ГОСТ Р ИСО 22241-4-2014
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Двигатели дизельные
ВОССТАНОВИТЕЛЬ ОКСИДОВ АЗОТА AUS 32
Часть 4
Устройства дозаправки
Diesel engines. NOx reduction agent AUS 32. Part 4. Refilling interface
ОКС 43.060.40*
ОКП 52 5271
________________
* Поправка (ИУС 10-2015).
Дата введения 2015-01-01
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ) на основе аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 апреля 2014 г. N 276-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 22241-4:2009* "Двигатели дизельные. Восстановитель оксидов азота AUS 32. Часть 4. Устройства дозаправки" (ISO 22241-4:2009 Diesel engines - NOx reduction agent AUS 32 - Part 4: Refilling interface)
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)
ВНЕСЕНА поправка*, опубликованная в ИУС N 10, 2015 год
________________
* См. ярлык "Примечания".
Поправка внесена изготовителем базы данных
ИСО (международная организация по стандартизации) - международная федерация национальных органов по стандартизации (членов ассоциации). Разработку международных стандартов обычно выполняют технические комитеты. Каждый национальный орган по стандартизации может быть представленным в любом техническом комитете. Международные организации, правительственные и неправительственные, взаимодействующие с ИСО, также принимают участие в ее работе. ИСО тесно сотрудничает с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по вопросам, связанным со стандартизацией в области электротехники.
Главная задача технических комитетов состоит в подготовке международных стандартов. Проекты международных стандартов, принятые техническими комитетами, распространяются среди членов ИСО для утверждения. Издание международного стандарта требует одобрения не менее 75% членов, участвующих в голосовании.
Следует обратить внимание на то, что некоторые из элементов настоящего международного стандарта могут быть объектом патентных прав. Международная организация по стандартизации не имеет возможности быть ответственной за идентификацию этих патентных прав.
ИСО 22241-4:2009 был подготовлен ИСО/ТК 22 "Дорожные транспортные средства", подкомитетом ПК 5 "Испытания двигателей".
ISO 22241 состоит из следующих частей под общим наименованием "Двигатели дизельные - Восстановитель оксидов азота AUS 32":
- Часть 1. Требования к качеству;
- Часть 2. Методы испытаний;
- Часть 3. Обращение, транспортирование и хранение;
- Часть 4. Устройства дозаправки.
Настоящий стандарт описывает устройства дозаправки реагента для снижения содержания оксидов азота AUS 32 в соответствии с ИСО 22241-1, который необходим для эксплуатации конвертеров с системой очистки отработавших газов от оксидов азота путем их селективного каталитического восстановления (SCR).
Настоящий стандарт описывает минимальные функциональные и геометрические требования к открытой системе дозаправки, чтобы обеспечить совместимость между бортовой и внешней системами дозаправки. Условия совместимости для герметичной системы дозаправки описаны в приложении А.
Настоящий стандарт применяется в отношении коммерческих автомобилей и автобусов, определенных в [1] с полной массой транспортного средства более 3,5 т, пригодных для использования стационарных внешних систем дозаправки. Настоящий стандарт также применяется в отношении наконечника заправочного пистолета стационарных внешних систем дозаправки.
Примечание - В настоящем стандарте термин "Реагент для снижения содержания окислов азота AUS 32" используется в виде сокращения "AUS 32".
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ИСО 2575 Транспорт дорожный - Символы для органов управления, индикаторов и сигнальных устройств (ISO 2575 Road vehicles - Symbols for controls, indicators and tell-tales)
ИСО 22241-1 Двигатели дизельные - Восстановитель оксидов азота AUS 32 - Часть 1: Требования к качеству (ISO 22241-1 Diesel engines - NOx reduction agent AUS 32 - Part 1: Quality requirements)
ИСО 22241-3 Двигатели дизельные - Восстановитель оксидов азота AUS 32 - Часть 3: Обращение, транспортирование и хранение (ISO 22241-3 Diesel engines - NOx reduction agent AUS 32 - Part 3: Handling, transportation and storing)
В настоящем стандарте применяются следующие термины и определения:
3.1 система дозаправки: Внешняя система и бортовая система, включая соединительные устройства для дозаправки, служащие для заливки AUS 32 в бортовой бак автомобиля (3.6).
3.2 внешняя система дозаправки: Стационарное оборудование для заливки AUS 32 в бортовой бак автомобиля (3.6), состоящее, как правило, из бака, насоса, шланга и сопла заливной горловины (3.2.1).
3.2.1 сопло заливной горловины: Соединительная деталь бортовой системы дозаправки (3.2), которая позволяет оператору контролировать поток AUS 32 во время дозаправки, состоящая из сопла с определенной конфигурацией соединения и автоматической системы отключения.
3.3 бортовая система дозаправки: Оборудование на автомобиле (3.6), необходимое для дозаправки AUS 32 и состоящее, как правило, из адаптера впускного отверстия (3.3.2), заливной горловины (3.3.1), крышки заливной горловины (3.3.3) и бака.
3.3.1 заливная горловина: Соединительная деталь бортовой системы дозаправки (3.3), в которой имеется открытое отверстие, образующееся с помощью адаптера впускного отверстия (3.3.2), позволяющее дозаправить бак.
