Статус документа
Статус документа

     
     ГОСТ Р 55267-2012

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Рекомендации по применению при разработке и освоении инновационной продукции

Environmental management systems. Recommendations for use in the design and development of innovative products



ОКС 13.020

ОКСТУ 0017

Дата введения 2013-06-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС")

2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ТК 076)

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1398-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2019 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


В настоящем стандарте установлены рекомендации по системе экологического менеджмента при разработке и освоении инновационной продукции.

Настоящий стандарт включает текст стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-2007, который заключен в рамки. Рекомендации приведены вне рамок.

Организации всех видов все больше стремятся к достижению и демонстрации высокой экологической результативности, контролируя воздействия на окружающую среду своей деятельности, продукции или услуг в соответствии со своими экологической политикой и целями. Они делают это в условиях усиления строгости экологического законодательства, разрабатывая экономическую политику и другие меры, способствующие защите окружающей среды, в условиях роста внимания всех заинтересованных сторон к решению экологических проблем и обеспечению устойчивого развития.

Многие организации провели экологические "анализы" или "аудиты" для оценки своей экологической результативности. Однако сами по себе такие "анализы" и "аудиты" могут быть недостаточными для того, чтобы придать организации уверенность не только в том, что нужная результативность достигнута, но что она и впредь будет отвечать требованиям экологического законодательства и собственной экологической политики. Чтобы быть результативными, такие "анализы" и "аудиты" должны проводиться в рамках структурированной системы менеджмента, интегрированной в пределах организации.

Международные стандарты по экологическому менеджменту дают возможность организациям с элементами эффективной системы экологического менеджмента, которая может учитывать другие требования менеджмента, достичь определенных экологических и экономических целей. Эти стандарты, подобно другим международным стандартам, не предполагается использовать для создания нетарифных барьеров в торговле или для увеличения или изменения обязательств организации, налагаемых на нее законом.

Настоящий стандарт устанавливает требования к системе экологического менеджмента, позволяющие организации разработать и внедрить экологическую политику и цели, учитывающие законодательные требования и информацию о значимых экологических аспектах. Он предназначен для применения организациями всех видов и размеров с учетом различия географических, культурных и социальных условий. Модель такого подхода представлена на рисунке 1.

Успех системы зависит от обязательств, принимаемых на всех функциональных уровнях организации, особенно на уровне высшего руководства. Система такого вида позволяет организации сформулировать экологическую политику, установить цели и процессы для реализации экологической политики, предпринимать действия, необходимые для повышения экологической результативности, и демонстрировать соответствие системы требованиям настоящего стандарта. Общая направленность настоящего стандарта - способствовать охране окружающей среды и предотвращению ее загрязнения в балансе с удовлетворением социально-экономических потребностей. Следует отметить, что многие из требований стандарта организация может выполнять одновременно или пересматривать их выполнение в любой момент.

         
Рисунок 1 - Модель системы экологического менеджмента


Примечание - Настоящий стандарт основывается на методологии, известной как методология PDCA ("Plan-Do-Check-Act"): "планирование - выполнение - контроль - действие". PDCA может быть описана следующим образом:

- планирование (Plan): разработка целей и процессов, необходимых для получения результатов, соответствующих экологической политике организации.

- выполнение (Do): внедрение процессов.

- контроль (Check): проведение мониторинга и измерения процессов в отношении реализации экологической политики, достижения целей, выполнения задач, законодательных и других требований, а также подготовка отчета о результатах.

- действие (Act): выполнение действий по постоянному улучшению результативности системы экологического менеджмента.


Многие организации управляют своими операциями, используя систему процессов и их взаимодействий, т.е. применяя "процессный подход". ИСО 9001-2000 отдает предпочтение использованию процессного подхода. Поскольку цикл PDCA может быть применен ко всем процессам, то обе эти методологии являются совместимыми.

Второе издание стандарта ориентировано на достижение большей ясности по сравнению с первым изданием, кроме того, в нем надлежащим образом учтены положения стандарта ИСО 9001, чтобы способствовать совместимости этих двух стандартов на благо всех пользователей.

Для простоты пользования номера пунктов раздела 4 настоящего национального стандарта и номера пунктов приложения А взаимоувязаны. Например, пункты 4.3.3 и А.3.3 посвящены рассмотрению целей, задач и программ, пункты 4.5.5 и А.5.5 - внутреннему аудиту. В приложении Б установлено техническое соответствие между требованиями ИСО 14001-2004 и ИСО 9001-2000.

_______________

Приложения А и Б ГОСТ Р ИСО 14001-2007 в настоящем стандарте не приводятся.


Имеется важное различие между настоящим стандартом, устанавливающим требования к системе экологического менеджмента организации, который может быть использован для сертификации/ регистрации и/или самодекларации организации о соответствии своей системы экологического менеджмента, и руководящими указаниями, предназначенными не для целей сертификации, а для помощи организациям при разработке, внедрении или улучшении системы экологического менеджмента. Экологический менеджмент охватывает весь круг вопросов, включая связанные со стратегией или конкурентоспособностью. Демонстрация успешного внедрения настоящего стандарта может быть использована организацией для того, чтобы заинтересованные стороны удостоверились в наличии у нее действующей системы экологического менеджмента.

Руководящие указания по поддержке методов экологического менеджмента содержатся в других международных стандартах, в частности, в документах по экологическому менеджменту, разработанных ИСО/ТК 207. Ссылки на другие международные стандарты в тексте настоящего стандарта приведены только для информации.

Настоящий стандарт содержит только те требования, выполнение которых может быть объективно проверено в ходе аудита. Тем организациям, которым требуется более общее руководство по широкому кругу вопросов в отношении систем экологического менеджмента, следует обратиться к ГОСТ Р ИСО 14004.

Настоящий стандарт не устанавливает абсолютных (количественных) требований к экологической результативности, выходящих за рамки обязательств, вытекающих из экологической политики: соответствия применимым требованиям законодательства и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять, принципам предотвращения загрязнения окружающей среды и постоянного улучшения своей деятельности. Следовательно, две организации, занимающиеся аналогичной деятельностью, но имеющие различную экологическую результативность, могут обе соответствовать этим требованиям.

Принятие и внедрение ряда методов экологического менеджмента при системном подходе может обеспечить оптимальный результат для всех заинтересованных сторон. Однако применение настоящего стандарта не гарантирует само по себе получение оптимального экологического результата. Для достижения поставленных экологических целей система экологического менеджмента может побудить организацию к применению наилучших существующих технологий там, где это целесообразно и экономически приемлемо, с учетом показателя затраты - эффективность.

Настоящий стандарт не устанавливает требований, характерных для других систем менеджмента, в частности систем менеджмента качества или системы менеджмента охраны здоровья и безопасности персонала, финансового менеджмента или управления риском. Однако элементы стандарта могут быть связаны или интегрированы с соответствующими элементами других систем менеджмента. Организация может адаптировать существующую в ней систему(ы) менеджмента для создания системы экологического менеджмента, удовлетворяющей требованиям настоящего стандарта. Однако следует учитывать, что применение различных элементов системы менеджмента может отличаться в зависимости от предполагаемого назначения и от участвующих заинтересованных сторон.

Уровень детализации и сложности системы экологического менеджмента, степень документированности, необходимые ресурсы зависят от таких факторов, как область применения системы, размер организации, характер ее деятельности, продукции и услуг. В частности, это может быть система, внедренная на малых и средних предприятиях.

[ГОСТ Р ИСО 14001-2007]

     

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к системе экологического менеджмента, позволяющие организации разработать и внедрить экологическую политику и цели, учитывающие законодательные и другие требования, которые организация обязалась выполнять. В стандарте приведена информация о значимых экологических аспектах. Стандарт применим к экологическим аспектам, которые организация идентифицировала как те, которыми она может управлять и на которые может влиять. Стандарт не устанавливает конкретных критериев в отношении экологической результативности.

Настоящий стандарт предназначен для применения любой организацией, которая заинтересована в том, чтобы:

a) разработать, внедрить, поддерживать в рабочем состоянии и улучшать систему экологического менеджмента;

b) удостовериться в своем соответствии заявленной экологической политике;

c) продемонстрировать соответствие настоящему стандарту путем:

1) самооценки и самодекларации;

2) подтверждения своего соответствия со стороны, заинтересованной в деятельности организации, например потребителями;

3) подтверждения своей самодекларации со стороны, внешней по отношению к организации;

4) проведения сертификации/регистрации системы экологического менеджмента внешней организацией.

Все требования настоящего стандарта применимы к любой системе экологического менеджмента. Степень их применения зависит от таких факторов, как экологическая политика организации, характер ее деятельности, продукции и услуг, а также местоположение и условия ее функционирования.

[ГОСТ Р ИСО 14001-2007]

Настоящий стандарт содержит рекомендации к системе экологического менеджмента при разработке и освоении инновационной продукции.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 14001-2007 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению

________________

Заменен. Действует ГОСТ Р ИСО 14001-2016.


ГОСТ Р ИСО 19011 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

       3.1 аудитор (auditor): Лицо, обладающее компетентностью для проведения аудита (проверки).

[ИСО 9000:2000, 3.9.9]

3.2 постоянное улучшение (continual improvement): Повторяющийся процесс совершенствования системы экологического менеджмента (3.8) с целью улучшения общей экологической результативности (3.10) в соответствии с экологической политикой (3.11) организации (3.16).

Примечание - Этот процесс необязательно проходит одновременно во всех сферах деятельности.

       3.3 корректирующее действие (corrective action): Действие по устранению причины выявленного несоответствия (3.15).

3.4 документ (document): Информация и соответствующий носитель.

Примечание 1 - Носитель может быть бумажным, магнитным, электронным или оптическим компьютерным диском, фотографией или эталонным образцом, или их комбинацией

Примечание 2 - Определение соответствует ИСО 9000:2000, 3.7.2.


3.5 окружающая среда (environment): Окружение, в котором функционирует организация (3.16), включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, людей и их взаимодействие.

Примечание - Понятие "окружение" в данном контексте распространяется на среду в пределах от организации (3.16) до глобальной системы.


3.6 экологический аспект (environment aspect): Элемент деятельности организации (3.16), ее продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой (3.5).

Примечание - Значимый экологический аспект оказывает или может оказать значительное воздействие на окружающую среду (3.7).


3.7 воздействие на окружающую среду (environment impact): Любое изменение в окружающей среде (3.5) отрицательного или положительного характера, полностью или частично являющееся результатом экологических аспектов (3.6) организации (3.16).

3.8 система экологического менеджмента (environmental management system), СЭМ (EMS): Часть системы менеджмента организации (3.16), используемая для разработки и внедрения экологической политики (3.11) и управления ее экологическими аспектами (3.6).

Примечание 1 - Система менеджмента представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, используемых для установления политики и целей и достижения этих целей.

Примечание 2 - Система менеджмента включает в себя организационную структуру, деятельность по планированию, распределение ответственности, практики, процедуры (3.19), процессы и ресурсы.


3.9 экологическая цель (environmental objective): Общая экологическая установка к действию, согласующаяся с экологической политикой (3.11), которую организация (3.16) решила достигнуть.

3.10 экологическая результативность (environmental performance): Измеряемые организацией (3.16) результаты управления своими экологическими аспектами (3.6).

Примечание - В контексте систем экологического менеджмента (3.8) результаты могут быть измерены в отношении реализации экологической политики (3.11) организации (3.16), достижения экологических целей (3.9), выполнения экологических задач (3.12) и других требований к экологической результативности.


