ФЕР 81-02-ОП-2001
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЕДИНИЧНЫЕ РАСЦЕНКИ НА СТРОИТЕЛЬНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
ФЕР-2001
Государственные сметные нормативы. Федеральные единичные расценки на строительные и специальные строительные работы (далее - ФЕР) предназначены для определения затрат при выполнении строительных работ и составления на их основе сметных расчетов (смет) на производство указанных работ.
Утверждены и внесены в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.01.2014 г. N 31/пр (в ред. Приказа Минстроя России от 07.02.2014 г. N 39/пр).
Введение
1.0.1. Государственные сметные нормативы. Федеральные единичные расценки на строительные и специальные строительные работы (далее - ФЕР) предназначены для определения затрат при выполнении строительных работ и составления на их основе сметных расчетов (смет) на производство указанных работ.
1.0.2. ФЕР подразделяются по видам работ:
- Часть 2. "Горно-вскрышные работы";
- Часть 3. "Буровзрывные работы";
- Часть 5. "Свайные работы, опускные колодцы, закрепление грунтов";
- Часть 6. "Бетонные и железобетонные конструкции монолитные";
- Часть 7. "Бетонные и железобетонные конструкции сборные";
- Часть 8. "Конструкции из кирпича и блоков";
- Часть 9. "Строительные металлические конструкции";
- Часть 10. "Деревянные конструкции";
- Часть 13. "Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии";
- Часть 14. "Конструкции в сельском строительстве";
- Часть 15. "Отделочные работы";
- Часть 16. "Трубопроводы внутренние";
- Часть 17. "Водопровод и канализация - внутренние устройства";
- Часть 18. "Отопление - внутренние устройства";
- Часть 19. "Газоснабжение - внутренние устройства";
- Часть 20. "Вентиляция и кондиционирование воздуха";
- Часть 21. "Временные сборно-разборные здания и сооружения";
- Часть 22. "Водопровод - наружные сети";
- Часть 23. "Канализация - наружные сети";
- Часть 24. "Теплоснабжение и газопроводы - наружные сети";
- Часть 26. "Теплоизоляционные работы";
- Часть 27. "Автомобильные дороги";
- Часть 28. "Железные дороги";
- Часть 29. "Тоннели и метрополитены";
- Часть 32. "Трамвайные пути";
- Часть 33. "Линии электропередачи";
- Часть 34. "Сооружения связи, радиовещания и телевидения";
- Часть 35. "Горнопроходческие работы";
- Часть 36. "Земляные конструкции гидротехнических сооружений";
- Часть 37. "Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений";
- Часть 38. "Каменные конструкции гидротехнических сооружений";
- Часть 39. "Металлические конструкции гидротехнических сооружений";
- Часть 40. "Деревянные конструкции гидротехнических сооружений";
- Часть 41. "Гидроизоляционные работы в гидротехнических сооружениях";
- Часть 42. "Берегоукрепительные работы";
- Часть 43. "Судовозные пути стапелей и слипов";
- Часть 44. "Подводно-строительные (водолазные) работы";
- Часть 45. "Промышленные печи и трубы";
- Часть 46. "Работы при реконструкции зданий и сооружений";
- Часть 47. "Озеленение, защитные лесонасаждения".
1.1. В части 1 "Земляные работы" содержатся ФЕР на разработку и перемещение грунтов и на сопутствующие работы в промышленном, жилищно-гражданском, транспортном и водохозяйственном строительстве, при сооружении линий электропередач и связи, магистральных трубопроводов и др.
1.1.1. При применении ФЕР части 1 следует:
способы производства работ, дальность перемещения грунта, характеристики землеройных машин и транспортных средств принимать по проектным данным с учетом указаний и рекомендаций, приведенных ниже;
определение разновидности грунтов по трудности разработки производить, руководствуясь их краткой характеристикой приведенной (справочно) в приложениях 1.1, 1.3 и 1.4. При этом среднюю плотность грунтов в естественном залегании, указанную в гр.3 приложения 1.1, за определяющий показатель принимать не следует.
1.1.2. ФЕР части 1, за исключением расценок табл. с 01-01-055 по 01-01-080 и 01-02-017, предусмотрена разработка грунтов естественной влажности и плотности, не находящихся во время разработки под непосредственным воздействием грунтовых вод.