3.3.2 адаптер впускного отверстия: Постоянно зафиксированная часть заливной горловины (3.3.1), имеющая определенную геометрию для внешнего соединения и содержащая магнитное кольцо, служащее для предотвращения ошибочной дозаправки AUS 32 в топливный бак.
3.3.3 крышка заливной горловины: Деталь, которая устанавливается на заливной горловине (3.3.1) для предотвращения утечки, а также для сведения к минимуму загрязнения AUS 32, и которая временно открывается или снимается для дозаправки.
3.4 открытая система дозаправки: Универсальная система дозаправки (3.1), для которой не требуется газонепроницаемость между соплом заливной горловины (3.2.1) и заливной горловиной (3.3.1).
Примечание - Открытая система дозаправки позволяет осуществлять дозаправку, например, с использованием емкостей небольшого объема.
3.5 закрытая (герметичная) система дозаправки: Особая система дозаправки (3.1), в которой соединение между соплом заливной горловины (3.2.1) и заливной горловиной (3.3.1) является газонепроницаемым.
3.6 автомобиль: Коммерческий автомобиль или автобус, как определено в [1], с полной массой более 3,5 т, предназначенный для использования стационарной внешней системы дозаправки (3.2).
Бортовая система дозаправки и внешняя система дозаправки должны соответствовать основным функциональным требованиям, приведенным в Таблице 1.
Таблица 1 - Основные функциональные требования
Характеристика | Требования | Примечания |
Максимальный расход AUS 32 в процессе дозаправки | Не менее 20 л/мин | - |
Автоматическое перекрытие сопла заливной горловины | Характеристика, требуемая согласно [2] или аналогичному стандарту | Для защиты от переполнения |
Максимальный уровень дозаправки в бортовой бак с AUS 32 | Система автоматического перекрытия сопла должна использоваться для защиты от дозаправки выше максимального уровня | Значительное расширение в объеме AUS 32 во время замерзания (7%) |
Утечка | Менее 30 мл на дозаправку при расположении заливной горловины под углом 50°-90° от горизонтальной поверхности | Минимизировать негативные последствия от утечки AUS 32 при попадании на оборудование |
Вентиляция во время дозаправки | Функция, требуемая для бортового бака AUS 32 | - |
Диапазон рабочих температур | От минус 30°С до плюс 80°С для компонентов, установленных на автомобиле | Для отдельных регионов указанный температурный диапазон может быть недостаточным. В таких случаях должен применяться больший диапазон температур, характерный для данного региона |
Ошибочная дозаправка AUS 32 в бак с дизельным топливом | Не более 80 мл на попытку дозаправки | Сопло заливной горловины с магнитным выключателем, как указано в 4.5, или аналогичным устройством, предотвращает ошибочную дозаправку |
Ошибочная дозаправка топлива в бортовой бак с AUS 32 | Необходимо принятие мер для предотвращения заливки дизельного топлива или бензина в бортовой бак AUS 32 | Диаметр адаптера впускного отверстия, указанный в 4.3, препятствует попаданию внутрь сопла с дизельным топливом или бензином |
Материалы | Должны выбираться подходящие материалы в соответствии с ISO 22241-3 | Материалы, контактирующие с AUS 32, должны быть совместимыми с AUS 32 во избежание загрязнения AUS 32, а также возникновения коррозии оборудования |
Замерзание AUS 32 | Обеспечить защиту на станции заправки. | AUS 32 замерзает при минус 11,5°С и увеличивается в объеме приблизительно на 7% |
Чистота | В ходе производства, сборки и монтажа должен обеспечиваться высокий уровень чистоты всех компонентов бортовой и внешней систем дозаправки, чтобы свести к минимуму загрязнение AUS 32 | Уровень чистоты для компонентов внешней системы дозаправки должен соответствовать ISO 22241-3 |
Надежность и срок службы | Заливная горловина, впускной адаптер и крышка заливной горловины должны быть спроектированы и изготовлены так, чтобы сохранять свои функции на протяжении срока службы автомобиля без обслуживания, регулировки или замены | - |
Кристаллизация | Рекомендуется защита от кристаллизации | Необходимо уменьшить контакт AUS 32 с воздухом |
Маркировка | Символ, указанный в ИСО 2575 | Голубой цвет - рекомендуемый цвет для крышек заливной горловины |
Рекомендуемые требования. |
Заливная горловина дает возможность изготовителю транспортных средств или любому уполномоченному лицу устанавливать или снимать адаптер впускного отверстия, который может допускать применение системы открытой дозаправки. Размеры деталей заливной горловины указаны на рисунке 1 и в таблице 2.
Геометрическое местоположение и направление заливной горловины на транспортном средстве должны быть определены изготовителем транспортного средства, принимая во внимание свободное пространство, необходимое для правильного позиционирования сопла заливной горловины (как указано в 4.6).
а - горизонталь
Рисунок 1 - Заливная горловина
Таблица 2 - Размеры заливной горловины
Обозначение | Параметр | Размер |
Диаметр входного отверстия или верхнего посадочного гнезда | 39,5 мм | |
Диаметр верхнего стопорного пояска | 37 мм | |
Высота верхнего стопорного пояска | 48 мм | |
Угол заливной горловины от горизонтальной поверхности | 30° | |
90° | ||
Для уменьшения расплескивания рекомендуется угол между 50° и 90° (см. таблицу 1). |