Статус документа
Статус документа

ГОСТ ISO 8178-4-2013 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выброса продуктов сгорания. Часть 4. Испытательные циклы для двигателей различного применения на установившихся режимах (Переиздание)

     9 Области контроля выбросов

9.1 Общие замечания

Измерения вредных выбросов должны производиться с использованием соответствующих испытательных циклов согласно положениям 8.3-8.8. Результаты таких измерений являются репрезентативными для соответствующих применений двигателей. Кроме того, некоторые надзорные органы требуют, чтобы выбросы двигателей контролировались в областях режимов, не охватываемых испытательными циклами. Настоящий стандарт не устанавливает контроль выбросов для таких областей, но определяет (см. 9.2-9.4) области режимов, где контролируются вредные выбросы, в зависимости от характера применения двигателя.

9.2 Двигатели, работающие в широком диапазоне частоты вращения

Данные двигатели должны испытываться, как правило, с использованием испытательных циклов С1, С2, Е1 и Н. Область режимов, где контролируются вредные выбросы, определяется, как показано на рисунке 3, следующим образом:

- диапазон частоты вращения: от частоты вращения до максимальной частоты вращения;

- диапазон крутящего момента: от 30% до 100%, где:

- частота вращения минимальная частота вращения + 15% (максимальная частота вращения - минимальная частота вращения);

- частота вращения минимальная частота вращения + 50% (максимальная частота вращения - минимальная частота вращения);

- частота вращения минимальная частота вращения + 75% (максимальная частота вращения - минимальная частота вращения), где:

- минимальная - это наименьшая частота вращения двигателя в точке, где он развивает 50% объявленной (номинальной или полной) мощности;

- максимальная - это наибольшая частота вращения двигателя в точке, где он развивает 70% объявленной (номинальной или полной) мощности.


1 - область контроля выбросов; 2 - область, где никакие выбросы не контролируются; 3 - область, где не контролируется выброс частиц; - относительная величина мощности (в процентах от максимальной мощности); - относительная величина крутящего момента (в процентах от максимального крутящего момента)

Примечание - выражается в процентах от объявленной (номинальной) частоты вращения (100%), холостой ход = 0%; выражается в процентах от максимального крутящего момента.

Рисунок 3 - Область контроля выбросов при испытаниях двигателей, работающих в широком диапазоне частоты вращения

Если измеренные значения частот вращения , и отличаются от соответствующих значений этих частот вращения, объявленных производителем, не более чем на ±3%, должны быть использованы значения частоты вращения, объявленные производителем. В случае превышения указанного допуска для любой из указанных частот вращения должны быть использованы измеренные значения частоты вращения.

Из области контроля выбросов должны быть исключены следующие точки по скорости и по крутящему моменту:

- точки, где мощность составляет менее 30% максимальной;

- если частота вращения составляет менее 2400 об/мин - точки, находящиеся справа или ниже линии, соединяющей точку, соответствующую 30% максимальной мощности или 30% максимального крутящего момента (в расчет берется точка, расположенная выше) при частоте вращения , и точку, соответствующую 70% максимальной мощности при максимальной частоте вращения. Данное условие относится только к выбросам частиц;

- если частота вращения составляет более 2400 об/мин - точки, находящиеся справа от линии, соединяющей точку, соответствующую 30% максимальной мощности или 30% максимального крутящего момента (в расчет берется точка, расположенная выше) при частоте вращения , и точку, соответствующую 50% максимальной мощности при частоте вращения 2400 об/мин, и точку, соответствующую 70% максимальной мощности при максимальной частоте вращения. Данное условие относится только к выбросам частиц.

9.3 Двигатели, работающие при постоянной частоте вращения

Этот пункт относится к двигателям, которые должны, как правило, испытываться с применением испытательных циклов D1, D2, Е2, G1, G2 и G3. Поскольку при эксплуатации таких двигателей их частота вращения мало отличается от расчетной рабочей частоты вращения, область контроля выбросов для них определяется следующим образом:

- частота вращения - рабочая частота вращения в пределах допуска на уменьшение частоты вращения, задаваемого изготовителем двигателя;

- нагрузка - от 50% до 100%.

9.4 Двигатели, работающие по винтовой характеристике

9.4.1 Двигатели с воспламенением от сжатия

Этот подпункт относится к двигателям, которые должны, как правило, испытываться с применением испытательных циклов Е3, Е5 и F. При эксплуатации такие двигатели по большей части работают либо в точках, находящихся чуть выше или чуть ниже винтовой характеристики, либо при постоянной частоте вращения, поэтому для них область контроля выбросов связана с винтовой характеристикой и определяется так, как это описано ниже, где , , , и являются коэффициентами степенных функций, определяющих границы области контроля выбросов.

Для испытательного цикла Е3 применительно к судовым двигателям (см. рисунок 4):