ГОСТ Р ИСО 29990-2012
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УСЛУГИ ПО ОБУЧЕНИЮ В СФЕРЕ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ТРЕНИНГОВ
Основные требования к поставщикам услуг
Learning services for non-formal education and training. Basic requirements for service providers
ОКС 03.180
Дата введения 2014-07-01*
________________
* Поправка (ИУС N 12-2020)
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)" (ФГАОУ ДПО "АСМС") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 382 "Непрерывное обучение, переподготовка и сертификация персонала"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 февраля 2012 г. N 9-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 29990:2010* "Услуги по обучению в сфере неформального образования и тренингов. Особые требования к поставщикам услуг" (ISO 29990:2010, "Learning services for non-format education and training - Basic requirements for services providers", IDT)
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2020 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 12, 2020 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
Целью настоящего стандарта является создание типовой модели оценки качества профессиональной деятельности и ее результатов, а также общих рекомендаций для поставщиков образовательных услуг (ПОУ) и их клиентов по вопросам разработки, усовершенствования и предоставления услуг в сфере неформального образования, обучения и развития. В данном стандарте используется термин "образовательные услуги", а не "обучение" для того, чтобы сделать акцент на учащемся и результатах образовательного процесса и привлечь особое внимание к полному спектру имеющихся вариантов предоставления образовательных услуг.
Настоящий стандарт фокусируется на компетенциях ПОУ. Он предназначен помочь организациям и частным лицам в выборе ПОУ, удовлетворяющих их потребностям и ожиданиям относительно приобретаемых компетенций и повышения квалификации, а также может быть использован для аттестации и сертификации ПОУ.
Настоящий стандарт имеет некоторое сходство со многими стандартами систем управления, опубликованными ИСО, в частности ИСО 9001. В качестве примера сравнение содержания настоящего стандарта и ISO 9001:2008 приведено в приложении Е.
Настоящий стандарт устанавливает основные требования к поставщикам образовательных услуг в сфере неформального образования и обучения.
Примечания
1 В случаях, когда поставщик образовательных услуг является частью организации, предоставляющей иную продукцию (товары и услуги) помимо образовательных услуг, настоящий национальный стандарт применим исключительно в отношении поставщика образовательных услуг.
2 Примеры неформального образования и обучения могут включать профессиональную подготовку, обучение на протяжении всей жизни и обучение на рабочем месте (посредством как приглашенных, так и собственных ПОУ).
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями (в контексте образовательных услуг):
2.1 привлеченная сторона: Юридическое или физическое лицо, не нанятое непосредственно поставщиком образовательных услуг, но участвующее под руководством последнего в их предоставлении.
Примечание - Привлеченная сторона не является штатным сотрудником поставщика образовательных услуг.
Пример - Организации или частные лица, работающие по контракту, например инструкторы, разработчики учебных курсов, аналитики, менеджеры проектов, консультанты по развитию карьеры.
2.2 квалификационный документ: Свидетельство, выдаваемое поставщиком образовательных услуг учащемуся (обучаемому) для обозначения качественного уровня полученных знаний, приобретенной квалификации или завершения программы обучения.
2.3 бизнес-план: План действий, разработанный для достижения целей бизнеса.
2.4 компетенция: Знание, понимание, навык или установка, которые можно выявить и/или измерить, применяемые и свободно используемые в определенной рабочей ситуации и для профессионального и/или личностного развития.
2.5 непрерывное профессиональное развитие: Намеренное совершенствование профессиональных знаний или профессиональной компетенции.
2.6 учебный план: План занятий, подготовленный поставщиком образовательных услуг, описывающий цели, содержание, конечные результаты, методы преподавания и изучения, процедуры оценки знаний учащихся (обучаемых) и прочие характеристики образовательной услуги.
2.7 оценка обучения: Нормативный подход к анализу образовательного процесса или его результатов относительно целей обучения.
2.8 фасилитатор: Лицо, помогающее учащимся (обучаемым) в процессе обучения.
Примечание - Фасилитатором часто называют учителя, тренера, наставника (коуча), академического консультанта (тьютора) или куратора.
2.9 заинтересованная сторона: Лицо, группа лиц или организация, прямо или косвенно заинтересованные в образовательной услуге, включая менеджмент такой услуги и ее конечный результат и/или связанные с ней процедуры.
2.10 ключевая процедура: Процедура, имеющая существенное значение для образовательной услуги и ее менеджмента.
2.11 учащийся (обучаемый): Лицо, находящееся в процессе обучения.
2.12 обучение: Приобретение знаний, поведенческих моделей, навыков, ценностей, предпочтений и суждений.
2.13 образовательная услуга: Процедуры или последовательность действий, предназначенные обеспечить научение.
2.14 поставщик образовательных услуг (ПОУ): Организация с любой численностью сотрудников или частное лицо, предоставляющие образовательные услуги в сфере неформального образования и обучения, включая все приглашенные стороны, участвующие в предоставлении образовательной услуги.
2.15 неформальное образование: Организованная образовательная деятельность вне государственных формальных систем начального, среднего или высшего образования.
Пример - Профессиональная подготовка, пожизненное обучение, обучение на рабочем месте (посредством как приглашенных, так и собственных ПОУ).
2.16 политика в области качества: Общие намерения и направления деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.
Примечания
1 Как правило, политика в области качества соответствует общей политике организации и служит основой для определения целей в области качества.
2 Принятая политика в области качества может основываться на принципах менеджмента качества, содержащихся в ISO 9000:2005 ([1], определение 3.2.4).
2.17 спонсор: Организация или частное лицо, оказывающие финансовую или иную поддержку учащемуся (обучаемому) или лично заинтересованные в результатах учебного процесса.
Примечание - Данное понятие включает в себя корпорации, государственные органы, родственников и т.п.
2.18 перенос научений: Применение полученных в процессе оказания образовательных услуг знаний, навыков и умений в новых обстоятельствах.
2.19 тренинг (англ. training от train - обучать, воспитывать): Метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков.
3.1 Определение целей обучения
3.1.1 Общие положения
Чтобы ориентировать предлагаемые им образовательные услуги более эффективно, ПОУ должен предварительно обеспечить проведение анализа целей обучения.
Примечание - Там, где это возможно, ПОУ необходимо принимать во внимание национальные системы стандартов оценки квалификации или повышения квалификации в соответствующей сфере или области.
3.1.2 Цели заинтересованных сторон
До начала определения целей обучения ПОУ должен убедиться, что:
а) на основании квалификационного анализа получена информация о текущем образовательном статусе учащихся (обучаемых), истории обучения и полученном ранее образовании, включая выданные им квалификационные документы и сертификаты, а также что такая информация используется с законного согласия учащихся (обучаемых);
b) определены особые цели, пожелания, задачи и требования заинтересованных сторон - потребителей или заказчиков образовательной услуги;
c) там, где это возможно и целесообразно, учащимся (обучаемым) оказана необходимая помощь в оценке ими своих целей и задач обучения;
d) установлены все требования, относящиеся к языку, культуре, грамотности, или иные особые требования, касающиеся ограниченных возможностей (напр., [2]);
e) проведен опрос соответствующих заинтересованных сторон с целью выяснить, как именно, по их мнению, навыки, компетенции и знания, полученные как результат образовательной услуги, будут переноситься на профессиональные задачи и сферы ответственности, а также что для спонсора является показателями успеха;
f) достигнуто и задокументировано соглашение со спонсором относительно предоставляемой образовательной услуги.
3.1.3 Содержание и процесс обучения
ПОУ должен обеспечить, чтобы:
a) содержание и процесс обучения учитывали интересы всех заинтересованных сторон;
b) имеющиеся средства и информация использовались для эффективного анализа вопросов, возникающих в связи с особенностями содержания и процесса обучения (напр., наличие уже имеющихся навыков, особые требования к учащемуся (обучаемому));
c) используемые методы и учебные материалы являлись допустимыми, не содержали в себе неточностей и были достаточными для достижения поставленных задач;
d) содержание и процесс обучения учитывали его результаты.
3.2. Разработка образовательных услуг
3.2.1 Определение целей и объема образовательной услуги
ПОУ должен принять необходимые меры для того, чтобы объем, конкретные цели и ожидаемые результаты образовательной услуги, выбранной для удовлетворения потребностей заинтересованных сторон, а также методы обучения были четко определены и разъяснены соответствующим заинтересованным сторонам.
3.2.2 Определение способов поддержки и мониторинга процесса передачи научения
Определяя и планируя, каким образом будет обеспечиваться и поддерживаться процесс обучения, ПОУ должен находиться в контакте с соответствующими заинтересованными сторонами для гарантии того, что оценка соответствия, мониторинг, анализ качества и документирование процесса передачи научения осуществляются должным образом.
3.2.3 Разработка учебного плана
ПОУ должен:
a) разработать и задокументировать учебный план и способы оценки успеваемости, соответствующие поставленным целям и намеченным результатам и подходящие для использования;
b) выбрать методы обучения, включая самостоятельную работу учащихся (обучаемых), которые:
1) отвечают задачам и требованиям учебного плана;
2) являются подходящими для учащихся (обучаемых);