Статус документа
Статус документа

     

ГОСТ 32339-2013
(ISO 5164:2005)

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

НЕФТЕПРОДУКТЫ

Определение детонационных характеристик моторных топлив. Исследовательский метод

Petroleum products. Determination of knock characteristics of motor fuels. Research method



МКС 75.160.20

Дата введения 2015-01-01

     

Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ" (ФГУП "ВНИЦСМВ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 14 ноября 2013 г. N 44)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт



4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 726-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32339-2013 (ISO 5164:2005) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.

5 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ISO 5164:2005* "Нефтепродукты. Определение детонационных характеристик моторных топлив. Исследовательский метод" ("Petroleum products - Determination of knock characteristics of motor fuels - Research method", MOD).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


Дополнительные фразы, слова, внесенные в текст стандарта, выделены курсивом*

________________     

* В оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов приводятся обычным шрифтом, отмеченные по тексту документа знаком "" выделены курсивом . - Примечание изготовителя базы данных.      

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.

8 Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 52947-2008 (ЕН ИСО 5164:2005) "Нефтепродукты. Определение детонационных характеристик моторных топлив. Исследовательский метод"


Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

Введение


Настоящий стандарт разработан с целью придания широко используемому методу ASTM D 2699-01а статуса международного.

ISO признает, что метод настоящего стандарта применяют во многих странах, поэтому стандартное оборудование и многие комплектующие и материалы, необходимые для данного метода, могут быть получены только у конкретных производителей или поставщиков. Для проведения испытаний по настоящему методу необходимо обратиться к шести обязательным и трем справочным приложениям стандарта ASTM D 2699-11а, содержащегося в Ежегодном сборнике стандартов ASTM, раздел 5. В обязательных приложениях подробно описаны необходимое специальное оборудование и приборы, критические параметры и настройки компонентов, приведены рабочие таблицы настроек. В справочных приложениях приведены справочные и дополнительные сведения о вспомогательном оборудовании, методики эксплуатации и принципы надлежащего технического обслуживания двигателя и оборудования.

_______________

Копии могут быть получены непосредственно у издателя, ASTM International, 100 Barr Harbor Drive, West Conshohocken, PA 19428-2959, USA, тел.: +1 610-832-9585, факс: +1 610-832-9555, e-mail: service@astm.org, веб-сайт: www.astm.org.


Накопленные во многих странах в течение многих лет данные по детонационным характеристикам моторных топлив основаны на использовании двигателя CFR и методов ASTM определения октанового числа. Принятые во всем мире и установленные в нефтяной промышленности значения октановых чисел моторных топлив определены по исследовательскому методу на установке по определению октанового числа CFR F-1, что подчеркивает необходимость стандартизации метода и испытательного оборудования. Поэтому начало исследований возможности использования другого двигателя для целей ISO нецелесообразно.

Метод оценки моторных топлив признан, несмотря на то, что параметры эксплуатации, настройки и корректировки двигателя CFR приведены в дюймах.

_______________

Единственным изготовителем установки определения октанового числа модели CFR F-1 является Waukesha Engine, Dresser, Inc., 1000 West St. Paul Avenue, Waukesha, Wl 53188, USA.

Перевод размеров и допусков в метрическую систему возможен путем строгого численного преобразования, которое не будет отражать надлежащую метрическую инженерную практику. Использование метрических измерительных приборов для проверки соответствия размеров компонентов численно преобразованным метрическим значениям приведет к дополнительной погрешности результата испытания.

В связи с этим было принято решение поручить Техническому комитету ISO 28 "Нефтепродукты и смазочные материалы" переработать стандарт ASTM D 2699 в соответствии с Директивой ISO, часть 2 "Правила построения и изложения международных стандартов". Однако в настоящем стандарте приведены ссылки на обязательные и справочные приложения ASTM D 2699 в связи с их подробной детализацией.


Предупреждение - Применение настоящего стандарта связано с использованием в процессе испытания опасных материалов, операций и оборудования. В настоящем стандарте не предусмотрено рассмотрение всех вопросов обеспечения безопасности. Пользователь настоящего стандарта несет ответственность за установление соответствующих правил по технике безопасности и охране труда, а также определяет целесообразность применения законодательных ограничений перед его использованием.

     1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает метод определения детонационных характеристик жидкого топлива для двигателей с искровым зажиганием с помощью одноцилиндрового четырехтактного карбюраторного двигателя CFR или двигателя типа УИТ-85М, работающих с постоянной скоростью и переменной степенью сжатия, с использованием условной шкалы октановых чисел. Определение октанового числа по исследовательскому методу (RON) предусматривает определение детонационных характеристик моторных топлив в автомобильных двигателях в мягких условиях эксплуатации.

Настоящий стандарт распространяется на весь диапазон шкалы от 0 до 120 RON. При этом рабочий диапазон находится в пределах от 40 до 120 RON. Испытания моторного топлива, как правило, проводят в диапазоне от 88 до 101 RON.

Настоящий стандарт можно использовать для испытания топлив, содержащих оксигенаты до 4% масс. по кислороду.

Некоторые газы и пары, например галогенсодержащие хладагенты, используемые в кондиционерах, находящиеся вблизи двигателя CFR, могут оказывать существенное влияние на значения RON. Всплески или кратковременные изменения напряжения или частоты электрического тока также могут влиять на значения RON.

Примечание 1 - Настоящий стандарт устанавливает параметры рабочих условий в единицах СИ, однако измерения, относящиеся к двигателям CFR, приведены в единицах дюйм-фунт, поскольку они используются при изготовлении указанного оборудования, поэтому в настоящем стандарте они приведены в круглых скобках.

Примечание 2 - В настоящем стандарте термины "% масс." и "% об." означают массовые и объемные доли материала соответственно.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 2517 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб

ГОСТ 21743 Масла авиационные. Технические условия

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 контрольное топливо (check fuel): Топливо с заданными характеристиками, которое имеет принятое эталонное значение RON, определенное в ходе межлабораторных испытаний на большом количестве двигателей, находящихся в различных лабораториях.

3.2 высота цилиндра (cylinder height): Вертикальное положение цилиндра двигателя CFR по отношению к поршню в верхней мертвой точке (в.м.т.) или в верхней точке механически обработанной поверхности картера.

3.3 показание шкалы индикатора (dial indicator reading): Числовое показание высоты цилиндра, установленное по основной настройке, когда двигатель работает при степени сжатия, необходимой для получения заданного давления сжатия.

Примечание - Показание шкалы указателя выражают в тысячных долях дюйма или в сотых долях миллиметра.

3.4 показание цифрового счетчика (digital counter reading): Числовое показание высоты цилиндра, установленное по основной настройке, когда двигатель работает при степени сжатия, необходимой для получения заданного давления сжатия.

3.5 детонометр (измеритель детонации) (detonation meter): Прибор, преобразующий электрический сигнал от датчика детонации в выходной сигнал на дисплей.

3.6 датчик детонации (detonation pickup): Преобразователь магнитострикционного типа, вкрученный в резьбовое отверстие в цилиндре двигателя для определения давления в камере сгорания, обеспечивающий электрический сигнал, пропорциональный скорости изменения давления в цилиндре.

3.7 работа двигателя с зажиганием (firing): Работа двигателя с подачей топлива и включенным зажиганием.

3.8 соотношение смеси топливо-воздух для максимальной интенсивности детонации (fuel-air ratio for maximum knock intensity): Соотношение смеси топливо-воздух, вызывающее максимальную интенсивность детонации для каждого вида топлива.

3.9 справочная таблица (guide table): Представленные в виде таблицы данные установленной зависимости между высотой цилиндра и октановым числом для двигателя CFR, работающего при стандартной детонационной интенсивности и заданном барометрическом давлении.

3.10 детонация (knock): Аномальное сгорание, часто сопровождаемое слышимым звуком, вызванное самовоспламенением топливно-воздушной смеси.

3.11 интенсивность детонации (knock intensity): Мера детонации топлива.

3.12 датчик интенсивности детонации (knockmeter): Измерительный прибор с делениями шкалы от 0 до 100, который отображает интенсивность сигнала детонации от детонометра.

3.13 прокручивание двигателя (motoring): Работа двигателя без топлива с отключенным зажиганием.

3.14 октановое число по исследовательскому методу; RON (research octane number, RON): Числовой показатель стойкости топлива к детонации, полученный сравнением интенсивности его детонации с интенсивностью детонации первичных эталонных топлив с известным октановым числом по исследовательскому методу при испытании на стандартном двигателе CFR или двигателе типа УИТ-85М, работающем в условиях, установленных в настоящем стандарте.

3.15 оксигенат (oxygenate): Кислородсодержащее органическое соединение, например различные спирты или простые эфиры, используемое в качестве топлива или топливной добавки.

3.16 первичное эталонное топливо; PRF (primary reference fuel, PRF): Изооктан (2,2,4-триметил-пентан), гептан, пропорциональные по объему смеси изооктана с гептаном или смеси тетраэтилсвинца в изооктане, используемые для построения условной шкалы октановых чисел.

3.17 разброс (spread): Чувствительность детонометра, выраженная в делениях датчика интенсивности детонации на единицу октанового числа.

3.18 стандартизованная топливная смесь на основе толуола, смесь TSF (toluene standardization fuel blend, TSF blend): Пропорциональная по объему смесь двух или более следующих веществ: толуола сорта эталонного топлива, гептана и изооктана, которая имеет принятые эталонные значения RON и заданные значения допусков.

     4 Сущность метода


Результаты испытаний топлива в двигателях типа CFR или УИТ-85М при составе топливо-воздушной смеси, приводящем к максимальной детонации, сравнивают с результатами испытаний смесей первичных эталонных топлив и определяют смесь, результаты испытания которой при составе топливо-воздушной смеси, приводящей к максимальной детонации, имеют ту же стандартную интенсивность детонации при испытании с той же степенью сжатия. Состав смеси первичного эталонного топлива (по объему) характеризует как его октановое число, так и октановое число образца топлива.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».