Статус документа
Статус документа

     
ГОСТ Р 55833-2013

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ресурсосбережение

ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТИРОВАНИЮ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПРОДУКЦИИ

Политика рационального использования и экономии материалов

Resources saving. Requirements to documentation by production of products. Policy of rational using and savings of materials

ОКС 13.030.01

Дата введения 2015-01-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ" (ФГУП "ВНИЦСМВ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 349 "Обращение с отходами"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1770-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2019 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
     


Введение

В настоящее время термины "ресурсосбережение", "бережливое производство", "экономное производство" становятся все более распространенными и необходимыми для снижения себестоимости выпускаемой продукции и оказываемых услуг.

Требования по ресурсосбережению на стадиях жизненного цикла продукции и этапах технологического цикла отходов, как правило, предприятия различных форм собственности устанавливают в политике по обеспечению качества или в экологической политике, или в различных сочетаниях, тем самым не охватывая многие из элементов хозяйственной деятельности, которые способствуют и обеспечивают ресурсосбережение.

В то же время, по мнению экспертов из авторитетного аналитического агентства "Гартнер групп", 75% расходов в структуре себестоимости ВВП США и стран Европы приходится на организацию управления ресурсами. "Для России такие оценки трудно делать, далее утверждает автор, так как у нас процессный подход в управлении почти не применяется, а эффективность использования ресурсов обсуждается и измеряется мало... Если в ближайшие 2-3 года не произойдет перехода на процессное управление и эффективное управление ресурсами, то над Россией нависнет реальная угроза потери потенциала для воспроизводства ВВП".

Учитывая сложившуюся ситуацию, опасения и вызовы, в том числе в связи с вступлением в ВТО, где ресурсосбережение и экологическая безопасность становятся, наряду с качеством, главенствующими требованиями к товарам, настоящий стандарт впервые устанавливает требования к документированию при производстве продукции, являющиеся базой для формирования экобезопасной политики рационального использования и экономии материалов на предприятиях и в организациях, производящих продукцию и оказывающих услуги (далее - товаропроизводители, товары).

Ресурсосбережение в современных рыночных условиях хозяйствования возможно и необходимо на всех стадиях жизненного цикла товаров, под которыми понимаются работа, услуга, изделие, продукция, произведение, энергия, подлежащие реализации, в том числе в формах дарения и/или продажи.

При разработке настоящего стандарта учтено, что к настоящему времени в Российской Федерации действуют около 100 национальных стандартов комплекса "Ресурсосбережение". При этом они отличаются следующими особенностями:

- подготовлены проекты национальных стандартов с использованием европейских справочников по наилучшим доступным технологиям (НДТ);

- разработаны национальные стандарты и подготовлены новые проекты путем гармонизации с международными стандартами (EN, ISO, ASTM и др.);

- учтены современные зарубежные концепции "бережливого производства" и "экономного производства";

- разработаны национальные стандарты на основе актуализации межгосударственных стандартов;

- разработаны принципиально новые национальные стандарты в сфере обеспечения ресурсосбережения, взаимосвязанные с проблемами энергосбережения, энергоэффективности, сохранения и защиты окружающей среды. В этой связи показательно, что, например, ГОСТ Р 52104 "Ресурсосбережение. Термины и определения" устанавливает термины и определения основных понятий по организации, проведению и нормативно-техническому обеспечению работ в сфере ресурсосбережения при обращении с ресурсами биосферы и техносферы и распространяется на материальные и энергетические ресурсы, включая материальные ресурсы, используемые в народно-хозяйственных целях.

Актуальность настоящего стандарта состоит в том, что он интегрирует и упорядочивает разнородные представления о содержании политики в области ресурсосбережения на стадиях жизненного цикла продукции и на этапах технологического цикла отходов, а также является основой для разработки руководства и затем системы менеджмента материалоэффективности, что является делом недалекого будущего.

В настоящем стандарте использован метод стратегического структурирования, заключающийся в том, что любая проблема (или анализируемое решение) рассматривается в прямоугольной рамке, являющейся своеобразным "стратегическим экраном", по сторонам которого расположены пары стратегий, связанных логическим отношением "субъект-предикат", т.е. каждая из противополагаемой (на плоской модели прямоугольника, условно имеющей верх, низ, правую и левую стороны) пары стратегий тесно взаимосвязана с другой (является как бы одним целым с ней) и в то же время может вступать в противоречие и рассматриваться самостоятельно. Так, техносфера (включая производительные силы) и социосфера (включая производственные отношения) противополагаются в модели стандартософии, но досконально исследованы К.Марксом в "Капитале" вместе и по отдельности. Целеэкосфера и ресурсосфера в Российской Федерации находятся теперь в ведении Минприроды России, хотя прежде (также оправданно) существовало два отдельных министерства.

Существо графического отображения метода стратегического структурирования состоит в следующем:

О-стратегии состоят в обдумывании проблемы с последующим целеполаганием и выработкой экологических, иных ограничений. Для полноты понимания и описания данного блока стратегий целесообразно ответить на следующие вопросы: "Что делать?", "Для чего делать?", "Чего не делать? - правовые, в т.ч. экологические ограничения";

С-стратегии охватывают взаимоотношения (коммуникации) людей. В данном блоке отвечают на вопросы: "Для кого делать?", "Кому делать?", "Кто контролирует?";

Т-стратегии включают ресурсообеспечение (с ресурсосбережением за счет снижения использования первичных и вовлечения в хозяйственный оборот вторичных материальных и энергетических ресурсов из отходов). При этом даются ответы на вопросы: "Где и на каком оборудовании делать?", "Сколько делать?", "Из чего делать?";

М-стратегии включают собственно производственно-технологическую деятельность (с ответами на вопросы: "Как делать?", "Когда делать?", "С каким качеством делать?").

Если отобразить в стратегической рамочной структуре комплексы международных, межгосударственных и национальных стандартов Российской Федерации на языке достижений отечественной стандартософии, то получим общесистемную информационную картину - структуру (рисунок 1), включающую как закономерную часть и современную интегрированную (по стратегиям М, О, С, Т) систему производственного менеджмента, что актуально на любую перспективу.


Рисунок - Стандарт понимания: модель "четыре вида стратегий"

"Рамочное" структурирование в стратегическом квадрате аспектов обеспечения устойчивого развития субъектов хозяйственной деятельности.

Структура настоящего стандарта выстроена в последовательности изложения текста с учетом обхода против часовой стрелки "рамочного" квадрата, по сторонам которого (вверху) установлены стратегические целевые требования по ресурсосбережению, слева - производственно-технологические аспекты, снизу - ресурсные положения по инфраструктуре и логистике, а также экологически состоятельному обращению с отходами, справа установлены социальные стратегии деятельности, связанные с организацией деятельности, обучением и поддержанием контактов с поставщиками материалов, веществ, комплектующих изделий.

Такая структура позволяет обойти в содержании настоящего стандарта все четыре блока аспектных стратегий по ГОСТ Р 51750-2001 (пункт А.1.12), обеспечивающих в качестве "рамочных" стратегических ограничений при одновременном их учете устойчивость любой хозяйственной деятельности, в том числе и в сферах ресурсосбережения - с учетом действующих стандартов.

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к добросовестному документированию в сферах ресурсосбережения при производстве продукции, оказании услуг и распространяется на стадию производства в жизненном цикле продукции, а также на образующиеся опасные отходы в твердом и жидком фазовых состояниях.

Настоящий стандарт не распространяется на медицинские, биологические, ядерные производства, материалы и отходы от них.

Требования, установленные настоящим стандартом, предназначены для добровольного применения в нормативно-правовой, нормативной, технической и проектно-конструкторской документации, а также в научно-технической, учебной и справочной литературе применительно к процессам обращения с отходами на этапах их технологического цикла отходов с вовлечением соответствующих материальных ресурсов в хозяйственную деятельность в качестве вторичного сырья, обеспечивая при этом сохранение и защиту окружающей среды, здоровья и жизни людей.

     2 Нормативные ссылки

     
     В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:    

ГОСТ 12.0.230 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования

ГОСТ 14.322 Нормирование расхода материалов. Основные положения

ГОСТ 27782-88 Материалоемкость изделий машиностроения. Термины и определения

ГОСТ 30166 Ресурсосбережение. Основные положения

ГОСТ 30167-2014 Ресурсосбережение. Порядок установления показателей ресурсосбережения в документации на продукцию

ГОСТ 31988 Услуги общественного питания. Метод расчета отходов и потерь сырья и пищевых продуктов при производстве продукции общественного питания

ГОСТ 33570 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Методология идентификации. Зарубежный опыт

ГОСТ Р 15.201-2000* Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство

________________

* Заменен. Действует ГОСТ Р 15.301-2016.


ГОСТ Р 51769 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения

ГОСТ Р 52104 Ресурсосбережение. Термины и определения

ГОСТ Р 52106 Ресурсосбережение. Общие положения

ГОСТ Р 52107-2003 Ресурсосбережение. Классификация и определение показателей

ГОСТ Р 53691 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I-IV класса опасности. Основные требования

ГОСТ Р 53692 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов

ГОСТ Р 53791 Ресурсосбережение. Стадии жизненного цикла изделий производственно-технического назначения. Общие положения

ГОСТ Р 54003 Экологический менеджмент. Оценка прошлого накопленного в местах дислокации организаций экологического ущерба. Общие положения

ГОСТ Р 54096 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Взаимосвязь требований Федерального классификационного каталога отходов и Общероссийского классификатора продукции

ГОСТ Р 54098 Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения

ГОСТ Р 54147 Стратегический и инновационный менеджмент. Термины и определения

ГОСТ Р 54934/OHSAS18001:2007 Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования

ГОСТ Р 55103 Ресурсосбережение. Эффективное управление ресурсами. Основные положения

ГОСТ Р 56020 Бережливое производство. Основные положения и словарь

ГОСТ Р ИСО 9001 Системы менеджмента качества. Требования

ГОСТ Р ИСО 10007 Менеджмент организации. Руководящие указания по управлению конфигурацией

ГОСТ Р ИСО 14001 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению

ГОСТ Р ИСО 15531-31 Системы промышленной автоматизации и интеграция. Данные по управлению промышленным производством. Часть 31. Информационная модель ресурсов

ГОСТ Р ИСО/МЭК 17050-1 Оценка соответствия. Декларация поставщика о соответствии. Часть 1. Общие требования

ГОСТ Р ИСО 26000 Руководство по социальной ответственности

ГОСТ Р ИСО 50001 Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.    

     3 Термины, определения и сокращения

3.1 Термины и определения

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».