Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 55914-2013

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Менеджмент риска

РУКОВОДСТВО ПО МЕНЕДЖМЕНТУ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РИСКА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

Risk management. Guidance on the management of Psychosocial risks in the work place

     

ОКС 03.100.99
         13.100

Дата введения 2014-12-01

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией "Институт безопасности труда" при участии Открытого акционерного общества "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АО "НИЦ КД") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык документа, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 10 "Менеджмент риска"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2013 г. N 2327-ст

4 Настоящий стандарт идентичен общедоступной спецификации PAS 1010:2011* "Руководство по менеджменту психосоциальных рисков на рабочем месте" (PAS 1010:2011 "Guidance on the management of Psychosocial risks in the workplace").

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанной спецификации для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5.

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации и действующие в этом качестве межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

Предисловие к PAS 1010:2011


Настоящая Общедоступная спецификация (PAS 1010:2011) была предложена Ноттингемским университетом, Институтом труда, здоровья и организации здравоохранения (I-WHO). Ее разработке содействовал Британский институт стандартов (BSI).

Назначение настоящего документа

В качестве руководства настоящая Общедоступная спецификация принимает форму директив и рекомендаций. Не следует ссылаться на нее как на спецификацию. В особенности необходимо обеспечить то, чтобы не вводили в заблуждение претензии на соответствие.

Любой пользователь, заявляющий о соблюдении настоящей Общедоступной спецификации, должен быть способным обосновать любое действие, отклоняющееся от ее рекомендаций.

При разработке настоящей Общедоступной спецификации было принято предположение, что осуществление ее положений будет поручено квалифицированным и опытным лицам, для использования которыми она была разработана.

Принятые правила презентации

Положения настоящей PAS представлены в прямом (ненаклонном) шрифте. Ее рекомендации выражены в предложениях, в которых используется сказуемое с модальным словом "должен".

Комментарии, объяснения и общий информационный материал представлены курсивом и меньшим шрифтом и не являются нормативным элементом.

Глагол "мочь" используется для выражения допустимости, например, в качестве альтернативы к основной рекомендации положения, и для выражения возможности, например, последствий действия или события.

Договорные и правовые соображения

Настоящий стандарт не содержит все необходимые положения договора. Пользователи несут ответственность за ее правильное применение.

Соответствие с Британским стандартом не освобождает от юридических обязательств.

В дополнение к рекомендациям настоящей Общедоступной спецификации, пользователям рекомендуется обратить внимание на обязательные требования и рекомендации, приведенные в приложении А.

Введение

0.1 История вопроса

Психосоциальные риски, стресс на работе, насилие и преследование (психологическое преследование, запугивание и травля) теперь признаются основными проблемами БТиОЗ. Почти каждый третий европейский рабочий, а точнее более 40 миллионов людей, заявляют, что они подверглись стрессу на рабочем месте. Психосоциальные риски могут иметь негативное воздействие в плане человеческих, социальных и финансовых затрат. Негативные последствия на индивидуальном уровне включают плохое состояние здоровья и самочувствия и проблемы в межличностных отношениях на работе и в личной жизни.

В более широкой перспективе психосоциальные риски представляют собой основную проблему БТиОЗ и связаны с серьезными экономическими последствиями для общества и всех типов предприятий независимо от размера и отрасли. Согласно четвертому Европейскому исследованию условий труда в среднем 22% рабочих во всех 27 государствах - членах ЕС испытывают стресс. В 15 государствах - членах ЕС до 2004 года ежегодная стоимость стресса на работе была оценена Европейской комиссией в €20 млрд. На национальном уровне болезни, вызванные стрессом, согласно британскому Исследованию трудовых ресурсов (LFS)2008/9 ответственны за потерю приблизительно 11,4 миллионов рабочих дней в Великобритании по сравнению с 10 миллионами потерянных рабочих дней в 2005/6, которые тогда стоили экономике свыше 530 млн. В последнем докладе Европейского агентства по БТиОЗ на рабочем месте (EU-OSHA [1], см. приложение А) сообщается, что во Франции болезни, вызванные стрессом, стоили обществу €830 и €1,656 млрд., в то время как в Нидерландах приблизительная общая стоимость плохих условий труда достигла €6 млрд., равных 2,96% валового национального продукта.

Европейское исследование о новых и возникающих рисках на предприятиях (ESENER), проведенное EU-OSHA [1], охватило более 28000 предприятий в 31 стране (27 государствах - членах ЕС, Норвегии, Швейцарии, Хорватии и Турции) и установило, что, несмотря на то что согласно докладам стресс на работе является одной из ключевых проблем БТиОЗ на европейских предприятиях, только приблизительно половина исследованных учреждений сообщили о том, что они информируют своих работников о психосоциальных рисках и их воздействиях на здоровье и безопасность; менее трети проводят процедуры на месте для борьбы со стрессом на работе.

Стресс на работе: ключевые факты

22% всех европейских рабочих испытывают стресс на работе

Годовая стоимость стресса на работе оценена в €20 млрд. для 15 государств - членов ЕС до 2004 года

В 2008/9 болезни, вызванные стрессом, были ответственны за потерю приблизительно 11,4 миллионов рабочих дней в Великобритании

Менее трети европейских предприятий проводят процедуры на месте для борьбы со стрессом на работе

0.2 Назначение

Настоящий стандарт предоставляет организациям руководство по управлению здоровьем работников в отношении психосоциальных рисков. Он признает, что это единственная зона риска, которой могут управлять организации применительно к БТиОЗ. Он, в частности, фокусирует внимание на стрессе на работе (см. приложение В). Хотя преследование и запугивание на работе включены в настоящий стандарт как психосоциальные риски, они не рассматриваются подробно (см. приложение С). Это зачастую сложные явления; например, возникновение объекта запугивания является ситуацией психосоциального риска, наносящей психологический вред. С другой стороны, преследование на работе может рассматриваться как результат неблагоприятных психосоциальных условий труда. Кроме этого, в настоящем стандарте признается значимость и возможность насилия со стороны третьих лиц как психосоциальный риск, и это кратко рассматривается в приложении С4.

_______________

ILO (2006) [3]; EU-OSHA (2010) [4].


Настоящий стандарт не имеет дело с клиническим менеджментом проблем психического здоровья. Несмотря на то что настоящий стандарт признает влияние на здоровье психосоциальных рисков в отношении развития повреждений опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистых заболеваний, это подробно не обсуждается.

_______________

EU-OSHA (2009) [1], WHO (2010) [2].


Настоящий стандарт изложен таким образом, чтобы он сочетался с другими руководствами и требованиями, применяемыми организациями для управления БТиОЗ, и распространялся на характерные потребности управления психосоциальным риском. Принятые структура и подход являются совместимыми со структурами и подходами Руководства ILO OSH-MS [5], BS OHSAS 18001; BS OHSAS 18002; BS 18004 и ANSI Z 10, которые все рассматривают вопросы риска, и используют метод Планирование - Осуществление - Проверка - Действие (PDCA) (см. рисунок 1).

      

Рисунок 1 - Метод Планирование - Осуществление - Проверка - Действие (PDCA)



Метод PDCA может быть кратко описан следующим образом:

Планирование: определение целей и процессов, необходимых для достижения результата в соответствии с политикой организации в области БТиОЗ;

Осуществление: реализация процессов;

Проверка: проведение мониторинга и оценки процессов в отношении к политике организации в области БТиОЗ, целями, юридическими и прочими требованиями и сообщение результатов;

Действие: применение мер для непрерывного улучшения показателей деятельности в области БТиОЗ.

В повседневной практике психосоциальные риски на рабочем месте вызываются многими базовыми причинами. Поэтому нет быстрых решений, а требуется непрерывный процесс менеджмента. Для достижения результата необходимо понять важнейшие причинные факторы до выбора решения. Это требует внедрения и мониторинга систематического процесса управления риском. Целью является определение потенциальных областей и деятельностей, вызывающих стресс на работе, и принятие корректирующих действий до того, как возникнет какой-либо ущерб.

Настоящий стандарт содержит руководство и рекомендации для менеджмента психосоциальных рисков, которые позволяют организациям разработать и реализовать стратегию и определить цели, учитывающие юридические требования и информацию о психосоциальных рисках. Предполагается, что она подходит для организаций всех типов и масштабов и может быть приспособлена под различные географические, культурные и социальные условия. Успех менеджмента психосоциальных рисков зависит от активного и ответственного отношения со стороны всех уровней и сотрудников организации, в особенности высшего руководства. Общей целью настоящего стандарта является поддержка и продвижение практики правильного менеджмента психосоциальных рисков.

Правильный менеджмент психосоциальных рисков не ограничивается выполнением юридических требований и предлагает множество возможностей для бизнеса. В сущности, менеджмент психосоциальных рисков является синонимом надлежащей деловой практики. Надлежащая практика в отношении менеджмента психосоциальных рисков отражает наличие в организации добросовестной практики менеджмента, обучения и развития, социальной ответственности и стимулирования качества рабочей жизни и хорошей работы. Менеджмент психосоциальных рисков имеет позитивное влияние на капитал благодаря благоприятному влиянию на производительность и управление охраной труда и имеет большое значение для устойчивости организаций. Кроме этого, он приносит выгоду и вне рабочего места, включая стимулирование личного и семейного здоровья, хорошего самочувствия и качества жизни.

0.3 Как относится менеджмент психосоциальных рисков к общепринятому менеджменту БТиОЗ

Процесс менеджмента психосоциальных рисков (см. рисунок 2) очень похож на общепринятый процесс менеджмента БТиОЗ. По сути, оба основаны на концепции контрольного цикла:

идентификация опасностей и оценка рисков;

планирование и осуществление корректирующих действий;

оценка и анализ.


Рисунок 2 - Обзор процесса менеджмента психосоциальных рисков



Остальные схожести могут быть выявлены при рассмотрении контекста, в котором возникают данные процессы. Оба рекомендуются Европейской рамочной директивой 89/391/EEC [6] при принятии мер по стимулированию улучшений в сфере БТиОЗ работников на рабочем месте. Эта правовая структура устанавливает необходимость в постоянной оценке рисков и их снижении. Она также определяет подход активного участия всех заинтересованных сторон в качестве стратегии оценки и снижения рисков. Таким образом, оба подхода менеджментов психосоциального и общего риска являются совместной ответственностью работодателя и работников.

Схожести, касающиеся совместного принципа, не ограничиваются их упоминанием в законодательстве. Исследования и практика подтверждают их эффективность в снижении нежелательных затрат для рабочих, организаций и общества. Оба процесса могут воздействовать на широкий ряд аспектов, включая среди прочего отсутствие по причине болезни и социальное страхование. Благодаря своему влиянию они должны восприниматься как базовые социальные обязательства и рассматриваться в качестве аспектов надлежащего менеджмента.

В практическом смысле менеджменты психосоциальных и общих рисков связаны в плане взаимодействий, наблюдаемых между психосоциальными и более традиционными рисками (как например, физические воздействия). Например, психосоциальные опасности могут увеличить риск подвергания опасным химическим веществам из-за формирования большего числа человеческих ошибок; таким образом, может возникнуть больше ущерба в рамках одних и тех же уровней подвергания при менее благоприятных психосоциальных условиях. С другой стороны, подвергание физической и химической опасностям может само по себе создавать психосоциальный риск из-за беспокойства работников о возможных последствиях.

В процессе менеджмента психосоциальных рисков следующим шагом после идентификации опасностей и связанных с ними рисков является принятие мер по устранению или снижению рисков, вызываемых данными опасностями. Более или менее общепринятой является иерархия предпочтительных мер, начинающаяся с принятия мер к источнику риска, затем мер для уменьшения влияния, оказываемого подверганием психосоциальным рискам, и, наконец, мер для смягчения воздействия в случае серьезного подвергания опасности.

За исключением европейского и национального законодательств, менеджмент психосоциальных рисков был также включен в руководство ILO (1986) [7], WHO (2003 [8], 2008 [9], и 2010 [10]), Европейской комиссии (2002) [11], а также в европейских социальных партнерских соглашениях о стрессе на работе (2004) [12] и о преследовании и насилии на работе (2007) [13]. Стандарты, значимые для настоящего стандарта, включают: BIP 3055:2005, BIP 2033:2003, BS 3518-1:1993, BS 31100:2008, BS EN ISO 10075-1, BS EN ISO 10075-2, BS EN ISO 10075-3, PD ISO/IEC Руководство 73:2002, ILO OSH-MS Руководство [5], BS OHSAS 18001; BS OHSAS 18002; BS 18004, ANSI Z 10 и Управленческие стандарты о стрессе, связанном с работой (HSE, 2005) [14].

Примечание - Стадии процесса менеджмента психосоциальных рисков приведены в разделе 5.

     1 Область применения


Настоящий стандарт предоставляет работодателям руководство по надлежащей практике оценки и менеджмента психосоциальных рисков на рабочем месте.

Настоящий стандарт может применяться менеджерами и специалистами по работе с кадрами, менеджерами и специалистами в области БТиОЗ, руководителями и владельцами малых и средних предприятий и представителями работников.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs