Статус документа
Статус документа

ГОСТ IEC 61029-1-2012 Машины переносные электрические. Общие требования безопасности и методы испытаний (Переиздание)

     16 Сопротивление изоляции и электрическая прочность

16.1 Машины должны иметь достаточное сопротивление изоляции и электрическую прочность.

Проверку проводят испытаниями по 16.2 и 16.3 на холодной машине, непосредственно после испытания по 15.3 в камере влажности или в помещении, в котором образец был доведен до установленной температуры, после повторной сборки ранее удаленных частей.

16.2 Сопротивление изоляции измеряют напряжением постоянного тока порядка 500 В через 1 мин после подведения напряжения, при этом нагревательные элементы, если таковые имеются, должны быть отключены.

Сопротивление изоляции должно быть не менее приведенного в таблице 3.


Таблица 3 - Сопротивление изоляции

Испытуемая изоляция

Сопротивление изоляции, МОм

Между частями, находящимися под напряжением, и корпусом:

- для основной изоляции

2

- для усиленной изоляции

7

Между частями, находящимися под напряжением, и металлическими частями машин класса II, отделенных от частей под напряжением только основной изоляцией

2

Между металлическими частями машин класса II, отделенными от частей под напряжением только основной изоляцией и корпусом

5

16.3 Непосредственно после испытания по 16.2 изоляцию подвергают в течение 1 мин испытанию практически синусоидальным напряжением частотой 50 или 60 Гц. Величина испытательного напряжения и места его приложения приведены в таблице 4.


Таблица 4 - Испытательное напряжение

Места приложения испытательного напряжения

Испытательное напряжение, В, для машин классов

III

II

I

1 Между частями, находящимися под напряжением, и частями корпуса, отделенными от частей под напряжением:

- только основной изоляцией

500

-

1250

- усиленной изоляцией

-

3750

3750

2 Между частями, находящимися под напряжением различной полярности

500

1250

1250

3 Для частей с двойной изоляцией между металлическими частями, отделенными от частей под напряжением только основной изоляцией и находящимися под напряжением, и:

- частями под напряжением

-

1250

1250

- корпусом

-

2500

2500

4 Между металлическими крышками или кожухами, покрытыми изнутри изоляционным материалом и металлической фольгой, соприкасающейся с внутренней стороной изоляционного покрытия, если расстояние между частями под напряжением и этими крышками и кожухами, измеренное через покрытие, меньше требуемого воздушного зазора по 28.1

2500

1250

-

5 Между металлической фольгой

-

2500

2500

6 Между корпусом и металлической фольгой, обернутой вокруг шнура питания, либо металлическим стержнем того диаметра, что и шнур питания, вставленный вместо него внутри входных втулок из изоляционного материала, муфт, креплений шнура питания и т.д.

-

2500

1250

7 Между точкой соединения обмотки и конденсатора, если между этой точкой и любым из зажимов для внешних проводов возникает резонансное напряжение , и

- корпусом

-

-

2+1000

- металлическими частями, отделенными от токоведущих частей только основной изоляцией

-

2+1000

-

Если отдельное испытание основной и дополнительной изоляции невозможно без демонтажа машин, используют дополнительный образец, который подвергают испытанию по 15.3 после проведения демонтажа.

Испытание между частями под напряжением различной полярности проводят только в том случае, если можно осуществить необходимые рассоединения без повреждения машин.

Испытание не проводят между контактами выключателей с микрозазорами, пусковых выключателей электродвигателей, реле, терморегуляторов, термовыключателей и т.п., а также по отношению к изоляции конденсаторов, включенных между частями под напряжением различной полярности.

          

Первоначально подают не более половины заданного напряжения, затем его быстро повышают до полного значения.
     
     Во время испытания не должно происходить перекрытия или пробоя изоляции.


Примечания

1 Необходимо обеспечить такое расположение металлической фольги, чтобы на ее краях не происходило перекрытия.

2 Для машин класса II, имеющих усиленную и двойную изоляцию, необходимо следить за тем, чтобы напряжение, подводимое к усиленной изоляции, не перегружало основную или дополнительную изоляции.

3 При испытании изоляционных барьеров металлическая фольга может быть прижата к изоляции при помощи мешка с песком такого размера, чтобы давление составляло около 5 кПа (0,5 Н/см). Испытание может быть ограничено в местах, в которых предполагается ослабление изоляции, например где под изоляцией расположены острые металлические кромки.

4 При возможности изоляционные покрытия испытывают отдельно.

5 Трансформатор высокого напряжения, применяемый при испытании, должен быть таким, чтобы при закороченных выходных зажимах, после регулировки выходного напряжения до достижения соответствующего испытательного значения напряжения, выходной ток составлял не менее 200 мА.

6 Реле максимального тока, включенное в цепь, не должно срабатывать от выхода тока менее 100 мА.