       3.11 экологическая политика (environmental policy): Официальное заявление высшего руководства организации (3.16) об основных намерениях и направлениях деятельности в отношении экологической результативности (3.10).

Примечание - Экологическая политика определяет рамки для действий и служит основой для постановки экологических целей (3.9), экологических задач (3.12).


3.12 экологическая задача (environmental target): Детализированное требование к результативности, применимое к организации (3.16) или ее частям, вытекающее из экологических целей (3.9), которое следует установить и выполнить для достижения этих целей.

3.13 заинтересованная сторона (interested party): Лицо или группа лиц, заинтересованных в экологической результативности (3.10) или на которых может влиять экологическая результативность организации (3.16).

3.14 внутренний аудит (internal audit): Систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и их объективной оценки для определения степени, в которой выполняются критерии аудита системы экологического менеджмента, установленные организацией (3.16).

Примечание - Во многих случаях, в частности в малых организациях, независимость может быть продемонстрирована отсутствием ответственности за проверяемую деятельность.


3.15 несоответствие (nonconformity): Невыполнение требования.

[ИСО 9000:2000, 3.6.2].

     

  3.16 организация (organization): Компания, корпорация, фирма, предприятие, орган власти или учреждение либо их часть, либо комбинация частей, официально учрежденные или нет, государственные или частные, выполняющие собственные функции и имеющие свой административный аппарат.

Примечание - Для организаций, состоящих из нескольких подразделений, каждое подразделение может быть определено как организация.

  3.17 предупреждающее действие (preventive action): Действие по исключению причины потенциально возможного несоответствия (3.15).

3.18 предотвращение загрязнения (prevention of pollution): Использование процессов, практических методов, технических решений, материалов, продукции, услуг или энергии для того чтобы избежать, уменьшить или контролировать (по отдельности или в комбинации) образование, выброс или сброс любого типа загрязняющего вещества или отходов с целью уменьшения негативных воздействий на окружающую среду (3.7).

Примечание - Предотвращение загрязнения может включать в себя устранение или сокращение источника (загрязнения), изменения процесса, продукции или услуг, эффективное использование ресурсов, замену используемых материалов и видов энергии, повторное использование, восстановление, вторичную переработку, утилизацию и очистку.

3.19 процедура (procedure): Установленный способ осуществления какой-либо деятельности или процесса.

Примечание 1 - Процедура может быть документированной и недокументированной.

Примечание 2 - Соответствует определению ИСО 9000:2000, 3.4.5.


3.20 запись (record): Документ (3.4), фиксирующий достигнутые результаты или содержащий свидетельство выполнения какой-либо деятельности.

Примечание - Соответствует определению ИСО 9000:2000, 3.7.6


[ГОСТ Р ИСО 14001-2007]

3.21 инновационная продукция (innovation product): Новая или значительно улучшенная продукция, а также продукция, производство которой основано на новых или значительно усовершенствованных методах.

Примечание - В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000-2008 существуют четыре общие категории продукции:

________________

Заменен. Действует ГОСТ Р ИСО 9000-2015.


- услуги (например, перевозки);

- программные средства (например, компьютерная программа, словарь);

- технические средства (например, узел двигателя);

- перерабатываемые материалы (например, смазка).

     4 Рекомендации по применению систем экологического менеджмента при разработке и освоении инновационной продукции

     4.1 Общие положения

Организация должна разработать, документировать, внедрить, поддерживать и последовательно улучшать систему экологического менеджмента в соответствии с требованиями настоящего стандарта и определить, как она будет выполнять эти требования.

Организация должна определить и документировать область применения системы экологического менеджмента.

[ГОСТ Р ИСО 14001-2007]

4.1.1 При разработке и внедрении системы экологического менеджмента организации следует обеспечить выполнение всех требований ГОСТ Р 14001-2007* и настоящих рекомендаций по применению системы экологического менеджмента при разработке и освоении инновационной продукции.

________________
     * Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р ИСО 14001-2007. - Примечание изготовителя базы данных.



4.1.2 Организации следует поддерживать функционирование и постоянно улучшать систему экологического менеджмента в части учета потенциальных требований экологической безопасности, связанных с использованием инновационной продукции.

4.1.3 Область применения системы экологического менеджмента должна включать все подразделения и виды деятельности организации, связанные с разработкой и освоением инновационной продукции.

4.1.4 Высшему руководству организации следует определить и документировать область применения системы экологического менеджмента организации, что предполагает определение границ области деятельности.

4.1.5 В случае разработки и внедрения системы экологического менеджмента в организации, не полностью специализированной на производстве инновационной продукции, область применения системы можно определять для ее отдельных подразделений и производств.

4.1.6 Начальным этапом разработки и внедрения, а также совершенствования системы экологического менеджмента является проведение анализа исходного экологического состояния.

Целью проведения анализа исходного экологического состояния деятельности организации, связанной с разработкой и освоением инновационной продукции, является рассмотрение экологических аспектов деятельности организации.

4.1.7 Анализу следует подвергнуть следующие области:

- идентификация экологических аспектов, включая связанные со штатными и нештатными условиями функционирования, процессы запуска и останова оборудования, аварийные ситуации и инциденты;

- идентификация применяемых законодательных требований и других требований, выполнять которые организация обязалась;

- исследование существующей практики и процедур экологического менеджмента, включая те, которые связаны с деятельностью по закупкам и контрактам;

- оценка предыдущих аварийных ситуаций и инцидентов.

4.1.8 Методы, используемые при анализе исходного экологического состояния организации, могут включать в себя:

- опросы лиц, ранее работавших или работающих в организации, с целью определения области деятельности организации по охране окружающей среды при производстве в прошлом и настоящем;

- оценку результативности по сравнению с применяемыми внутренними критериями (применяемыми нормативами) и внешними стандартами, регламентами;

- применение контрольных листков, карт процессов, результатов прошлых и текущих измерений, предыдущих аудитов или других анализов деятельности организации;

- оценку внешнего и внутреннего обмена информацией с заинтересованными сторонами, включая жалобы, а также действий, связанных с выполнением законодательных и других требований, предшествующих инцидентам и авариям, связанным с воздействиями на окружающую среду.

4.1.9 При анализе исходного экологического состояния организации может использоваться информация, относящаяся к текущей практике менеджмента, в том числе к:

- процессам контроля закупаемых опасных химических и других материалов;

- хранению и обращению с опасными материалами;

- контролю случайных выбросов;

- способам размещения и хранения отходов на производственной площади;

- подготовленности персонала к аварийным ситуациям и использованию средств защиты от них;

- использованию ресурсов, необходимых для предотвращения негативного воздействия на окружающую среду;

- изменениям процессов во времени и их интенсивности;

- анализу и утверждению процессов для процедур управления операциями;

- полноте записей при мониторинге или возможности доступа к старым записям.

4.1.10 Результаты анализа следует документировать для использования при установлении области применения системы экологического менеджмента при разработке и освоении инновационной продукции и в дальнейшем процессе ее совершенствования.

     4.2 Экологическая политика

Высшее руководство должно определить экологическую политику организации и обеспечить, чтобы в рамках установленной области применения системы экологического менеджмента политика:

a) соответствовала характеру, масштабу и воздействиям ее деятельности, продукции и услуг на окружающую среду;

b) включала обязательство следовать принципам постоянного улучшения и предотвращения загрязнений;

c) включала обязательство соответствовать применимым требованиям экологического (природоохранного) законодательства и другим требованиям, связанным с ее экологическими аспектами, которые организация обязалась выполнять;

d) обеспечивала основы для установления и анализа экологических целей и задач;

e) документально оформлялась, внедрялась и поддерживалась;

f) доводилась до сведения всего персонала организации и лиц, работающих для организации или по ее поручению;

g) была доступна для общественности.

[ГОСТ Р ИСО 14001-2007]

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs