ГОСТ Р 55354-2012
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Форматы описания и нормирования требований
Система информации о показателях и требованиях к менеджменту рисков
Descriptive and normative requirement formats. Information system on indicators and requirements for risk management
ОКС 01.120; 03.100.01*
______________
* По данным официального сайта Росстандарт
ОКС 07.100.30. - Примечание изготовителя базы данных.
Дата введения 2014-01-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН АНО "Международная академия менеджмента и качества бизнеса"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 "Стратегический и инновационный менеджмент"
3 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1723-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
По данным Всемирной торговой организации современная экономика несет значительные потери из-за большого количества технических барьеров в торговле, которые возникают вследствие несоответствия систем технического регулирования в различных странах мира.
В настоящее время требования к продукции в разных странах существенно различаются. Несмотря на требования соглашений ТБТ и СФС ВТО о максимальном устранении технических барьеров в торговле, в силу сложившейся практики и учета национальных интересов стран условия доступа продукции на их внутренние рынки остаются во многом различными, что создает серьезные проблемы для экспорта-импорта продукции. Кроме того, информация об условиях доступа является порой труднодоступной и плохо понимаемой. Сами требования содержатся в целом ряде документов (обязательные технические регламенты и добровольные стандарты), перечень и тексты которых, как правило, достаточно трудно определить и получить.
Это приводит к серьезным затруднениям в работе различных участников национальных или региональных систем технического регулирования, которым по роду своих обязанностей необходимо обеспечить требуемое качество и эффективность технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия. Ниже приведены основные задачи, которые необходимо решать участникам систем технического регулирования.
При написании технических регламентов и стандартов регулирующим органам необходимо:
- оценить уровень снижения риска за счет мер, устанавливаемых в ТР;
- определять, являются ли зависимыми или корректируемыми требования, включаемые в ТР или стандарты;
- определить перечень стандартов, подтверждающих соответствие требованиям ТР;
- определить наилучшие форматы требований;
- определить эквивалентные форматы требований для целей оценки соответствия и обеспечения взаимного признания продукции.
С целью обеспечения безопасности продукции производители должны:
- оценивать уровень снижения риска, используя схемы распространения опасностей;
- повышать уровень безопасности продукции за счет использования дополнительных добровольных мер безопасности;
- доказывать соответствие своей продукции требованиям ТР;
- использовать принципы эквивалентности для оценки своих экспортных возможностей;
- разрабатывать инструкции для пользователей и защитные надписи.
Пользователям при применении продукции требуется:
- использовать дополнительные меры по повышению безопасности продукции;
- получать общие сведения о возможной опасности продукции;
- доказывать в компетентных инстанциях наличие опасных свойств продукции;
- выбирать наиболее безопасные виды продукции из имеющейся на рынке, используя данные об этой продукции и связываемых с аспектами безопасности и качества;
- советовать производителям повышать безопасность и качество их продукции.
Органы по оценке (подтверждению) соответствия при проведении оценки соответствия продукции установленным требованиям должны:
- выбирать эквивалентные форматы оценки безопасности;
- выбирать эквивалентные методы оценки соответствия;
- выбирать наилучшие возможности для применения стандартов для целей ОС;
- помогать производителям оценивать эквивалентность требований для целей экспорта продукции;
- оценивать снижение уровня риска, если это предписано техническими регламентами или применяемыми ими стандартами.
Органам контроля и надзора и регистрирующие органы при осуществлении своей непосредственной деятельности также необходимо:
- оценивать уровни риска от использования продукции для целей планирования проверок;
- соотносить случаи причинения вреда с нарушениями требований ТР;
- оценивать правильность предоставления информации о продукции на этикетках и в инструкциях в отношении требований ТР;
- разрабатывать арбитражные методы оценки соответствия требованиям продукции;
- инициировать применение технических регламентов для снижения уровня риска.
В странах - членах ВТО действуют центры обработки запросов (Inquiry point), но:
- они, как правило, не предоставляют такую информацию частным лицам;
- такая информация имеет очень высокую стоимость;
- большинство служб не владеет сравнительной информацией об условиях доступа на рынки других стран (в чем собственно заключаются различия).
Создание системы, позволяющей сравнивать требования и получать информацию, является на современном этапе развития мировой торговли очень актуальным и вызывает большой интерес у производителей и потребителей продукции по всему миру. Целью системы, предлагаемой к реализации в рамках ЕЭК ООН, является объединение всех систем технического регулирования в одно целое и установление соответствия между требованиями и условиями доступа продукции на внутренние рынки стран-участниц, указанными в технических регламентах, стандартах и нормативных документах.
Наличие такого комплекса стандартов, призванных создать систему форматов описания и нормирования требований (ФОНТ), является особенно важным для региональных систем технического регулирования, нацеленных на упрощение процедур обращения продукции за счет максимального снижения технических барьеров в торговле, но без существенного снижения уровня безопасности продукции.
Основные цели комплекса стандартов ФОНТ:
- разработка методологии и создание условий для обмена знаниями в соответствующих предметных областях;
- предложение методологии для создания информационного фонда с целью накопления знаний и технических решений в конкретных областях деятельности;
- обеспечение возможности сравнения производственных показателей при проведении сравнительных оценок (бенчмаркинга) с другими предприятиями;
- установление требуемой для такого обмена терминологии;
- определение шаблонов для кодификации знаний в данных предметных областях;
- создание условий для признания эквивалентности требований при проведении оценки соответствия;
- предложение методологии оценки результирующего воздействия технических регламентов и стандартов в данных предметных областях.
Данный комплекс национальных стандартов создает основу для повышения уровня консолидации и использования знаний в различных сферах экономической деятельности, и, в первую очередь, в сфере технического регулирования, а также для расширения информационного обеспечения с целью устранения технических барьеров в торговле и содействия экспортным возможностям химической продукции.
В отношении требований к менеджменту рисков настоящий стандарт устанавливает наиболее общие обязательные для применения и исполнения требования к менеджменту рисков или связанным с требованиями к менеджменту рисков процессам.
Основные виды существующих требований представлены в таблице 1. Это разделение требований необходимо использовать и для целей менеджмента рисков, поскольку снижение рисков обеспечивается за счет снижения уровней опасностей, исходящих от различных аспектов безопасности и критических событий, которые должны быть воплощены в существующие или разрабатываемые требования к продукции, процессам или услугам.
Таблица 1 - Таблица более общего представления требований для снижения рисков проявления опасностей и опасных событий
Требования к продукции или связанным процессам | Общие требования к классу (виду) продукции или связанных процессов | Частные требования к продукции или связанным процессам | Виды опасных воздействий или критические события | Виды подверженности человека или окружающей среды (влияние дозы и воздействия) |
Класс требований А | Класс требований В | Класс требований С | Класс | |
Требования к мерам безопасности | Меры, применяемые для повышения безопасности при эксплуатации или использовании продукции |
Поэтому настоящий стандарт совместно со стандартом, описывающим методологию и руководство по разработке и применению стандартов системы ФОНТ может быть использован специалистами как непосредственно для целей менеджмент рисков, так и при разработке технических регламентов и стандартов на конкретные объекты технического регулирования, и в том числе при принятии решения об идентичности или эквивалентности требований, экспертами для проведения экспертизы технических регламентов и стандартов, экспертами в области оценки соответствия при проведении процедур оценки соответствия или принятии решения о возможности взаимного признания результатов оценки соответствия, производителями для повышения качества и безопасности продукции, особенно при экспорте ее в другие страны, а также производителями или специалистами компетентных органов при закупках продукции или услуг и проведении соответствующих тендеров.
В каждой стране для определения наиболее оптимальных механизмов обязательного технического регулирования необходимо иметь сравнительную информацию о том, как это работает в других странах.
Для обеспечения всех заинтересованных лиц и организаций соответствующей информацией необходимо, чтобы в каждой стране существовали источники специальной информации в области технического регулирования и мер (далее - страна-участница), используя которые все заинтересованные стороны могли бы быть осведомлены:
- о требованиях к конкретной продукции в различных странах;
- условиях доступа продукции на рынки стран;
- различиях в требованиях и условиях доступа на рынки стран.
Для этого страны должны иметь унифицированные механизмы сбора и хранения такой информации, используя которые можно было бы обеспечить обмен информацией с целью сравнения требований.
Такая информация об условиях доступа на рынки стран должна быть:
- актуальной;
- доступной в стране на языке страны;
- понимаема;
- прозрачна;
- совместима по структуре и интерфейсу в рамках всех стран-участниц.
Для того чтобы заинтересованные организации стран владели такой информацией, необходимо, чтобы они:
- имели доступ к соответствующей информации в своей стране;
- поддерживали собственные информационные ресурсы в данной области;