желаемых результатов в безопасности дорожного движения.

Настоящий стандарт применим к общественным и частным организациям, которые взаимодействуют с системами организации дорожного движения. Он может быть использован как внутренней, так и внешней сторонами, включая органы по сертификации для оценки возможности организации удовлетворять требованиям.

Мировой опыт показал, что существенное снижение случаев гибели людей и тяжких телесных повреждений может быть достигнуто принятием целостного подхода Безопасной Системы к безопасности дорожного движения. Он включает ясный и недвусмысленный акцент на результатах безопасности дорожного движения и действиях, основанных на фактах, подкрепленный соответствующими организационными возможностями [9], [11], [12].

Правительство не может достигнуть упомянутого снижения уровня аварийности самостоятельно. Важную роль будут играть организации любых типов и размеров, а также и индивидуальные пользователи дорожной сети. В результате принятия настоящего стандарта организации смогут достигнуть следующего:

- результатов безопасности дорожного движения на уровне, превышающем уровень, который можно достигнуть путем соответствия законодательству и стандартам,

- своих собственных целей и, в то же время внести вклад в достижение общественных целей.

Система менеджмента, представленная в настоящем стандарте нацеливает организацию на ее собственные цели и планы в безопасности дорожного движения и руководит планированием деятельности, направленной на реализацию этих целей посредством использования подхода "Безопасная система" в безопасности дорожного движения. В приложении В описаны категории результатов безопасности дорожного движения, подход "Безопасная система" и структура менеджмента надлежащей практики безопасности дорожного движения, а также показано, как они могут быть соотнесены с настоящим стандартом.

Приложение А содержит некоторые указания по руководству для внедрения настоящего стандарта.

Система менеджмента безопасности дорожного движения интегрирована или построена как совместимая с другими системами менеджмента (см. приложение С) и процессами внутри организации.

Настоящий стандарт способствует использованию принципа итерационных (повторяющихся) процессов (планируй, делай, проверяй, исправляй), который стимулирует организацию к достижению результатов безопасности дорожного движения.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента безопасности дорожного движения (далее - БДД), для обеспечения возможности для организации, которая связана с системами дорожного движения, добиться уменьшения числа погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях, на которые эта организация может влиять. Требования в настоящем стандарте включают развитие и внедрение соответствующей политики в области БДД, разработку целей и планов действий БДД, учитывающих законодательные и иные требования, под которые подпадает организация, а также информацию об элементах и критериях, относящихся к БДД, которые организация идентифицирует как те, которыми она может управлять и на которые она может влиять.

Настоящий стандарт применяется к любой организации вне зависимости от ее типа, размера, а также поставляемых организацией продукции или услуг в том случае, если организация планирует:

a) повысить уровень БДД;

b) создать, внедрить, поддерживать и улучшать систему менеджмента БДД;

c) обеспечить свое соответствие сформулированной политике в области БДД;

d) доказать соответствие требованиям настоящего стандарта.

Настоящий стандарт предназначен для целей менеджмента БДД. Стандарт не имеет целью установление технических требований и требований качества к средствам транспортирования и транспортным услугам (например, дороги, дорожные знаки/светофоры, автомобили, трамваи, услуги по грузовым и пассажирским перевозкам, службы спасения и скорой помощи).

Задачей настоящего стандарта не является установление единообразия в структуре менеджмента БДД или единообразие документации.

БДД является объектом совместной ответственности. Настоящий стандарт не имеет своей целью освобождение пользователей дорог от их обязанностей соблюдать законодательство и ответственного поведения. Стандарт может способствовать организации в усилиях по поощрению пользователей дорог к соблюдению законодательства.

Все требования настоящего стандарта не являются предметом патентного права.

В тех случаях, когда-какое либо из требований настоящего стандарта не могут быть применены по причине статуса организации, а также ее продукции или услуг, это требование может считаться исключением, при условии, что данное исключение и причины его документированы.

В том случае, если исключения сделаны, претензия на соответствие настоящему стандарту допустима только в том случае, когда они не влияют на способность организации успешно создать, внедрить, поддерживать и улучшать систему менеджмента БДД.

     2 Нормативные ссылки


Нормативные ссылки отсутствуют.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте используются следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аудит (audit): Систематический, независимый и документированный процесс (3.27) получения свидетельств аудита (3.4) и объективного их оценивания с целью определения степени выполнения согласованных критериев (3.3) аудита.

Примечание 1- Аудит может быть внутренним аудитом (первой стороны) или внешним аудитом (второй или третьей стороны), а также комплексным аудитом (объединяющим две или более дисциплины).

Примечание 2 - Термины "свидетельство аудита" и "критерии аудита" определены в ИСО 19011.

3.2 аудитор (auditor): Лицо, обладающее продемонстрированными атрибутами и компетентностью (3.7) для проведения аудита (3.1).

3.3 критерии аудита (audit criteria): Совокупность политики, процедур или требований, используемые, как база для оценки, с которой сравниваются свидетельства аудита (3.4).

3.4 свидетельство аудита (audit evidence): Записи, изложение фактов или другая информация, которые относятся к критериям аудита (3.3) и могут быть проверенными.

3.5 наилучшая доступная информация (best available information): Информация, доступная организации, и которая учитывает любые известные ограничения в данных или используемых моделях, или вероятность расхождения мнений экспертов.

Примечание 1 - Информация включает свидетельства, научные исследования по безопасности, опыт, информацию от потребителя, обзоры, прогнозы и заключения экспертов.

Примечание 2 - Доступность зависит от ресурсов организации.

3.6 ориентация (commitment): Уровень действия и назначение, приданные системе менеджмента (3.16).

3.7 компетентность (competence): Способность применять знания и опыт для того, чтобы достигнуть намеченных результатов.

3.8 соответствие (conformity): Выполнение требования (3.28).

3.9 постоянное улучшение (continual improvement): Повторяющаяся деятельность по повышению рабочих характеристик (3.23).

3.10 коррекция (correction): Действие, предпринятое для устранения обнаруженного несоответствия (3.19).

3.11 корректирующее действие (corrective action): Действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия (3.19) и предотвращения его повторения.

3.12 гибель (death): Потеря человеческой жизни, как прямой результат автомобильной катастрофы (3.33).

Примечание - Существует широко признанное международное определение гибели в результате автомобильной катастрофы, когда лицо или лица погибают или умирают в течение 30 дней в прямом результате автомобильной катастрофы без учета самоубийства. В разных странах определения могут различаться*.

________________

* На территории Российской Федерации погибшими в результате ДТП признаются пострадавшие в нем лица, которые умирают в течение 30 дней с момента совершения ДТП.

3.13 документированная информация (documented information): Информация, которая требует управления и поддержания со стороны организации (3.21) и средства, в которых она воплощена.

Примечание 1- Документированная информация может быть в любом формате и в любом качестве, а также из любого источника.

Примечание 2 - Документированная информация может относиться:

- к системе менеджмента (3.16), включая связанные с ней процессы (3.27);

- к информации, создаваемой для функционирования организации (документация);

- к свидетельствам о достигнутых результатах (записи).

3.14 результативность (effectiveness): Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

3.15 заинтересованная сторона (interested party): Лицо или организация (3.21), которые могут оказывать влияние или подвергаться влиянию или считать, что они подвержены влиянию действий или решений.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs