ГОСТ Р ИСО 15370-2014
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Суда и морские технологии
НИЗКОРАСПОЛОЖЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ (НРО) НА ПАССАЖИРСКИХ СУДАХ. РАСПОЛОЖЕНИЕ
Ships and marine technology. Low-locating lighting (LLL) on passenger ships. Arrangement
ОКС 47.020.99
ОКП 64 6300
Дата введения 2014-09-01
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Научно-исследовательским институтом по стандартизации и сертификации "Лот" ФГУП "Крыловский государственный научный центр" на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 5 "Судостроение"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 февраля 2014 г. N 19-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 15370:2010* "Суда и морские технологии. Низкорасположенное освещение (НРО) на пассажирских судах. Расположение" (ISO 15370:2010 "Ships and marine technology - Low-location lighting (LLL) on passenger ships - Arrangement").
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации и межгосударственный стандарт, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)
Настоящий стандарт устанавливает дополнительные требования Международной морской организации (ИМО) (International Maritime Organization) к системе световых эвакуационных указателей на пассажирских судах, соответствующих международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 (СОЛАС-74), с поправками.
Настоящий стандарт устанавливает требования к установке, проверке и техническому обслуживанию систем световых эвакуационных указателей согласно Главе II-2, Правило 13.3.2.5.1 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 (СОЛАС-74) с поправками 2000 года, согласно Международному кодексу по системам противопожарной безопасности, принятому Резолюцией ИМО MSC.98(73), а также согласно Резолюции ИМО А.752(18) "Руководство по оценке, испытаниям и применению низкорасположенного освещения на пассажирских судах".
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты*:
_______________
* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
ИСО 3864-1:2002 Символы графические. Цвета и знаки безопасности. Часть 1. Принципы проектирования для знаков безопасности на рабочих местах и в общественных местах (ISO 3864-1:2002, Graphical symbols - Safety colours and safety signs - Part 1: Design principles for safety signs in workplaces and public areas)
ИСО 16069:2004 Графические символы. Знаки безопасности. Системы наведения на безопасный путь (SWGS) [ISO 16069:2004, Graphical symbols - Safety signs - Safety way guidance systems (SWGS)]
МЭК 60092-101 Электрооборудование судов. Часть 101. Определения и общие требования (IEC 60092-101, Electrical installations in ships - Part 101: Definitions and general requirements)
МЭК 60529 Степени защиты, обеспечиваемые корпусами (Код IP) [IEC 60529, Degrees of protection provided by enclosures (IP Code)]
МЭК 60598-2-22 Светильники. Часть 2-22. Частные требования. Светильники аварийного освещения (IEC 60598-2-22, Luminaires - Part 2-22: Particular requirements - Luminaires for emergency lighting)
МЭК 60945 Оборудование и системы морской навигации и радиосвязи. Общие требования. Методы испытаний и требуемые результаты испытаний (IEC 60945, Marine navigation and radiocommunication equipment and systems - General requirements - Methods of testing and required test results)
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 одобрение (approval): Официальное принятие компетентным органом системы и ее расположения.
3.2 место сбора (assembly station): Определенное и обозначенное пространство во внутреннем помещении или на палубе судна для сбора пассажиров вблизи места посадки в спасательные средства, что обеспечивает легкий доступ пассажиров к этим средствам. В ряде случаев места сбора и места посадки объединены.
3.3 техническое обслуживание (maintenance): Меры по сохранению и/или восстановлению первоначального состояния технических элементов системы, а также все необходимые меры для определения и оценки состояния работоспособности системы.
3.4 надзорная организация (competent authority): Административный орган, под флагом страны которого зарегистрировано судно, или же уполномоченная данным административным органом организация, которая осуществляет функции, отвечающие требованиям настоящего стандарта.
3.5 тупиковый коридор (dead-end corridor): Коридор или часть коридора, длина которого больше его ширины и из которого существует единственный путь эвакуации.
3.6 системы с электрическим освещением (ЕР systems, electrically powered systems): Системы световых эвакуационных указателей, потребляющие электроэнергию, как, например, системы, использующие лампы накаливания, светодиоды, люминесцентные полосы и лампы, электрофлюоресцентные лампы и т.д.
3.7 путь эвакуации (escape route): Специально предусмотренный путь, проходящий, как правило, по коридорам, вестибюлям и трапам и предназначенный для прохода людей из жилых помещений судна к местам сбора или на посадочную палубу, где находятся спасательные плоты и шлюпки.
3.8 возбуждение (excitation): Эффект возникновения видимого света определенного спектра в результате накопления энергии материалом.
3.9 схема установки (installation plan): Схема, включающая в себя общее расположение судна и систему световых эвакуационных указателей с использованием различных линий, цветов и символов.
3.10 система низкорасположенного освещения, НРО (LLL systems, low-location lighting systems): Электрические или фотолюминесцентные индикаторные (направляющие) полосы или указатели (знаки), расположенные, насколько это возможно, непрерывно вдоль путей эвакуации, что позволяет легко обнаружить их, когда основное или аварийное освещение неэффективно вследствие задымления.
3.11 ФЛ-система, фотолюминесцентная система (PL system, phosphorescent lighting system): Система НРО световых эвакуационных указателей на базе материала, содержащего люминофоры, которые под воздействием ультрафиолетового или видимого излучения накапливают энергию и выделяют ее в виде свечения в течение некоторого времени после окончания возбуждения.
3.12 знаки (signs): Знаки по ИСО 3864-1, которые используются в коридорах и на трапах в сочетании с системами НРО для обозначения путей эвакуации к местам сбора и на посадочные палубы к шлюпкам, а также для обозначения расположения противопожарного оборудования (гидранты, шланги, огнетушители и т.д.).
3.13 визуальное обозначение (visible delineation): Обозначение пути эвакуации с помощью серии хорошо различимых индикаторных полос или указателей на всем протяжении пути эвакуации.
3.14 нормальные условия (normal condition): Условия среды в помещениях судна, находящегося в эксплуатации, при отсутствии пожара или задымления.
3.15 яркость свечения (luminance): Интенсивность света на единицу площади фотолюминесцирующих материалов.
Примечание - Яркость свечения измеряется в милликанделах на квадратный метр.
3.16 люминесценция (luminescence): Свечение (излучение света) в определенном спектре атомами, молекулами и ионами материала, избыточное над тепловым при той же температуре, как результат возбуждения этих частиц, отличного от теплового.
3.17 фотолюминесценция (photoluminescence): Люминесценция, возбуждаемая внешним световым излучением.
3.18 фосфоресценция (phosphorescence): Фотолюминесценция, сохраняющаяся длительное время после прекращения действия возбуждения световым излучением.
Примечание - СОЛАС 74 (с поправками), Глава II-2, Правило 13.3.2.5.1 используют понятие "фотолюминесцентный". В настоящем стандарте используется понятие "фотолюминесцентный" в качестве синонима к понятию "фосфоресцентный", чтобы отвечать требованиям настоящего стандарта и Конвенции СОЛАС 74 с поправками.
4.1.1 Надзорная организация должна подтверждать, что системы НРО и их компоненты отвечают требованиям настоящего стандарта, принимая во внимание соответствующие сертификаты, предоставленные одобренными лабораториями.
4.1.2 Дополнительное аварийное освещение на пассажирских накатных судах (пассажирские суда ро-ро), согласно Главе II-1, Правило 42-1 СОЛАС 74 с поправками, может выступать либо одной из составляющих системы НРО, либо самой НРО при условии, что данная система соответствует требованиям настоящего стандарта.
4.1.3 Система НРО включает в себя следующие компоненты: низко расположенные направляющие линии (полосы), указатели, обозначения эвакуационных дверей при помощи индикаторных полос на рамах и знаки путей эвакуации.
4.1.4 При применении систем с электрическими световыми указателями цвет индикаторных полос или указателей должен быть зеленым или белым.
4.1.5 Контурные линии (полосы) на раме эвакуационной двери должны располагаться по контуру дверной рамы или по ее вертикальным составляющим. Контурные линии (полосы) не должны располагаться на двери. Контурные линии (полосы) дверной рамы должны соединяться с низко расположенными направляющими линиями (полосами). См. 6.3.3.
4.1.6 Направляющие указатели должны располагаться рядом или быть встроенными в направляющие линии (полосы).
4.1.7 Промежутки между элементами системы НРО по конструктивным причинам (коридоры, двери кают и т.д.) не должны превышать 1 м, за исключением случаев, описанных в 6.2.1.
4.1.8 Система НРО должна непрерывно функционировать в течение 60 мин с момента ее включения.
4.1.9 Компоненты системы НРО не должны содержать радиоактивные материалы, за исключением случаев, когда есть маркировка "герметизированные радиоактивные материалы", прошедшие испытания в соответствии с требованиями ИСО 2919. Материалы, содержащие радионуклиды, приведенные в приложении A ИСО 2919:1999, следует рассматривать как герметизированные радиоактивные материалы, которые должны пройти испытания в соответствии с ИСО 2919.
4.1.10 Системы НРО при нормальных условиях не должны выделять токсичные вещества.
4.2.1 Фотолюминесцентные (ФЛ) материалы должны обеспечивать яркость свечения не менее 15 мкд/м, измеряемую через 10 мин после удаления всех внешних источников освещения, и свыше 2 мкд/м - через 60 мин. Яркость свечения должна измеряться на поверхности материалов.
4.2.2 Системы из ФЛ-материалов должны обеспечиваться таким уровнем окружающего освещения, который необходим для зарядки ФЛ-материала до вышеуказанных требований по яркости. В приложении A приведен метод испытаний, позволяющий определить минимальную освещенность, измеренную на поверхности ФЛ-материала, вследствие возбуждения от трубчатой люминесцентной лампы мощностью 8 Вт стандарта F2 с цветовой температурой 4100 K (холодного белого цвета), которая позволяет ФЛ-материалу отвечать минимальным требованиям по яркости после 10 и 60 мин свечения.
4.2.3 Ширина ФЛ-полос должна составлять 75 мм или более. ФЛ-полосы, ширина которых менее 75 мм, должны использоваться только при условии увеличения яркости свечения, чтобы таким образом компенсировать данную ширину в соответствии с приложением D.
4.2.4 Контурные линии (полосы) на раме эвакуационной двери шириной не менее 20 мм должны формироваться из плоских элементов. Характеристика яркости свечения ФЛ-материала должна быть такой же, как и у направляющих линий (полос).
4.2.5 Указатели, выполненные из ФЛ-материала, должны быть в виде графических символов в соответствии с рисунком 1 ИСО 16069:2004 или с измененной геометрией, если данные символы размещаются на полу (см. рисунок 2 ИСО 16069:2004). Могут использоваться графические символы в виде стрелок направления. Минимальная высота указателя направления должна быть 50 мм. Характеристика яркости свечения ФЛ-материала должна быть такой же, как для направляющих линий (полос).
4.2.6 Минимальная высота знака выхода, как определено в ИСО 3864-1, должна составлять 50 мм. Характеристики яркости свечения ФЛ-материала должны быть такими же, как и для направляющих линий (полос).
Примечание - Символы, которые используются на знаках выхода, выполненных из ФЛ-материала, будут подробно описаны в разрабатываемом международном стандарте (ИСО 24409-2).
4.2.7 В соответствии с МЭК 60092-101 ФЛ-материалы должны быть огнестойкими.
4.2.8 Испытания ФЛ-материалов должны проходить в соответствии с Приложением A.
4.3.1 Согласно Правилу II-1/42 Конвенции СОЛАС-74 с поправками электрические системы НРО должны быть подсоединены к аварийному распределительному щиту так, чтобы при нормальных условиях электрические системы НРО могли получать питание от основного источника электроэнергии, а в случае его отказа - от аварийного источника электроэнергии (как установлено в Правиле II-1/42.3). На пассажирских судах, построенных до 1994-10-01, рассчитанных более чем на 36 пассажиров, системы могут получать питание от основной системы освещения и резервное питание от аккумуляторных батарей с емкостью, позволяющей системе НРО функционировать не менее 60 мин. Характеристики системы при работе от батарей должны отвечать требованиям, приведенным в 4.3.
4.3.2 Компоненты электрических систем НРО могут состоять из плоских или точечных световых источников, либо их комбинации.
4.3.3 Яркость плоских направляющих электрических полос, используемых в составе линий системы НРО, должна быть не менее 20 кд/м. Минимальная ширина направляющей полосы должна составлять 10 мм. Отношение между максимальной и минимальной яркостью, измеренных вдоль направляющей линии (полосы), не должно быть более 2:1.
Вместо одной линии (полосы) шириной в 10 мм допускается применять две линии (полосы) шириной в 5 мм при условии, что расстояние между ними не превышает 1 мм.
Если направляющая линия (полоса) расположена на палубе переборки, воспринимаемая ширина линии (полосы) может быть увеличена с помощью небольшого разворота полосы вверх или внутрь по отношению к линии взгляда человека. Минимальная ширина направляющей полосы должна оставаться равной 10 мм.
4.3.4 Направляющие полосы шириной не менее 20 мм на раме эвакуационной двери должны выполняться в виде плоских линейных источников света. Яркость должна быть такой же, как и для направляющей полосы.