При разработке траншей для магистральных трубопроводов в пустынных и безводных районах из расценок табл. с 01-01-055 по 01-01-072 исключаются водоотливные установки.
Затраты на разработку мокрых грунтов необходимо определять применением к расценкам коэффициентов, приведенных в приложении 1.12.
Затраты на проведение водоотливных работ при разработке грунтов следует исчислять только на объем грунта, лежащего ниже проектного уровня грунтовых вод.
При водоотливе из котлованов площадью по дну до 30 м и траншеи шириной по дну до 2 м, за исключением траншей уличных и внеплощадочных коммуникаций следует применять расценки, приведенные в табл.01-02-068; при водоотливе из котлованов площадью по дну более 30 м, из траншей шириной по дну более 2 м, а также из траншей для внеплощадочных и уличных коммуникаций должны составляться калькуляции на основании проектных данных о силе притока воды, продолжительности производства водоотливных работ и применяемых водоотливных средств.
1.1.3. Затраты на разработку выемок, каналов, котлованов и траншей в послойно залегающих грунтах разных групп по трудности разработки следует производить по соответствующим расценкам на отдельные группы (приложение 1.1).
1.1.4. Расценки таблиц подразделов 1 и 2 раздела 1 разработаны из условия разработки грунта экскаваторами в карьерах. Расценки на разработку грунта экскаваторами в котлованах и траншеях приведены в табл. с 01-01-006 по 01-01-009 и с 01-01-018 по 01-01-022.
Расценки табл. с 01-01-033 по 01-01-035 на работы по засыпке траншей и котлованов бульдозерами разработаны из условия засыпки траншей и котлованов нескальным грунтом. При засыпке траншей и котлованов скальным грунтом (предварительно разрыхленным взрывом или другим методом) затраты следует определять по табл.01-01-037 "Засыпка траншей и котлованов предварительно разрыхленным скальным грунтом".
1.1.5. Указанный в ФЕР части 1 размер "до" включает в себя этот размер.
1.1.6. В расценках на экскаваторную разработку грунтов (табл. с 01-01-002 по 01-01-004, с 01-01-012 по 01-01-014, с 01-01-042 по 01-01-044, 01-01-048, 01-01-049, 01-01-093, с 01-03-001 по 01-03-003, с 01-03-011 по 01-03-013, с 01-03-040 по 01-03-042) кроме операций, перечисленных в составе работ, учтены переходы машин из забоя в забой, вынужденные простои, связанные с взрывными работами (отвод машин при заряжении и взрывании шурфов, шпуров и скважин), а также отодвигание в сторону негабаритных глыб и валунов с последующей разработкой их после разрыхления.
1.1.7. Затраты на эксплуатацию машин в расценках табл. с 01-01-002 по 01-01-004, с 01-01-012 по 01-01-014, с 01-01-030 по 01-01-036, с 01-03-001 по 01-03-003, с 01-03-011 по 01-03-013, с 01-03-028 по 01-03-034 исчислены исходя из условий работы экскаваторов и бульдозеров на "других видах строительства". При работе экскаваторов и бульдозеров на гидроэнергетическом и водохозяйственном строительстве, на сооружении магистральных трубопроводов к затратам на эксплуатацию машин этих расценок следует применять коэффициенты, приведенные в п.п.3.1-3.32 приложения 1.12. Расценками табл.01-01-001 и 01-01-011 предусмотрена разработка грунта шагающими и карьерными экскаваторами в условиях работы на гидроэнергетическом строительстве и могут применяться на любых видах строительства (кроме горновскрышных работ). В расценках табл.01-01-023, 01-01-024, 01-03-021, 01-03-022 и раздела 2 затраты на эксплуатацию машин исчислены исходя из условий работы строительных машин на "других видах строительства", и предназначены для применения без какой-либо корректировки на любых видах строительства.
1.1.8. Расценками табл. с 01-01-002 по 01-01-004, с 01-01-012 по 01-01-014, 01-01-093, с 01-03-001 по 01-03-003, с 01-03-011 по 01-03-013 учтена разработка грунтов одноковшовыми экскаваторами с различными видами сменного оборудования (кроме грейфера). В табл. расценок, кроме вместимости основного стандартного ковша, указана и вместимость ковшей, учтенных расценками. При разработке грунтов грейферным ковшом следует применять коэффициенты, приведенные в п.п.3.33, 3.34, 3.58-3.65 приложения 1.12.
1.1.9. Затраты на автомобильные перевозки грунта в табл.01-01-047 и 01-02-019, учтены. Массу транспортируемого грунта следует принимать по приложению 1.1, а при отклонении показателей средней плотности грунта от приведенной в приложении 1.1 более чем на 5% - по данным инженерно-геологических изысканий.
При этом объем грунта, подлежащего вывозке автомобильным транспортом, исчисляется по проектным размерам, объем грунта, подлежащий подвозке автотранспортом на объект для засыпки пазух, подсыпки под полы или в насыпь вертикальной планировки исчисляется по проектным размерам с добавлением на потери:
при транспортировании автотранспортом на расстояние до 1 км - 0,5%;
при транспортировании автотранспортом на расстояние более 1 км - 1,0%;
при перемещении грунта бульдозерами по основанию, сложенному грунтом другого типа:
при обратной засыпке траншей и котлованов - 1,5%;
при укладке в насыпи - 2,5%.
1.1.10. Расценками табл.01-01-015, 01-03-014 предусмотрены затраты на ремонт и содержание грунтовых землевозных дорог, предназначенных для перевозки грунтов. В тех случаях, когда транспортирование грунтов производится по автомобильным дорогам общего назначения, расценки указанных табл. применяться не должны.
1.1.11. Расценками табл.01-01-023, 01-01-024, с 01-01-030 по 01-01-032, 01-01-086, с 01-01-112 по 01-01-114, с 01-01-118 по 01-01-121 не предусмотрены и при необходимости учитываются дополнительно по расценкам табл.01-02-032 затраты, связанные с предварительным рыхлением плотных грунтов: для бульдозеров 3 группы (кроме песков), для скреперов 2 группы (кроме песка всех видов, глины мягко- и тугопластичной).
1.1.12. Затраты на окончательную планировку поверхности бульдозером по нивелировочным отметкам следует определять по расценкам табл.01-01-036, 01-01-088, 01-03-034 и 01-03-072 с поправочными коэффициентами, приведенными в п.п.3.80-3.82 приложения 1.12.
1.1.13. В расценках табл.01-01-043 и 01-03-041 на разработку выемок (карьеров) экскаваторами с перемещением грунта железнодорожными составами широкой колеи учтены затраты на весь комплекс работ в забое, на транспортирование грунта до 5 км и на отвале.
1.1.14. При определении затрат на перевозку грунта автотранспортом из карьеров (резервов) или выемок для сооружения земляного полотна на расстояние до 2 км с пересечением действующих железнодорожных путей на переездах к расценкам на перевозку грунта следует применять коэффициенты, приведенные в гр.1 приложения 1.2. При перевозке грунта на расстояние свыше 2 км указанные коэффициенты применять не следует.
В тех случаях, когда грунт перемещается автосамосвалами с проездом через несколько самостоятельно действующих переездов (на подходах к узлам и станциям, при переездах через внутризаводские пути и т.д.), размер поправочного коэффициента, учитывающего простой транспортных средств, устанавливается индивидуально с учетом местных условий. В случае уширения выемок под вторые главные пути или дополнительные пути на раздельных пунктах железных дорог в условиях движения поездов по соседнему пути к затратам труда рабочих, оплате труда рабочих и к стоимости эксплуатации машин в забое и на отвале следует применять коэффициенты приложения 1.12, а затраты по перевозке грунта, исчисленные по расценкам, должны учитываться с коэффициентами, приведенными в гр.2 приложения 1.2.
Коэффициенты, приведенные в гр.2 приложения 1.2 и приложении 1.12, распространяются только на объем нижней части, разрабатываемой выемки, находящейся от проектной отметки бровки полотна не выше 4,5 м. При уширении выемок в скальных грунтах коэффициенты применяются на полный объем разрабатываемого грунта. При устройстве насыпей под вторые главные пути или дополнительные пути на раздельных пунктах железных дорог в условиях движения поездов по соседнему пути, коэффициенты гр.2 приложения 1.2 и приложения 1.12 применяются на объем верхней части насыпи, находящейся ниже проектной отметки полотна до 0,75 м и не далее 12 м от оси действующего пути.