Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 56083-2014 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Термины и определения

     2 Термины и определения


1

глобальная навигационная спутниковая система; ГНСС: Навигационная спутниковая система, предназначенная для определения пространственных координат, составляющих вектора скорости движения, поправки показаний часов и скорости изменения поправки показаний часов потребителя ГНСС в любой точке на поверхности Земли, акватории Мирового океана, воздушного и околоземного космического пространства.

[ГОСТ Р 52928-2010, статья 1]

2 автомобильная система/устройство вызова экстренных оперативных служб; АС: Система/устройство, устанавливаемые на колесном транспортном средстве соответствующей категории и предназначенные для определения координат, скорости и направления движения транспортного средства с помощью сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации совместно с другой действующей ГНСС, передачи сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортных и иных происшествиях в автоматическом (система) или ручном (устройство) режиме и двустороннюю голосовую связь с экстренными оперативными службами по сетям подвижной радиотелефонной связи.

Примечания:

1 Автомобильная система вызова экстренных оперативных служб предназначена для оснащения транспортных средств категории М1, входящих в область применения Правил ЕЭК ООН [1], [2], и категории N1, входящих в область применения Правил ЕЭК ООН [2].

2 Автомобильное устройство вызова экстренных оперативных служб предназначено для оснащения транспортных средств категории М1, не входящих в область применения Правил ЕЭК ООН [1], [2], категории N1, не входящих в область применения Правил ЕЭК ООН [2], а также транспортных средств категорий М2, М3, N2 и N3.

3 Сроки оснащения транспортных средств системами/устройствами вызова экстренных оперативных служб установлены в [3].

4 Автомобильная система вызова экстренных оперативных служб позволяет осуществление передачи сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортных и иных происшествиях также и в ручном режиме.

5 Автомобильное устройство вызова экстренных оперативных служб может осуществлять передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортных и иных происшествиях также и в автоматическом режиме. Типы аварий транспортного средства, определяемых автоматически, и сроки реализации устройством функции автоматической передачи сообщения о транспортном средстве установлены в [3].

3 аппаратура спутниковой навигации: Аппаратно-программное устройство, устанавливаемое на транспортное средство для определения его координат, направления и скорости движения по сигналам ГЛОНАСС совместно с другой действующей ГНСС, обмена данными с дополнительным бортовым оборудованием, а также для обмена информацией по сетям подвижной радиотелефонной связи.

4 базовая услуга системы "ЭРА-ГЛОНАСС": Результат функционирования системы "ЭРА-ГЛОНАСС", состоящий в формировании и передаче экстренных сообщений о дорожно-транспортных происшествиях, приеме, обработке и доведении указанных сообщений до единой дежурно-диспетчерской службы системы-112, и обеспечении установления (коммутации) двухсторонней голосовой связи с лицами, находящимися в транспортном средстве.

5 минимальный набор данных; МНД: Набор данных, передаваемый автомобильной системой или устройством вызова экстренных оперативных служб при дорожно-транспортном происшествии и включающий в себя информацию о координатах и параметрах движения аварийного транспортного средства и времени аварии, VIN-коде транспортного средства и другую информацию, необходимую для экстренного реагирования.

6 время передачи МНД: Интервал времени от момента, когда передатчик принимает первый отличный от нуля фрагмент на входящем канале, до момента выхода МНД из приемного устройства на стороне оператора системы.

7 единый номер "112": Единый номер вызова экстренных оперативных служб, установленный в Российской системе и плане нумерации.

8 дорожно-транспортное происшествие; ДТП: Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

9 датчик автоматической идентификации события ДТП: Техническое устройство, предназначенное для установления факта ДТП на основе обработки данных, поступающих от входящего в его состав трехосевого датчика ускорения, и предоставляющее информацию во внешние устройства для записи профиля ускорения при ДТП и (или) оценки тяжести ДТП.

Примечание - Для транспортных средств категорий М1 и N1 датчик автоматической идентификации события ДТП может входить в состав штатной автомобильной системы, требования к алгоритму автоматического срабатывания которой устанавливает изготовитель транспортного средства в соответствии с [3].

10 дуплексная голосовая связь: Двусторонняя голосовая связь, обеспечиваемая АС между абонентом, находящимся в салоне транспортного средства, и внешним абонентом, при которой прием и передача голосовых сообщений осуществляются одновременно в обоих направлениях.

11 индекс возможного ущерба при ДТП; ASI15: Показатель, характеризующий возможную степень воздействия инерционных перегрузок на лиц, находящихся в транспортном средстве, в результате ДТП.

12 дежурно-диспетчерская служба; ДДС: Орган управления экстренной оперативной службы, функционирующий в круглосуточном режиме и предназначенный для оперативного управления подчиненными силами и средствами.

13 конфигурируемый параметр: Параметр, влияющий на алгоритм функционирования АС, значение которого может быть изменено в соответствии с командой, приходящей от оператора системы, или посредством использования диагностического интерфейса, определяемого автопроизводителем или изготовителем АС.

14 краткий ссылочный идентификатор; КСИ: Сокращенная форма идентификатора вызова системы "ЭРА-ГЛОНАСС", ограниченная текущим и недавними инцидентами, предназначенная для устной передачи информации оператору центра обработки вызовов системы-112 и позволяющая получить доступ к сообщению системы "ЭРА-ГЛОНАСС" через сеть Интернет.

15 навигационно-информационный центр; НИЦ: Элемент инфраструктуры системы "ЭРА-ГЛОНАСС", предназначенный для приема, учета, обработки и фильтрации (при наличии в его составе фильтрующего контакт-центра) сообщений, поступающих от автомобильных систем/устройств вызова экстренных оперативных служб с территории, обслуживаемой НИЦ, а также для формирования и передачи экстренных сообщений системы "ЭРА-ГЛОНАСС" в соответствующий центр обработки вызовов системы-112 или иной смежной системы на территории субъекта Российской Федерации.

Примечания:

1 По составу решаемых функциональных задач НИЦ подразделяются на НИЦ 1-го уровня и НИЦ 2-го уровня.

2 Под территорией, обслуживаемой НИЦ, или регионом обслуживания НИЦ, как правило, понимается федеральный округ Российской Федерации.