Статус документа
Статус документа

     
ГОСТ Р 55137-2012

Группа Р23

     
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОДЪЕМНИКИ, ВСТРОЕННЫЕ В ДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ, ДЛЯ ЛЮДЕЙ, ПОЛЬЗУЮЩИХСЯ КРЕСЛАМИ-КОЛЯСКАМИ, И ДРУГИХ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дополнительные требования безопасности и испытания

Lifts installed on vehicles for wheelchair users and for people restricted in their mobility. Additional safety requirements and testing



ОКС 11.180.10

Дата введения 2014-04-01

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык национального стандарта Германии, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 "Технические средства для инвалидов"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 ноября 2012 г. N 930-ст

4 Настоящий стандарт идентичен национальному стандарту Германии ДИН 32983:2006* "Подъемники, встроенные в дорожный транспорт, для людей, пользующихся креслами-колясками, и других людей с ограничениями жизнедеятельности. Дополнительные требования безопасности и испытания" (DIN 32983:2006 "Lifts installed on vehicles for wheelchair users and for people restricted in their mobility - Additional safety requirements and testing").

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных европейских региональных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

 Введение


Настоящий стандарт разработан рабочим комитетом NA 063-01-05 АА "Lifter" в комитете стандартов спасательной службы и больниц (NARK).

В разделах 4-9 приведены требования безопасности в соответствии с законом о техническом производственном оборудовании и потребительских продуктах (закон о безопасности оборудования и продуктов), Германия.

Вместе с ДИН ЕН 1756-2 настоящий стандарт распространяется на подъемные устройства, постоянно установленные на транспортном средстве, для людей, использующих кресла-коляски, и других людей с ограничениями жизнедеятельности. Настоящий стандарт содержит определения для управляющих механизмов, двигателей, несущих конструкций, оборудования платформы и устройств безопасности.

Установленные на транспортных средствах подъемные устройства для людей, использующих кресла-коляски, и других людей с ограничениями жизнедеятельности являются особой формой подъемной погрузочной платформы. Они регламентированы в BGR 500, глава 2.10 "Эксплуатация подъемных платформ".

Изменения

По сравнению с ДИН 32983:1994-08 были внесены следующие изменения:

a) приняты определения по технике безопасности для деталей;

b) исключены опасности для людей, использующих кресла-коляски, и других людей с ограничениями жизнедеятельности, которые могут исходить от подъемных устройств; теперь они включены в ДИН ЕН 1756-2.

Предыдущие издания: ДИН 32983:1994-08.

     1 Область применения


Настоящий стандарт действует в сочетании с ДИН ЕН 1756-2 для установленных на транспортных средствах подъемных устройств для людей, использующих кресла-коляски, и других людей с ограничениями жизнедеятельности.

Настоящий стандарт также определяет требования к управляющим механизмам, двигателям, несущим конструкциям, оборудованию платформ и устройствам безопасности, а также к необходимым испытаниям, которые не определены в ДИН ЕН 1756-2.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты*. Для датированных ссылок применяют только указанные издания. Для недатированных ссылок применяют самые последние издания (включая любые изменения и поправки).

_______________

* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

ДИН 75078-1 Автомобили для транспортирования инвалидов. Часть 1. Термины и определения, требования, испытания (DIN 75078-1, Motor vehicle for the transport of persons with reduced mobility - Part 1: Terms and definitions, requirements, test)

ДИН 75078-2 Автомобили для транспортирования инвалидов. Часть 2. Фиксирующие системы. Термины и определения, требования, испытания (DIN 75078-2, Motor vehicle for the transportation of handicapped persons - Part 2: Restraint systems; concepts, requirements, testing)

ДИН EH 1756-2:2004-10 Хвостовые подъемники. Платформенные подъемники для монтажа на колесных транспортных средствах. Требования безопасности. Часть 2. Пассажирские подъемники (DIN EN 1756-2:2004-10, Tail lifts - Platform lifts for mounting on wheeled vehicles - Safety requirements - Part 2: Tail lifts for passengers)

ДИН EH 1760-1 Безопасность машин. Защитные устройства, чувствительные к давлению. Часть 1. Общие принципы конструирования и испытания чувствительных к давлению ковриков и полов (Safety of machinery - Pressure sensitive protective devices - Part 1: General principles for the design and testing of pressure sensitive mats and pressure sensitive floors)

EBO (Правила строительства и технической эксплуатации железных дорог Германии) Железная дорога. Строительство и правила эксплуатации (EBO, Eisenbahn-Bau-und betriebsordnung)

BGR 500, BG-Regel Правила. Эксплуатация рабочего оборудования (BGR 500, BG-Regel - Betreiben von Arbeitsmitteln)

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 подъемная погрузочная платформа (): Подъемная погрузочная платформа, предназначенная для установки на колесных транспортных средствах для транспортирования пассажиров и которая нужна для осуществления посадки в транспортное средство или высадки из транспортного средства. При этом, при определенных условиях, речь может идти о людях с ограничениями жизнедеятельности и о людях, использующих кресла-коляски.

Устройство состоит в основном из платформы, системы привода, несущей системы и одной или нескольких панелей управления.

[ДИН ЕН 1756-2:2004-10, пункт 3.1]

3.2 платформа (Plattform): Устройство для перемещения людей, с ограничениями в передвижении, в том числе инвалидов в креслах-колясках.

3.3 ручной привод (Handantrieb): Привод, работающий от мускульной силы.

Примечание - Раскрытие и складывание платформы могут осуществляться посредством ручного привода.

3.4 механизированный привод (Kraftantrieb): Пневматический или гидравлический привод, работающий посредством сжатого воздуха или жидкости, и электрический привод посредством электродвигателя.

Примечание - Раскрытие и складывание платформы могут осуществляться посредством механизированного привода.

3.5 закрытое положение (): Положение, при котором платформа находится лежа в горизонтальном, стоя в вертикальном или сложенном состоянии, в жестко зафиксированном положении в кузове транспортного средства.

3.6 эксперт (): Лицо, которое обладает специальными знаниями вследствие профессионального образования и опыта работы в области подъемных устройств и знакомо с европейскими нормами и стандартами, а также с общепризнанными техническими правилами и, таким образом, может испытывать и оценивать в качестве эксперта подъемные устройства.

     4 Требования безопасности

4.1 Привод с самоблокировкой

У привода с самоблокировкой следует избегать всех возможных мест раздавливания и резания или защищать автоматическими устройствами (см. 4.11).

Данные требования следует выполнять, например, при движениях вверх и вниз:

a) у ручных манипуляторов, когда кнопка для подъема расположена над кнопкой для спуска;

b) у ручных рычагов, когда при движении рычага вверх начинается подъем, при движении вниз - опускание;

c) у ножных педалей, когда педаль для подъема расположена справа, а педаль для опускания слева;

d) у ножных рычагов, когда при движении рычага направо начинается подъем, при движении налево - опускание.

Данные требования следует выполнять, например, для движений раскрытия и складывания:

a) у ручных манипуляторов, когда манипуляторы расположены на одной высоте рядом друг с другом, соответственно направлению движения платформы;

b) у ручных рычагов, когда направление движения рычага соответствует направлению движения платформы.

Приводы должны быть защищены от непреднамеренного приведения в действие.

Данные требования выполняются, например, когда:

a) ручные манипуляторы выполнены следующим образом: размер кнопки не более чем требуется для нажатия пальцем. Кнопка окружается как можно более плотно бортиком. Кнопка не выступает за верхнюю кромку бортика ни в каком положении;

b) ручные рычаги в нулевой позиции блокируются;

c) ножные рычаги выполнены следующим образом: ножной рычаг в нулевом положении утоплен или закрыт и включается только с помощью дополнительного органа управления. При этом направления рычага и дополнительного органа управления смещены на 90°. При отпускании дополнительного органа управления рычаг возвращается в исходное положение;

d) ручной подъемник без бортика приводится в движение двумя быстрыми нажатиями самим инвалидом в случае необходимости (самоуправляющийся).

Если одновременно должны быть задействованы несколько приводов для одного движения, будет достаточно, если только один привод будет защищен от непреднамеренного приведения в действие.

4.2 Передача команд управления

Передача команд управления должна осуществляться таким образом, чтобы не подвергать человека опасности.

4.3 Аварийное отключение

Подъемные устройства высотой подъема более 2 м над полом, с электрическим приводом или управлением, а также подъемные устройства, управление которых имеет самоблокировку, должны на каждой панели управления обладать устройством, с помощью которого при отказе управления заданное движение может быть прервано.

4.4 Уровень звукового давления

Нормированный по шкале уровень звукового давления, не должен превышать 70 дБ при измерении внутри и снаружи транспортного средства в течение полного рабочего цикла на удалении 2,5 м от дверного проема.

4.5 Механические и электрические двигатели

Механизированные механические и электрические двигатели для подъема и складывания должны быть защищены от превышения допустимой нагрузки со стороны привода. Это требование выполняется, например, у механических двигателей за счет предохранительной фрикционной муфты и у электрических двигателей за счет обесточивания.

Места наматывания троса и цепи должны быть защищены от непреднамеренного захвата.

Для натяжения тросов и цепей должны быть предусмотрены необходимые устройства.

Износостойкость шпинделей должна быть выше, чем у несущих гаек.

У силовых установок, приводимых в действие вручную (например, аварийный режим), необходимо гарантировать, чтобы рукоятка не приводилась в действие непреднамеренно. Это требование также должно выполняться при разблокировке автоматического тормоза. При запуске механического привода никто не должен пострадать от движения рычага ручного управления (рукоятки). При ручном управлении недопустим механический привод. Снимаемые рукоятки и рычаги необходимо защитить от соскальзывания и непреднамеренного снятия.

4.6 Ограничение пути

Чтобы избежать перегрузок в крайних положениях, движение платформы должно остановиться перед крайними положениями за счет отключения движущей силы или за счет самостоятельного размыкания силового тока. При электрическом отключении должен подключаться аварийный конечный выключатель, который после срабатывания будет исключать обратное движение.

Данные требования не выполняются, когда перегрузки деталей конструкции при достижении крайнего положения будут устранены другим способом. Перегрузки можно устранить за счет клапанов ограничения давления или, при незначительной энергии движения, за счет подходящих демпферных элементов (например, буфера, поглощающего энергию).

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs