• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


ОДМ 218.2.007-2011

     
     
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства

Предисловие

     

     1 РАЗРАБОТАН ОАО "Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта".
     
     Коллектив авторов: канд. техн. наук Д.В.Енин, канд. техн. наук Э.Е.Мун, канд. техн. наук В.В.Донченко, науч. сотрудник Е.И.Енина (ОАО "Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта"), междунар. техн. эксперт Л.П.Абрамова, гл. регион. техн. эксперт С.С.Сохранский (Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых").
     

     2 ВНЕСЕН Управлением строительства и проектирования автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.
     

     3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 05.06.2013 N 758-р.
     

     4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
     

     5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.
     
     

1 Область применения

     

     1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - методический документ) разработан в соответствии с Конвенцией [1] и Федеральными законами [2, 3, 4, 5, 6, 7].
     

     1.2 Настоящий методический документ содержит рекомендации по применению и соблюдению норм проектирования элементов обустройства вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог (за исключением пунктов весового контроля и взимания платы; сооружений, предназначенных для охраны автомобильных дорог и искусственных сооружений), а также требований к их транспортно-эксплуатационному состоянию, обеспечивающие доступные и безопасные условия для самостоятельного движения инвалидов и других маломобильных групп населения.
     

     1.3 Основные положения настоящего методического документа распространяются также на городские и пешеходные улицы, тротуары мостовых сооружений, пешеходные мосты, пешеходные переходы, в том числе через трамвайные пути, и территорию объектов сервиса (за исключением зданий).
     
     

2 Нормативные ссылки

     
     В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:
     
     ГОСТ 26.020-80 Шрифты для средств измерений и автоматизации. Начертания и основные размеры
     
     ГОСТ 6665-91 Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия
     
     ГОСТ 23407-78 Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия
     
     ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения
     
     ГОСТ Р 50602-93 Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры
     
     ГОСТ Р 50918-96 Устройства отображения информации по системе шрифта Брайля. Общие технические условия
     
     ГОСТ Р 51256-2011 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования
     
     ГОСТ Р 51261-99 Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования
     
     ГОСТ Р 51264-99 Средства связи, информатики и сигнализации реабилитационные электронные. Общие технические условия
     
     ГОСТ Р 51630-2000 Платформы подъемные с вертикальным и наклонным перемещением для инвалидов. Технические требования доступности
     
     ГОСТ Р 51631-2008 (ЕН 81-70:2003) Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения
     
     ГОСТ Р 51648-2000 Сигналы звуковые и осязательные, дублирующие сигналы светофора, для слепых и слепоглухих людей. Параметры
     
     ГОСТ Р 51671-2000 Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности
     
     ГОСТ Р 51764-2001 Устройства подъемные транспортные реабилитационные для инвалидов. Общие технические требования
     
     ГОСТ Р 52131-2003 Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования
     
     ГОСТ Р 52282-2012* Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний
________________
     * Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 52282-2004, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
     
          
     ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
     

     ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования
     
     ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования
     
     ГОСТ Р 52605-2006 Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения
     
     ГОСТ Р 52765-2007 Дороти автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация
     
     ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования
     
     ГОСТ Р 52875-2007 Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования
     
     ОСТ 218.1.002-2003 Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования
     
     СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги (актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85)
     
     СП 35.13330.2011 Мосты и трубы (актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*)
     
     СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*)
     
     СП 52.13330.2011 Естественное и искусственное освещение (актуализированная редакция СНиП 23-05-95)
     
     СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001)
     
     СП 136.13330.2012 Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения (актуализированная редакция СП 35-101-2001)
     
     СП 35-105-2002 Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения
     
     

3 Термины и определения

     
     В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:
     

     3.1 автомобильная дорога: Объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (земляное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (автомобильная дорога включает улицы в городах и сельских поселениях, требования к которым установлены СП 42.13330.2011).
     

     3.2 дорожное хозяйство: Часть отрасли материального производства, призванная совместно с автомобилями наиболее полно удовлетворять потребности народного хозяйства и населения в автомобильных перевозках (включает сеть автомобильных дорог общего пользования со всеми сооружениями, необходимыми для ее нормальной эксплуатации, а также предприятия и организации по строительству, ремонту и содержанию этих дорог).
     

     3.3 доступность: Свойство элемента обустройства автомобильной дороги, обеспечивающее территориальную доступность и беспрепятственность движения по нему инвалидов и других маломобильных групп населения с учетом их безопасности.
     

     3.4 инвалиды: Лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими лицами.
     

     3.5 коэффициент продольного сцепления: Отношение максимального касательного усилия, действующего вдоль дороги на площади контакта заблокированного колеса с дорожным покрытием, к нормальной реакции в площади контакта колеса с покрытием.
     

     3.6 кресло-коляска: Мобильное средство реабилитации, предназначенное для передвижения при пользовании инвалидом или иным лицом с нарушением опорно-двигательных функций и имеющее ручной, механический или электрический привод, размеры которого не превышают значений, установленных ГОСТ Р 50602-93, а в сложенном виде, если это предусмотрено конструкцией, размера 350х1100х1200 мм.
     

     3.7 маломобильные группы населения: Люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или ориентировании в пространстве (инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, пожилые люди, беременные женщины, люди с детскими колясками, малолетними детьми, тележками, багажом).
     

     3.8 надземный (подземный) пешеходный переход: Пешеходный переход, выполненный над (под) проезжей частью автомобильной дороги с целью разделения транспортных и пешеходных потоков в пространстве.
     

     3.9 остановочная площадка: Элемент обустройства остановочного пункта, предназначенный для остановки маршрутных транспортных средств с целью посадки и высадки пассажиров.
     

     3.10 остановочный пункт: Элемент обустройства автомобильной дороги, предназначенный для остановки маршрутных транспортных средств, высадки и посадки пассажиров, а также ожидания людьми прибытия маршрутных транспортных средств.
     

     3.11 павильон: Элемент обустройства остановочного пункта, располагаемый в пределах площадки ожидания и предназначенный для укрытия людей, ожидающих прибытие маршрутного транспортного средства, от воздействия неблагоприятных погодных условий (осадков, солнечной радиации, ветра и т.п.).
     

     3.12 пандус: Сооружение, имеющее сплошную наклонную по направлению движения поверхность и предназначенное для перемещения по нему людей с одного уровня горизонтальной поверхности пешеходного пути на другой, в том числе на креслах-колясках.
     

     3.13 пассажирский транспорт общего пользовании: Совокупность видов пассажирского транспорта (автобуса, трамвая, троллейбуса), осуществляющего перевозки пассажиров и багажа на основании публичного договора перевозки по обращению любого гражданина и юридического лица.
     

     3.14 пассажир: Лицо, находящееся в транспортном средстве, а также осуществляющее посадку и высадку из него, не являющееся водителем, кондуктором или контролером.
     

     3.15 перегон: Участок автомобильной дороги, расположенный между двумя смежными перекрестками.
     

     3.16 пешеход: Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу (к пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску).
     

     3.17 пешеходные пути: Элементы обустройства автомобильной дороги, предназначенные для движения и нахождения на них людей, - тротуары, пешеходные дорожки, пешеходные дороги и улицы, тротуары мостовых сооружений, пешеходные мосты, а также лестницы, пандусы, пешеходные переходы, галереи и др.
     

     3.18 пешеходный переход: Участок проезжей части, выделенный для движения пешеходов через дорогу и обозначенный знаками и (или) разметкой согласно ГОСТ Р 52289-2004.
     

     3.19 площадка ожидания: Элемент обустройства остановочного пункта, предназначенный для ожидания людьми прибытия маршрутного транспортного средства.
     

     3.20 посадочная площадка: Элемент обустройства остановочного пункта, предназначенный для осуществления посадки людей в транспортное средство и высадки из него.
     

     3.21 объекты (пункты) тяготения: Объекты народно-хозяйственного комплекса, являющиеся целями передвижения значительной части населения, - жилые массивы, предприятия и учреждения, общественные и торговые центры, станции внеуличного транспорта, железнодорожные станции, вокзалы, порты, места массового отдыха и др.
     

     3.22 стесненные условия: Условия, при которых пешеходная часть элементов обустройства автомобильных дорог, предназначенная для движения инвалидов и других маломобильных групп населения, ограничена по ширине, длине или высоте препятствиями в виде объектов капитального строительства, временных построек, сложного рельефа местности.
     

     3.23 тактильная информация: Информация, которая предназначена для тактильного восприятия и может быть воспринята (опознана) человеком путем прикосновения к источнику этой информации (тактильному объекту).
     

     3.24 тактильный наземный указатель: Средство отображения информации, представляющее собой полосу из различных материалов определенного цвета и рисунка рифления, позволяющее инвалидам по зрению распознавать типы дорожного покрытия путем осязания стопами ног, тростью или используя остаточное зрение.
     

     3.25 элементы обустройства автомобильных дорог: Сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, взимания платы за проезд, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, необходимые для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие сооружения, предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
     
     

4 Общие положения

     

     4.1 Проектирование элементов обустройства вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог, а также их транспортно-эксплуатационное состояние обеспечиваются:
     
     - выполнением в дорожном хозяйстве специальных государственных функций по обеспечению доступности элементов обустройства автомобильных дорог для всех людей, включая инвалидов и другие маломобильные группы населения;
     
     - единством методологии и положений нормативных правовых актов, других нормативных документов системы технического регулирования в сфере дорожного хозяйства и автомобильного транспорта применительно к инвалидам и другим маломобильным группам населения;
     
     - комплексностью применения элементов обустройства автомобильных дорог для всех пешеходов, включая инвалидов и другие маломобильные группы населения;
     
     - непрерывностью связи элементов обустройства автомобильных дорог, приспособленных для инвалидов и других маломобильных групп населения на всем протяжении маршрутов их движения: между собой, со зданиями, сооружениями, стоянками (парковками), остановочными пунктами пассажирского транспорта общего пользования и т.д.;
     
     - доступностью, беспрепятственностью и безопасностью элементов обустройства автомобильных дорог для всех пешеходов, включая инвалидов и другие маломобильные группы населения.
     

     4.2 Основанием для проектирования элементов обустройства автомобильных дорог, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, являются требования и условия, указанные в задании на проектирование автомобильной дороги.
     

     4.3 Условия взаимодействия заказчиков, инвесторов, научно-исследовательских, проектных и строительных организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, между собой и с органами государственной власти, а также порядок подготовки исходно-разрешительной документации, разработки, согласования, утверждения и реализации проектной документации для строительства и реконструкции автомобильных дорог с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения принимаются в соответствии с положениями, изложенными в документе [8].
     

     4.4 В составе основных видов и стадий разработки утверждаемой части проектной документации на строительство или реконструкцию автомобильной дороги выполняется специальный раздел проекта с пояснительной запиской "Основные решения по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения".
     

     4.5 Нормы на проектирование элементов обустройства автомобильных дорог устанавливаются исходя из трех основных условий их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения:
     
     ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства комфортные - наилучшие по уровню удобства движения (при отсутствии ограничений на условия проектирования используются в качестве основных);
     
     ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства нормальные - менее удобные по сравнению с комфортными условия движения, обеспечивающие приемлемый уровень доступности элементов обустройства автомобильных дорог при наличии незначительных ограничений применения основных норм проектирования;
     
     ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства стесненные - минимально допустимые (ограниченные в пространстве и, преимущественно, временные) условия движения, характеризуемые значительными ограничениями применения основных норм проектирования.
     
     В задании на проектирование автомобильной дороги устанавливаются комфортные и (или) нормальные условия доступности.
     
     Использование норм проектирования для стесненных условий, а также условий, отличных от установленных в задании на проектирование автомобильной дороги, допускается при наличии соответствующего технико-экономического обоснования в проекте и согласования со всеми заинтересованными организациями (в том числе с общественными организациями инвалидов) в порядке, установленном в документе [8].
     

     4.6 Элементы обустройства автомобильных дорог, доступные для инвалидов и других маломобильных групп населения, в соответствии с положениями ГОСТ Р 52766-2007, СП 34.13330.2012, СП 42.13330.2011 и СП 35-105-2002 располагают в пределах населенных пунктов, на подходах к ним, а также на подходах к объектам, находящимся вблизи автомобильных дорог вне населенных пунктов:
     
     ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства в зонах жилой застройки;
     
     ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства в местах исторической застройки;
     
     ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства возле общественных центров, в том числе торговых центров, пунктов питания, объектов бытового обслуживания, учреждений культуры, спорта, мест культового назначения, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, органов государственной власти и др.;
     
     ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства вблизи специализированных центров, в том числе в местах размещения домов престарелых и инвалидов, специализированных учреждений здравоохранения, предприятий, относящихся к обществу инвалидов и др.;
     
     ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства в зонах рекреации;
     
     ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства на подходах к контрольно-пропускным пунктам (входам) предприятий и организаций;
     
     ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства в местах пересечения пешеходных и транспортных потоков;
     
     ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства на подходах и в зоне размещения остановочных пунктов и объектов дорожного сервиса (автовокзалов, автостанций, авто- и газозаправочных станций и др.).
     

     4.7 Элементы обустройства автомобильных дорог, подлежащие адаптации для инвалидов и других маломобильных групп населения, проектируются на перспективный срок, устанавливаемый в задании на проектирование автомобильной дороги.
     

     4.8 В случае невозможности реализации мероприятий по обеспечению доступности элементов обустройства автомобильных дорог для инвалидов и других маломобильных групп населения, приведенных в настоящем методическом документе, необходима разработка рациональных маршрутов обхода проблемного участка или иные альтернативные решения (например, организация транспортного обслуживания инвалидов), обеспечивающие потребности указанных групп населения в передвижении, в порядке, установленном документом [8], другими нормативными и методическими документами.
     

     4.9 Тротуары и пешеходные дорожки, включая пешеходные улицы, подходы к зданиям, сооружениям и объектам транспортной инфраструктуры, а также лестницы, пандусы, пешеходные переходы, пешеходные мосты, зоны отдыха и остановочные пункты выполняются с твердым покрытием.
     
     Материал поверхности покрытия и его структура выбираются таким образом, чтобы коэффициент сцепления был равен 0,6-0,75 при любых погодных условиях. На открытых участках объектов, расположенных в климатических районах России со среднемесячной температурой воздуха не более 0°С, допускается снижение нижнего допустимого предела коэффициента сцепления до 0,4.
     

     4.10 Поверхность покрытия объектов, указанных в подразделе 4.9, не может иметь повреждений, просадок, выбоин и выступов (кроме технологических).
     
     При устройстве поверхности покрытия из плитки, брусчатки или другим подобным способом все элементы покрытия следует плотно подгонять друг к другу (расстояние между ними не может превышать 5 мм), а при невозможности плотного прилегания стыки между элементами покрытия заполняют твердым материалом (рисунок 1).
     
     

ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства

    
а - неправильная форма (следует избегать открытых стыков); б - неправильная форма (изгибы или рифление поверхности следует использовать только как направляющую линию для слепых людей); в - правильная форма (вся поверхность ровная, стыки между плитками заполнены твердым материалом)

     
Рисунок 1 - Формы поверхности покрытия пешеходной части элементов обустройства автомобильных дорог

          

     4.11 Решетки ливневой канализации следует предусматривать в стороне от пешеходной части пешеходных путей.
     
     В сложных условиях, когда избежать обустройства решеток ливневой канализации в пределах пешеходной части указанных объектов не представляется возможным, их допускается выполнять только на основании соответствующего технико-экономического обоснования в проекте в виде решеток с размером ячеек не более 10х10 мм или с продольными ячейками шириной не более 13 мм, которые следует располагать перпендикулярно направлению движения людей в креслах-колясках.
     
     В пределах ширины пешеходной части элементов обустройства автомобильных дорог, предназначенных для движения и нахождения на них инвалидов и других маломобильных групп населения, не допускается размещение люков любого назначения.
     
     

5 Технические рекомендации по обеспечению доступности тротуаров и пешеходных дорожек

     

     5.1 Общие положения
     

     5.1.1 К тротуарам, расположенным на автомобильных дорогах, и пешеходным дорожкам предъявляются требования по геометрическим параметрам, типу, их обустройству и состоянию покрытия в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52875-2007, СП 42.13330.2011, СП 34.13330.2012, рекомендаций [9].
     

     5.1.2 При проектировании тротуаров и пешеходных дорожек следует соблюдать следующие рекомендации:
     
     - обеспечивать непрерывность связей элементов комплекса пешеходных и транспортных путей, а также свободный доступ для всех людей, в том числе инвалидов и других маломобильных групп населения, к объектам тяготения (зданиям, сооружениям, включая объекты транспортной инфраструктуры);
     
     - прокладывать их по кратчайшим (наиболее удобным) путям движения инвалидов и других маломобильных групп населения с учетом обеспечения беспрепятственности и безопасности движения указанных групп пешеходов;
     
     - выполнять эти объекты по возможности без изменения уровня продольного профиля и с минимальным числом пересечений с проезжей частью автомобильных дорог;
     
     - обеспечивать частичное или полное разделение основных встречных и пересекающихся потоков пешеходов в зонах массового тяготения населения, в том числе посредством организации одностороннего движения пешеходов с выделением в пределах тротуаров или пешеходных дорожек специальных полос, предназначенных для движения инвалидов и других маломобильных групп населения.
     

     5.1.3 Рекомендации по обеспечению доступности тротуаров и пешеходных дорожек для инвалидов и других маломобильных групп населения распространяются на тротуары мостовых сооружений и пешеходные мосты.
     

     5.2. Параметры продольного и поперечного профиля тротуаров и пешеходных дорожек
     

     5.2.1 Продольные уклоны тротуаров и пешеходных дорожек, по которым осуществляется или предполагается передвижение инвалидов и других маломобильных групп населения, устанавливаются с учетом следующих пространственно-территориальных ограничений.
     
     ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства Для обеспечения комфортных условий движения инвалидов продольный уклон в проектных решениях следует принимать не более 25‰. При наличии уклонов 20-25‰ через каждые 100 м наклонной поверхности предусматриваются промежуточные горизонтальные площадки длиной не менее 5 м.
     
     ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства Для нормальных условий движения инвалидов продольный уклон следует принимать не более 50‰, а в климатических районах России со среднемесячной температурой воздуха в холодные периоды года 0°С и ниже - не более 40‰. При наличии уклонов более 25‰ необходимо предусматривать устройство промежуточных горизонтальных площадок (рисунок 2), расстояние между которыми и их длина устанавливаются по таблице 1.
     
     
Таблица 1
     

Уклон, ‰

Расстояние, м, не более, между горизонтальными площадками длиной, м

Не менее 1,8

Не менее 5

26-28

50

90

29-31

45

32-34

40

85

35-37

30

38-40

25

80

41-42

24

43-44

23

75

45-46

22

47-48

21

70

49-50

20

     
     

ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства

     
Рисунок 2 - Пример планировки тротуара (пешеходной дорожки) с продольным уклоном, соответствующим нормальным условиям движения инвалидов

          
     ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства В стесненных условиях, когда рельеф местности не позволяет обеспечить значения продольного уклона для комфортных и нормальных условий движения, допускается его увеличение до 80‰, а в горных условиях и районах с сильно пересеченной местностью - до 100‰ на расстоянии совокупной протяженностью не более 100 м, при этом через каждые 10 м наклонной поверхности необходимо предусматривать устройство промежуточных горизонтальных площадок длиной не менее 1,5 м, а через каждые 21,5-25 м - не менее 5 м (рисунок 3).
     
     

ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства

     
Рисунок 3 - Пример планировки тротуара (пешеходной дорожки) с продольным уклоном, соответствующим стесненным условиям движения инвалидов

          
     Применение в этих условиях подъемника(ов) или лифта(ов) (пункт 5.4.4) обеспечивает комфортные условия движения инвалидов и других маломобильных групп населения.
     

     5.2.2 При невозможности выполнения условий, перечисленных в пункте 5.2.1, следует предусматривать альтернативные способы передвижения данных групп пешеходов (например, обходные маршруты или организацию специализированных перевозок инвалидов).
     

     5.2.3 На участках тротуаров и пешеходных дорожек, имеющих разные уклоны, длина промежуточных горизонтальных площадок, расположенных между этими уклонами, устанавливается по наибольшему уклону согласно пункту 5.2.1 (рисунок 4).
     
     

ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства

    
Рисунок 4 - Пример планировки тротуара (пешеходной дорожки) с различными продольными уклонами

          

     5.2.4 Тротуары и пешеходные дорожки на уклонах 80‰ и более рекомендуется выполнять в продольном профиле в виде отдельных участков, соединенных между собой лестницами и пандусами. Пандус не предусматривается, если в пределах указанных объектов будет установлен специальный подъемник или лифт, обеспечивающий необходимую пропускную способность инвалидов и других маломобильных групп населения.
     

     5.2.5 Продольный уклон участков тротуара или пешеходной дорожки, на которых предполагается размещение лестницы совместно с пандусом, подъемником или лифтом, не должен превышать для условий:
     
     - комфортных - 25‰;
     
     - нормальных - 50‰;
     
     - стесненных - 80‰.
     

     5.2.6 Поперечный уклон тротуара или пешеходной дорожки (рисунок 5) не рекомендуется устанавливать для условий:
     
     - комфортных и нормальных, а также для открытых участков, расположенных в климатических районах России со среднемесячной температурой воздуха в холодные периоды года 0°С и ниже - более 10‰;
     
     - стесненных - более 20‰.
     
     

ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства

     
Рисунок 5 - Положение кресла-коляски с инвалидом при максимально допустимом значении поперечного уклона

          

     5.3 Габаритные размеры тротуаров и пешеходных дорожек
     

     5.3.1 Габаритные размеры тротуаров и пешеходных дорожек устанавливают по ГОСТ Р 52766-2007, СП 42.13330.2011, а также с учетом рекомендаций [10] и настоящего методического документа.
     

     5.3.2 Расчет ширины тротуаров, пешеходных дорожек и других элементов обустройства автомобильных дорог следует выполнять для смешанных пешеходных потоков, при этом выбор ширины полос и определение их числа необходимо осуществлять раздельно для полос, предназначенных для движения маломобильных групп населения (включая инвалидов), и полос, используемых для движения пешеходов, не имеющих физических ограничений.
     

     5.3.3 Ширина одной полосы тротуара или пешеходной дорожки назначается по приложению А путем выбора ее максимального значения между предполагаемыми группами пешеходов и с учетом условий доступности, установленных заданием на проектирование автомобильной дороги.
     

     5.3.4 Пропускная способность одной полосы пешеходной части тротуара или пешеходной дорожки определяется на основе их назначения, места расположения и условий пешеходного движения в соответствии с таблицей 2 [11].
     
     
Таблица 2
     

Пешеходные пути

Пропускная способность одной полосы движения инвалидов и других маломобильных групп населения. чел./ч

Тротуары:

вдоль общественных зданий и сооружений

280

вдоль жилых зданий

245

обособленные разделительными полосами

210

Пешеходные дороги и улицы

175

Пешеходные дорожки

140

     

     5.3.5 Ширину пешеходной части тротуара или пешеходной дорожки следует принимать не меньше ширины, установленной в таблице 3 [10].
     
     
Таблица 3
     

Категория дорог и улиц городских и сельских поселений

Ширина пешеходной части тротуара, м

Магистральные улицы:

общегородского значения:

непрерывного движения

4,50

регулируемого движения

3,00

районного значения:

транспортно-пешеходные

2,25

пешеходно-транспортные

3,00

Сельские улицы и дороги:

дороги

-

главные улицы

2,25

     
     Для других категорий дорог и улиц, в том числе переулков и проездов, ширина пешеходной части тротуара или пешеходной дорожки устанавливается не менее 1,8 м.
     

     5.3.6 В местах возможного изменения направления движения людей, находящихся в креслах-колясках, необходимо выделять соответствующие зоны, габаритные размеры которых в плане устанавливаются для условий:
     
     - комфортных - не менее 1,8х1,8 м;
     
     - прочих (рисунок 6) - не менее 1,5х1,5 м.
     
     

ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства

     
Рисунок 6 - Типовая схема участка изменения направления движения людей в креслах-колясках для нормальных и стесненных условий

          

     5.3.7 При необходимости обеспечения встречного разъезда людей в креслах-колясках, а также в случае наличия пространственно-территориальных возможностей уширение тротуара в плане следует выполнять размером (длина х ширина) для условий движения пешеходов:
     
     - комфортных - не менее 3х1,8 м (рисунок 7);
     
     - нормальных - не менее 2х1,7 м.
     
     

ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства

     
Рисунок 7 - Типовая схема зоны встречного разъезда людей в креслах-колясках для комфортных условий

          

     5.3.8 Ширину полос, выделенных для движения инвалидов и других маломобильных групп населения, следует принимать неизменной на всем протяжении маршрута их движения. Исключение могут составлять участки тротуара или пешеходной дорожки, которые отнесены к стесненным условиям движения указанных групп пешеходов и обоснованы в проекте.
     
     В стесненных условиях участки минимальной ширины принимаются протяженностью не более 10 м, между которыми следует предусматривать зоны для разворота кресла-коляски, проектируемые в соответствии с пунктом 5.3.6.
     

     5.3.9 Место расположения полос для движения инвалидов и других маломобильных групп населения в пределах тротуара, пешеходной дорожки или других элементов обустройства автомобильных дорог, определяется для каждого проекта индивидуально.
     

     5.3.10 В пределах пешеходной части тротуаров и пешеходных дорожек не допускается наличие каких-либо ограничений (узких мест, малых архитектурных форм, решеток любого назначения, припаркованных транспортных средств, выступающих частей зданий и сооружений, уличного оборудования, дверей зданий и др.), которые могут их уменьшить и, как следствие, привести к травмированию пешеходов.
     

     5.3.11 Высота в свету свободного пространства (расстояние от поверхности пешеходного пути до нависающих над ним препятствий) составляет для условий:
     
     - стесненных - не менее 2,1 м;
     
     - прочих - не менее 2,3 м.
     

     5.4 Элементы обустройства тротуаров и пешеходных дорожек
     

     5.4.1 Ступени и лестницы
     

     5.4.1.1 Ступени и лестницы следует проектировать с учетом требований СП 59.13330.2012 и настоящего методического документа.
     

     5.4.1.2 Отдельные ступени и лестницы целесообразно применять на маршрутах движения людей: слепых; слабовидящих; использующих индивидуальные опоры (кроме опор на колесах); не имеющих физических ограничений.
     

     5.4.1.3 Ступени, расположенные на маршрутах движения инвалидов и других маломобильных групп населения, выполняются в соответствии с подразделами 4.9, 4.10 и оборудуются подступенками.
     

     5.4.1.4 Ширина отдельных ступеней и ступеней лестниц принимается не менее 1,35 м, глубина проступей - не менее 0,4 м.
     

     5.4.1.5 Резкие перепады высот пешеходных путей (в том числе высот отдельных ступеней и ступеней лестниц) устанавливаются не более 0,12 м для комфортных условий движения и 0,13-0,15 м - для прочих условий движения (рисунок 8).
     
     В местах размещения бортового камня его верхнюю поверхность располагают в одном уровне с поверхностью пешеходного пути.
     
     

ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства

     
Рисунок 8 - Пример обустройства места резкого перепада высот пешеходного пути на пересечении с проезжей частью дороги

          

     5.4.1.6 Для обеспечения комфортных условий движения ступени (отдельные и лестниц) следует выполнять без выступов. В нормальных и стесненных условиях допускается наличие сплошного выступа величиной не более 0,02 м. Ребро ступени рекомендуется применять с закругленным радиусом 0,01-0,025 м (рисунок 9).
     
     

ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства

    
Рисунок 9 - Основные параметры ступеней

          

     5.4.1.7 Лестницы, расположенные на продолжении тротуара или пешеходной дорожки, по которым осуществляется или предполагается передвижение групп пешеходов, указанных в подпункте 5.4.1.1, имеют марши с количеством ступеней от 3 до 12. Число ступеней лестницы в каждом лестничном марше, их геометрия, высота и ширина принимаются одинаковыми. Между маршами предусматривается горизонтальная площадка шириной не менее ширины лестницы и длиной не менее 1,5 м.
     

     5.4.1.8 Расположение пандусов перед отдельными ступенями (в том числе бортовым камнем) и ступенями лестниц, а также обрыв ступеней недопустимы.
     

     5.4.1.9 Ширина одной полосы движения пешеходов на лестницах составляет 1 м. Расчетную пропускную способность одного метра ширины лестницы следует принимать 1500 чел./ч для людей, не имеющих физических ограничений, и 300 чел./ч - для инвалидов и других маломобильных групп населения.
     

     5.4.1.10 Обустройство ступеней и лестниц ограждениями, перилами и бортиками обеспечивается согласно пункту 5.4.3, а наземными тактильными поверхностями - в соответствии с рекомендациями раздела 11.
     

     5.4.2 Пандусы
     

     5.4.2.1 Пандусы следует проектировать с учетом требований СП 59.13330.2012 и настоящего методического документа.
     

     5.4.2.2 Пандусы применяют с целью обеспечения доступности тротуаров и пешеходных дорожек для людей, использующих в качестве вспомогательных средств передвижения опоры на колесах или кресла-коляски, а также для маломобильных групп населения с детскими колясками и тележками.
     

     5.4.2.3 В местах пересечения тротуаров или пешеходных дорожек с дворовыми проездами или выездами с прилегающей территории, в специально обозначенных местах выхода пешеходов с тротуара или пешеходной дорожки на проезжую часть, а также в местах пересечения с дорожками (тротуарами), ведущими ко входам в здания и сооружения следует предусматривать короткие пандусы (длиной поверхности не более 6 м).
     
     Параметры продольного и поперечного профиля, а также габаритные размеры коротких пандусов принимаются в соответствии с величинами, приведенными в подразделах 5.2 и 5.3.
     
     На путях движения инвалидов и других маломобильных групп населения не допускается использование в качестве пандуса бортовых камней (в том числе камня-аппарели по ГОСТ 6665-91) независимо от способа их укладки.
     

     5.4.2.4 Выполнение коротких пандусов по всей ширине тротуаров или пешеходных дорожек, кроме стесненных условий, не допускается. В случае примыкания края тротуара или пешеходной дорожки к проезжей части дороги пандус оборудуется на стороне, противоположной краю проезжей части (рисунок 10, а).
     
     Проектирование пандуса по всей ширине тротуара или пешеходной дорожки в стесненных условиях (рисунок 10, б) следует осуществлять с учетом рекомендаций, изложенных в пункте 5.2.1.
     
     

ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства

    
а - пандусы, выполненные по краю тротуара или пешеходной дорожки (комфортные и нормальные условия); б - то же, по ширине тротуара или пешеходной дорожки (стесненные условия)

     
Рисунок 10 - Примеры оборудования коротких пандусов при различных условиях доступности

          

     5.4.2.5 В местах размещения лестниц (на примыкании к ним или раздельно) следует предусматривать длинный пандус (длиной поверхности более 6 м), состоящий из одного или нескольких маршей (рисунок 11).
     
     В пределах пешеходной части поверхности лестниц не допускается применение параллельных друг другу наклонных направляющих устройств в виде полос из металла (в том числе швеллеров), бетона либо аналогичных по конструктивному исполнению устройств [12].
     
     

ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства

    
Рисунок 11 - Примеры правильного (а, б) и неправильного (в) выполнения длинных пандусов

          

     5.4.2.6 Обустройство пандусов ограждениями, перилами и бортиками обеспечивается в соответствии с требованиями пункта 5.4.3.
     

     5.4.2.7 Ширина одной полосы движения пешеходов на пандусе составляет не менее 1 м. Расчетную пропускную способность одного метра ширины пандуса следует принимать 1750 чел./ч для людей, не имеющих физических ограничений, и 600 чел./ч - для инвалидов и других маломобильных групп населения.
     

     5.4.2.8 В зоне размещения коротких и длинных пандусов необходимо предусматривать надежный водоотвод. Длинные пандусы следует защищать от воздействия атмосферных осадков, а в зависимости от местных климатических условий - предусматривать их подогрев.
     

     5.4.3 Ограждения и поручни
     

     5.4.3.1 На примыкании тротуара или пешеходной дорожки к проезжей части дороги с интенсивным движением транспортных средств и (или) пешеходов, а также с обеих сторон лестниц и пандусов устанавливаются пешеходные ограждения в соответствии с положениями ГОСТ Р 52289-2004 и СП 59.13330.2012.
     

     5.4.3.2 На всем протяжении пешеходных путей, имеющих уклон продольного профиля более 50‰ на расстоянии 0,2 м от края проезжей части, необходимо размещать ограждения высотой не менее 0,9 м.
     

     5.4.3.3 По обеим сторонам отдельных ступеней и пандусов, имеющих высоту подъема более 0,15 м или горизонтальную проекцию наклонного участка пандуса протяженностью более 1,8 м, а также лестниц всех типов на всем их протяжении следует оборудовать поручнями.
     

     5.4.3.4 Поручни выполняются на высоте 0,7 и 0,9 м с допустимым отклонением ±0,05 м. В начале и конце уклона концевые части поручней длиной 0,3-0,5 м (большее значение соответствует комфортным условиям движения) располагают параллельно горизонтальным поверхностям путей движения и оборудуют травмобезопасным завершением (рисунок 12). Поверхность захвата поручней не следует перекрывать стойками или иными конструктивными элементами.
     

     5.4.3.5 При ширине марша лестницы 2,5 м и более, а также при ширине смежных полос лестницы и (или) пандуса более 2 м, предназначенных для движения инвалидов и других маломобильных групп населения, следует предусматривать центральные поручни.
     

     5.4.3.6 По всей длине лестницы или пандуса поручни выполняются тактильно и визуально непрерывными.
     
     

ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства

    
Рисунок 12 - Типовые схемы (а, б, в, г) обустройства перил и поручней в пределах лестниц и пандусов

          
     Конструкция поручней (рисунок 13) выполняется в соответствии с ГОСТ Р 51261-99 и СП 136.13330.2012.
     
     Центральные поручни допускается устанавливать с разрывом в пределах горизонтальных площадок лестниц или пандусов при соблюдении общих требований к конструкции поручней по длине каждого марша в отдельности (см. рисунок 12, б).
     
     Расстояние от поручня до ближайшей к нему поверхности принимается не менее 0,04 м.
     

     5.4.3.7 Поверхность поручней, а также близкорасположенные поверхности стен, ограждений и других объектов выполняются твердыми, ровными, гладкими, без острых кромок и заусенцев. Рифленую поверхность допускается применять только для опорных устройств с радиусом закругления ребер не менее 3 мм.
     
     Материал поручня должен быть устойчивым к воздействию погодно-климатических факторов. Опорные устройства, используемые в условиях низкой температуры окружающей среды, следует изготавливать из материалов или покрывать материалами, которые обладают низкой теплопроводностью.
     
     Поручни выполняют в контрастной расцветке согласно подразделу 11.4.
     
     

ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства

     
а - параметры поперечного сечения поручней различных типов; б - основные типы элементов, фиксирующих окончание поручней, вид сверху; в - то же, вид сбоку

     
Рисунок 13 - Конструкции поручней (размеры даны в миллиметрах)

          

     5.4.3.8 Боковые края тротуаров или пешеходных дорожек с уклоном более 25‰, длинных пандусов (длиной более 6 м), а также лестниц, не примыкающих к стенам, по всей длине уклона оборудуются бортиками безопасности. Высота бортика и расстояние размещения его верхней кромки относительно поверхности указанных объектов составляют не менее 0,02 м. Допускается наличие просвета между нижней кромкой бортика безопасности и поверхностью пешеходного пути, но не более 0,02 м.
     
     Бортики безопасности устанавливаются по краям пешеходной лестницы или пандуса таким образом, чтобы расстояние между ними соответствовало ширине расчетной пешеходной части этих объектов (рисунок 14).
     
     

ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства

     
Рисунок 14 - Типовая схема размещения и основные параметры бортиков безопасности

          

     5.4.3.9 На тротуарах и пешеходных дорожках в местах сопряжения зоны транспортного или транспортно-пешеходного движения с зоной, предназначенной только для движения пешеходов (например, рекреационной), следует предусматривать конструктивные мероприятия, препятствующие въезду транспортных средств в эту зону и одновременно обеспечивающие свободный проход через них пешеходов, людей в креслах-колясках, а также с детскими колясками и велосипедами (рисунок 15).
     
     

ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства

     
Рисунок 15 - Примеры (а, б) обустройства входа в зону движения пешеходов

          

     5.4.3.10 Ограждения, перила и бортики не могут сокращать эффективную расчетную ширину зоны тротуара или пешеходной дорожки, выделенной для движения инвалидов и других маломобильных групп населения.
     

     5.4.4 Подъемники и лифты
     

     5.4.4.1 Применение подъемников наклонного и вертикального типов рекомендуется предусматривать для транспортировки людей в креслах-колясках, с детскими колясками, тележками и багажом.
     

     5.4.4.2 Использование подъемников необходимо при соблюдении одного из условий, представленных в таблице 4, зависящих от геометрических параметров подъема и среднесуточной интенсивности движения групп пешеходов, указанных в подпункте 5.4.4.1.
     
     
Таблица 4
     

Общая протяженность подъема или лестницы, м

Уклон подъема, ‰

Максимальная среднесуточная интенсивность движения инвалидов и других маломобильных групп населения, чел./сут

>300

>25

ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства50

>200

>40

ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства25

>100

>80

ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства10

     
     Допускается обустройство тротуара, пешеходной дорожки или лестницы подъемником при меньших значениях геометрических параметров подъема и максимальной среднесуточной интенсивности движения рассматриваемых групп инвалидов и маломобильных групп населения, чем приведены в таблице 4.
     

     5.4.4.3 Подъемник следует предусматривать по краю лестницы (допускается его расположение по краю тротуаров и пешеходных дорожек), не сопряженному с краем проезжей части автомобильной дороги (рисунок 16).
     

     5.4.4.4 Требования к оборудованию и эксплуатации подъемников, предназначенных для транспортировки инвалидов и других маломобильных групп населения, определяются в соответствии с ГОСТ Р 51630-2000, ГОСТ Р 51764-2001, а также СП 136.13330.2012.
     
     Максимальное среднесуточное или среднечасовое количество людей, которое может транспортировать подъемник, устанавливается заводом-изготовителем.
     
     

ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства

     
а - подъемник наклонного типа для инвалида с сопровождающим лицом; б - то же, для инвалида, передвигающегося самостоятельно или с сопровождением; в - подъемник вертикального типа с выжимным подъемным устройством; г - то же, с подвесным подъемным устройством; 1 - панель управления; 2 - откидное сиденье; 3 - тактильные указатели

     
Рисунок 16 - Основные типы и параметры подъемников для инвалидов (в числителе указаны размеры без сопровождающего лица, в знаменателе - с сопровождающим лицом, размеры даны в миллиметрах)

          

     5.4.4.5 Лифты как элемент универсального дизайна проектируются и применяются для всех групп населения, включая маломобильные. Они характеризуются большей надежностью в работе и удобством использования по сравнению с подъемниками для инвалидов.
     

     5.4.4.6 В пределах тротуаров или пешеходных дорожек (в том числе лестниц и пандусов) лифт следует предусматривать при наличии условий, указанных в таблице 5, и при отсутствии подъемников, обеспечивающих потребности инвалидов и других маломобильных групп населения в их транспортировке.
     
     
Таблица 5
     

Общая протяженность подъема или лестницы, м

Уклон подъема, ‰

Максимальная среднесуточная интенсивность движения инвалидов и маломобильных групп населения, чел./сут

>300

>25

ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства100

>200

>40

ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства50

>100

>80

ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства25

     
     Допускается применение лифта в пределах тротуара, пешеходной дорожки или лестницы при меньших значениях геометрических параметров подъема и максимальной среднесуточной интенсивности движения инвалидов и других маломобильных групп населения, чем приведены в таблице 5.
     

     5.4.4.7 Лифт располагается в пределах тротуара или пешеходной дорожки с обустройством на подходе к нему полосы, доступной для движения инвалидов и других маломобильных групп населения. Указанная полоса может размещаться в пределах тротуара, пешеходной дорожки либо параллельно им. В пределах полосы допускается уклон не более 50‰ (для комфортных условий движения - не более 25‰).
     

     5.4.4.8 Подходы к подъемнику и лифту, а также эти объекты обозначаются согласно ГОСТ Р 51631-2008, ГОСТ Р 51671-2000, ГОСТ Р 50918-96 и СП 35-105-2002.
     

     5.4.4.9 Технические требования к доступности и эксплуатации лифтов для инвалидов (рисунок 17) принимаются по ГОСТ Р 51631-2008 и правилам [13].
     
     

ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства

     

1 - блок управления лифтом; 2 - откидное сиденье; 3 - табло; 4 - смотровое отверстие; 5 - контрастная окраска

     
Рисунок 17 - Типовые схемы (а, б, в, г, д) лифтов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения (размеры даны в миллиметрах)

          

     5.4.4.10 Применение подъемника или лифта в пределах тротуара или пешеходной дорожки предусматривается на основе социально-экономического обоснования в проекте.
     

     5.4.4.11 Организация функционирования подъемников и лифтов регламентируется действующими нормативными документами.
     
     

6 Технические рекомендации по обустройству пешеходных переходов

     

     6.1 Общие положения
     

     6.1.1 Пешеходные переходы через автомобильные дороги, в том числе обоснование и выбор места их расположения, типа и основных параметров, выполняют согласно ГОСТ Р 52398-2005, ГОСТ Р 52765-2007, ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52289-2004, СП 42.13330.2011, СП 34.13330.2012, СП 35.13330.2011, СП 136.13330.2012 и рекомендациям [9].
     

     6.1.2 Обустройство пешеходных переходов, независимо от их вида и типа, необходимо осуществлять с учетом обеспечения доступности для трех укрупненных групп пешеходов [12].
     
     К первой группе относятся люди, передвигающиеся при помощи вспомогательных опор (кроме опор на колесах), беременные женщины, люди с малолетними детьми, а также не имеющие физических ограничений; для них рекомендуется обустройство границы тротуара или пешеходной дорожки с пешеходным переходом из бортового камня высотой не более 0,04 м.
     
     Ко второй группе относятся пешеходы, передвигающиеся при помощи вспомогательных опор на колесах, в креслах-колясках, с детскими колясками и тележками, для них рекомендуется применение на границе тротуара или пешеходной дорожки с пешеходным переходом пандуса или исполнение всего пешеходного перехода либо его отдельных полос в одном уровне с тротуаром.
     
     Для третьей группы людей с различными заболеваниями по зрению и (или) нарушениями ориентации, координации движений, отклонениями правильного восприятия окружающей их ситуации по причине психических расстройств, а также для пожилых людей рекомендуется обустройство пешеходных переходов, аналогичное для первой группы с дополнительным информационным обеспечением (тактильными указателями, цветовым, световым и контрастным выделением опасных участков, осязательным, в том числе звуковым и тактильным выделением зон повышенной опасности, использованием доступных для восприятия указателей, знаков и символов).
     
     Для смешанного по составу пешеходного потока оборудование пешеходных переходов выполняется с учетом требований, учитывающих особенности каждой отдельной группы.
     
     На основных маршрутах движения пешеходов, относящихся к третьей группе, не рекомендуется организация их движения через нерегулируемые пешеходные переходы, а в условиях интенсивных транспортных потоков - не допускается.
     

     6.1.3 В пределах ширины пешеходной части пешеходных переходов обеспечивается надежный водоотвод.
     

     6.2 Габаритные размеры пешеходных переходов
     

     6.2.1 Ширина пешеходных переходов определяется по ГОСТ Р 52289-2004, СП 35.13330.2011, СП 42.13330.2011 и с учетом настоящего методического документа.
     

     6.2.2 Ширина пешеходного перехода любого вида и типа рассчитывается как отношение максимальной часовой интенсивности пешеходного потока в пиковый период года к расчетной пропускной способности одного метра ширины пешеходного перехода (результат округляется до ближайшего целого числа в большую сторону).
     

     6.2.3 Расчетная пропускная способность одного метра ширины наземного пешеходного перехода принимается для маломобильных групп населения (включая инвалидов) равной 250 чел./ч, а для людей, не имеющих физических ограничений, - 500 чел./ч [11].
     

     6.2.4 Расчетную пропускную способность одного метра ширины переходов, выполненных в виде тоннелей и расположенных в одном уровне с тротуаром или пешеходной дорожкой, следует принимать 300 чел./ч для полос, предназначенных для движения инвалидов и других маломобильных групп населения, и 2000 чел./ч - для полос, служащих для движения пешеходов, не имеющих физических ограничений.
     
     Расчетная пропускная способность одного метра ширины надземных и подземных пешеходных переходов, оборудованных лестницами и (или) пандусами для инвалидов и других маломобильных групп населения, принимается 200 чел./ч [11].
     
     Расчет числа полос движения следует выполнять раздельно для маломобильных групп населения (включая инвалидов) и для людей, не имеющих физических ограничений.
     

     6.2.5 Ширина наземного пешеходного перехода устанавливается не менее 4 м. Ширина пешеходной части с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения принимается:
     
     ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства в городах и населенных пунктах для пешеходных переходов:
     
     - надземных - не менее 2,25 м;
     
     - подземных - не менее 3 м;
     
     ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства вне населенных пунктов - 2 м.
     

     6.2.6 Высота свободного пространства в подземных переходах и закрытых надземных пешеходных переходах в свету составляет не менее 2,3 м.
     

     6.3 Наземные нерегулируемые пешеходные переходы
     

     6.3.1 Общие положения
     
     Наземные нерегулируемые пешеходные переходы согласно ГОСТ Р 52289-2004 обозначаются разметкой по ГОСТ Р 51256-2011 и дорожными знаками по ГОСТ Р 52290-2004. Их также рекомендуется оснащать техническими средствами визуальной и (или) тактильной информации по ГОСТ Р 51671-2000, ГОСТ Р 51261-99 и ГОСТ Р 52131-2003, а в местах регулярного использования инвалидами по зрению - радиоинформаторами системы информирования и ориентирования маломобильных групп населения в соответствии с положениями СП 136.13330.2012.
     

     6.3.2 Наземные нерегулируемые пешеходные переходы, приподнятые над поверхностью проезжей части автомобильной дороги
     

     6.3.2.1 Приподнятый пешеходный переход (рисунок 18) относится к искусственным неровностям трапециевидного типа, размещение и основные параметры которого установлены требованиями ГОСТ Р 52605-2006. Он предназначен для обеспечения наиболее комфортных условий движения людей в креслах-колясках при пересечении ими проезжей части автомобильной дороги и может быть применен для комфортных и нормальных условий движения инвалидов и других маломобильных групп населения.
     
     

ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства

     
Рисунок 18 - Типовая схема (а) и примеры (б, в) проектных решений наземных нерегулируемых пешеходных переходов, приподнятых над поверхностью проезжей части автомобильной дороги

          

     6.3.2.2 На перекрестках автомобильных дорог III-V категорий с уклоном не более 50‰ допускается одновременно приподнимать все пешеходные переходы в один уровень с прилегающими к ним тротуарами, формируя приподнятую зону перекрестка (рисунок 19) [12].
     
     

ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства

    
а - план; б - поперечный разрез

     
Рисунок 19 - Схема приподнятой зоны перекрестка

          

     6.3.2.3 Приподнятый пешеходный переход и приподнятую зону перекрестка рекомендуется выполнять на автомобильных дорогах, расположенных в городах и сельских населенных пунктах вблизи детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений, детских площадок, на улицах местного значения, в жилых кварталах городов.
     
     Не допускается применение приподнятых пешеходных переходов и приподнятой зоны перекрестка:
     
     ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства на дорогах:
     
     - федерального значения,
     
     - регионального значения с числом полос движения четыре и более (кроме участков, проходящих по территории городов и населенных пунктов с числом жителей более 1000 чел.),
     
     - магистральных в городах и на магистральных улицах общегородского значения непрерывного движения;
     
     ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства на подъездах к больницам, станциям скорой медицинской помощи, пожарным станциям, автобусным и троллейбусным паркам, гаражам и площадкам для стоянки автомобилей аварийных служб и другим объектам сосредоточения специальных транспортных средств;
     
     ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства над смотровыми колодцами подземных коммуникаций.
     

     6.3.2.4 Движение пешеходов по наклонным участкам возвышающегося пешеходного перехода, а также вне пешеходных переходов приподнятой зоны перекрестка ограничивается применением пешеходных ограждений, размещаемых по краю тротуара или пешеходной дорожки в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004.
     

     6.3.2.5 Обустройство приподнятого пешеходного перехода и приподнятой зоны перекрестка дорожными знаками и разметкой осуществляется по ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52290-2004 и ГОСТ Р 51256-2011.
     

     6.3.2.6 Водоотвод в пределах габаритов приподнятого пешеходного перехода согласно ГОСТ Р 52605-2006 выполняется через дождеприемные колодцы, сооружаемые возле пешеходного перехода с каждой стороны проезжей части автомобильной дороги (при продольном уклоне лотка менее 50‰) или с одной (верховой) стороны автомобильной дороги (при продольном уклоне лотка 30‰ и более).
     
     Водоотвод в пределах габаритов пешеходных переходов, расположенных в приподнятой зоне перекрестка, осуществляется по СП 34.13330.2012 и ГОСТ Р 52605-2006.
     

     6.3.3 Наземные нерегулируемые пешеходные переходы, оборудованные пандусами
     

     6.3.3.1 При разнице высот между поверхностями тротуара или переходной дорожки и проезжей части автомобильной дороги более 15 мм наземные пешеходные переходы с двух сторон оборудуются короткими пандусами, длина поверхности которых не превышает 6 м (далее - пандусы).
     

     6.3.3.2 По конструктивному исполнению пандусы различают [12]:
     
     - со скошенными боковыми гранями, уклон боковых граней которых не может превышать значения, установленного для основной его поверхности (применяют в нормальных и стесненных условиях движения с целью обеспечения доступа людей в креслах-колясках к пешеходному переходу по боковой грани пандуса), рисунок 20:
     
     - с бортиками (используют преимущественно для комфортных условий движения, в том числе при выделении зоны движения инвалидов), рисунок 21;
     
     - комбинированного типа (применяют преимущественно для нормальных условий движения, при этом одна боковая грань пандуса выполняется скошенной (обычно по основному направлению движения инвалидов), а вторая - с колесоотбойным бортиком), рисунок 22.
     
     

ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства

     
Рисунок 20 - Примеры (а, б) пандусов со скошенными боковыми гранями

     
     

ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства

     
Рисунок 21 - Пример пандусов с бортиками

     
     

ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства

     
Рисунок 22 - Пример пандуса комбинированного типа

          

     6.3.3.3 Кромки пандуса следует выполнять на одном уровне с кромками поверхности тротуара, переходных путей. Кромку пандуса, прилегающего к поверхности проезжей части автомобильной дороги, допускается выполнять для условий:
     
     - комфортных - на одном уровне с поверхностью проезжей части;
     
     - нормальных - на одном уровне с поверхностью проезжей части или приподнятой, но не более чем на 10 мм;
     
     - стесненных - приподнятой над поверхностью проезжей части, но не более чем на 15 мм.
     
     На выступающей части кромки пандуса, приподнятой над поверхностью проезжей части, предусматривают закругление радиусом не менее разницы уровней поверхностей, но не более 0,05 м (рисунок 23).
     
     

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства

Название документа: ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства

Номер документа: 218.2.007-2011

Вид документа: ОДМ

Принявший орган: Росавтодор (Федеральное дорожное агентство)

Статус: Действующий

Дата принятия: 05 июня 2013

Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах