Статус документа
Статус документа

ГОСТ IEC 61029-1-2012 Машины переносные электрические. Общие требования безопасности и методы испытаний (Переиздание)

     18 Ненормальный режим работы

18.1 Исполнение машины должно быть таким, чтобы опасность возникновения пожара, механической травмы или поражения электрическим током в результате ненормальной работы или небрежного обращения с машиной были сведены к минимуму.

Проверку проводят нижеуказанным испытанием, при котором с машины снимают рабочий инструмент типа пильного полотна, шлифовального круга и т.п.:
     
     - машины с двигателями последовательного возбуждения должны работать при напряжении, равном 1,3 номинального напряжения или верхнего предела диапазона напряжения, в течение 1 мин на холостом ходу.
     
     После испытания обмотки и соединения не должны быть ослаблены, а машина должна быть годной для эксплуатации;
     
     - машины, имеющие асинхронный двигатель и характерные тем, что они:
     


    1) имеют пусковой момент меньше тормозного момента при полной нагрузке;
     


    2) запускаются от руки;
     


    3) имеют движущиеся части, которые склонны к заклиниванию и которые можно остановить рукой с включенным при этом двигателем, включают в холодном состоянии на номинальное напряжение или на верхний предел диапазона номинальных напряжений, заблокировав движущиеся части в течение:
     


    - 30 с - для машин, запускаемых от руки в условиях эксплуатации;

- 5 мин - для машин, не предназначенных для работы без надзора;
     
     - машины, имеющие трехфазный двигатель, запускают в холодном состоянии и дают проработать в течение 30 с при поддерживаемом вручную непрерывном включении или нагружении, а при отсутствии такового - в течение 5 мин, при этом одна фаза должна быть отключена, а крутящий момент должен соответствовать нагрузке.
     
     При истечении указанного периода испытания или в момент срабатывания плавких предохранителей, термовыключателей, защитных устройств двигателя и т.п. температура обмоток не должна превышать значений, указанных в таблице 5.



Таблица 5 - Предельная температура

Защита обмоток

Предельная температура, °С, для изоляции класс

А

Е

В

F

Н

Защита полным собственным сопротивлением

150

165

175

190

210

Защита защитными устройствами, срабатываемыми во время испытания

200

215

225

240

260

          

Примечание - Плавкие предохранители, термовыключатели, реле максимального тока и т.п., встроенные в машину, считают достаточными средствами защиты против возгорания.

18.2 Машина со встроенными электронными устройствами должна быть изготовлена таким образом, чтобы в случае отказа электронной аппаратуры не создавалось никакой опасности.

Проверку машины проводят включением ее в течение 1 мин на напряжение, равное номинальному напряжению или средней величине диапазона напряжений, на холостом ходу, с короткозамкнутым электронным устройством.
     
     Это испытание повторяют с разомкнутым электронным устройством.
     
     Во время испытания в машине не должны возникать повреждения, приводящие к отступлению от требований настоящего стандарта.


Примечание - Если в машину встроено устройство для ограничения скорости при отказе электронного устройства, то считают результат испытания удовлетворительным, если это устройство сработает во время испытания.

18.3 Переключатели или другие устройства реверсирования двигателя машины должны выдержать нагрузки, возникающие при изменении направления вращения на ходу, если такое изменение является возможным при нормальной эксплуатации

Проверку проводят следующим испытанием.

Машину пускают в ход при напряжении, равном номинальному или верхнему пределу диапазона номинальных напряжений на холостом ходу, при этом устройство реверсирования направления вращения находится в положении, при котором ротор вращается с максимальной скоростью.
     
     После этого устройство реверсирования ставят в положение, при котором направление вращения реверсируется без задержки в промежуточном положении "отключено".
     
     Эту последовательность срабатывания повторяют 25 раз.
     
     Во время испытания не должны появляться электрические или механические повреждения устройства, а также обгорание или точечная эрозия его контактов.
     
     После испытания в машине не должны возникать повреждения, которые приводят к отступлению от требований настоящего стандарта.