Статус документа
Статус документа


ОДМ 218.6.010-2013


ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ


Методические рекомендации по организации аудита безопасности дорожного движения при проектировании и эксплуатации автомобильных дорог


Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (ФГУП "РОСДОРНИИ").

2 ВНЕСЕН Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.

3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 21.02.2013 N 207-р.

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

     1. Область применения

1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - методический документ) содержит рекомендации по подготовке, проведению и оформлению результатов аудита обеспечения безопасности дорожного движения (далее - аудита) на автомобильных дорогах общего пользования [1, 2].

1.2 Настоящий методический документ предназначен для организаций, осуществляющих внешний и внутренний аудит проектов строительства, реконструкции и капитального ремонта и автомобильных дорог, находящихся в эксплуатации.

1.3 Настоящий методический документ рекомендуется для применения при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог Российской Федерации.

     2. Нормативные ссылки


В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:

ГОСТ Р ИСО 19011-2012 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента

ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения

ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования

СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги (актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85)

СП 52.13330.2011 Свод правил. Естественное и искусственное освещение (актуализированная редакция СНиП 23-05-95*)

     3. Термины и определения


В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 автомобильная дорога: Объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог

3.2 аудит безопасности дорожного движения: Проверка результатов деятельности организаций при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на соответствие действующим требованиям нормативно-технических документов по организации и безопасности дорожного движения

3.3 аудитор: Специалист, имеющий высшее или среднее техническое образование автодорожного или автотранспортного профиля и стаж работы в области обеспечения безопасности дорожного движения не менее 3 лет

3.4 аудиторская организация: Организация, специализирующаяся на проведении аудита безопасности дорожного движения, имеющая в своем штате не менее трех аудиторов

3.5 аудируемое лицо: Проектная, строительная или дорожная организация, чьи результаты деятельности проверяются аудитом

3.6 аудируемая дорога: Обследуемая в результате аудита автомобильная дорога (проект дороги)

3.7 безопасность дорожного движения: Состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и их последствий

3.8 владельцы автомобильных дорог: Российская Федерация, ее административно-территориальные единицы, юридические и физические лица, в собственности которых находятся автомобильные дороги, а также юридические лица, за которыми автомобильные дороги закреплены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления

3.9 внешний аудит: Аудит, проводимый независимыми организациями

3.10 внутренний аудит: Аудит, проводимый специалистами самой организации или от ее имени для внутренних целей

3.11 дорожно-транспортное происшествие: Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб

3.12 дорожная деятельность: Деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог

3.13 дорожная организация: Орган управления дорожного хозяйства, в чьем управлении находится аудируемая дорога (сеть или участок дороги)

3.14 дорожные условия: Комплекс факторов, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения и режимы движения по дороге потоков транспортных средств

3.15 заказчик аудита: Организация или лицо, заказавшее аудит

3.16 место концентрации ДТП: Участок автомобильной дороги, характеризующийся уровнем аварийности, показатели которого превышают установленные критические значения

3.17 пользователи автомобильными дорогами: Физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения

3.18 программа аудита: Совокупность методов и приемов аудита, оформленная документально в установленной форме; включает перечень аудиторских процедур, применяемых в конкретной аудиторской проверке, а также их характер, сроки, объем и конкретных исполнителей

3.19 организация дорожного движения: Комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах

3.20 технические средства организации дорожного движения: Дорожные знаки, разметка, светофоры, дорожные ограждения и направляющие устройства.

     4. Общие положения

4.1 Аудит безопасности дорожного движения автомобильной дороги подразумевает независимый от мнения проектировщиков или дорожных организаций анализ ее безопасности, эффективности организации дорожного движения и состояния ее транспортно-эксплуатационных характеристик, способствующих совершению ДТП [3].

4.2 Целью проведения аудита является установление соответствия проектных решений автомобильной дороги и деятельности проектных и дорожных организаций по организации и безопасности дорожного движения требованиям нормативных документов [4, 5].

4.3 Объектами аудита являются:

- проектная документация на линейные объекты капитального строительства;

- характеристики дорожных условий автомобильных дорог;

- параметры и состояние технических средств организации дорожного движения (далее - ТСОДД);

- схемы и методы организации дорожного движения;

- участки концентрации ДТП;

- другие специальные объекты.

4.4 Заказчиком аудита могут быть:

- для автомобильных дорог федерального значения - Федеральное дорожное агентство, органы управления автомобильными дорогами;

- для автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные управлять такими дорогами;

- для частных автомобильных дорог - владельцы таких дорог.

4.5 Подготовка и проведение аудита осуществляется организациями-аудиторами, уполномоченными Федеральным дорожным агентством, и аудиторами организаций, уполномоченными владельцами автомобильных дорог.

4.6 Объекты аудита и объемы работ при проведении внешних аудитов определяются договором, заключаемым между владельцем автомобильных дорог и организацией-аудитором.

4.7 Вопросы, решаемые в ходе аудита, определяются заказчиком.

4.8 Ресурсы, выделенные для аудита, должны быть достаточны для назначенного объема работ.

4.9 Результативность аудита определяется соблюдением двух основных требований.

Обязательностью и регулярностью аудита на каждой стадии технологического этапа дорожного проекта. Выполнение требования может быть достигнуто с помощью различных вариантов распределения ответственности между экспертами в течение всего процесса аудита безопасности дорожного движения.

Формальностью процедуры аудита. Выполнение этого требования упрощается с помощью использования контрольных листов.

4.10 Виды аудита в зависимости от стадии жизненного цикла автомобильной дороги приведены в таблице 1.


Таблица 1 - Виды аудита

Стадии жизненного цикла автомобильной дороги

Виды аудита

Проектирование

Инженерный проект (при одностадийном проектировании)

Проект и рабочая документация (при двустадийном проектировании)

Строительство, реконструкция, капитальный ремонт

Аудит автомобильной дороги перед вводом ее в эксплуатацию

Эксплуатация

Аудит дорожных условий


Аудит организации дорожного движения

Аудит технических средств организации дорожного движения


Аудит мест концентрации ДТП


Специальный аудит



4.11 В зависимости от организации аудита он может быть внешним и внутренним, по периодичности проведения - плановым и внеплановым.

4.12 При проведении аудита безопасности дорожного движения рекомендуется использовать нормативно-технические документы для оценки условий движения на автомобильных дорогах и разработки мероприятий по повышению безопасности дорожного движения.

     5. Виды аудита

5.1 Внешний аудит заключается в проверке организациями-аудиторами или независимыми аудиторами на автомобильной дороге отдельных или всех направлений деятельности дорожных организаций, направленных на повышение безопасности дорожного движения.

Внутренний аудит выполняется аудиторами владельцев автомобильных дорог.

5.2 Внешний плановый и внеплановый аудит (может) проводится на автомобильных дорогах федерального значения на основании:

плана-графика проведения аудита, утвержденного Федеральным дорожным агентством в случаях:

- поступления обоснованных жалоб и предложений от юридических или физических лиц, в которых содержится информация о нарушениях требований обеспечения безопасности дорожного движения со стороны дорожных организаций;

- сомнений в достоверности информации, представленной в отчетных материалах ранее проведенных внутренних аудитов;

- существенных изменений в организации дорожного движения и т.п.;

договора между владельцами автомобильных дорог и организациями-аудиторами.

5.3 Периодичность проведения внешнего планового аудита при эксплуатации автомобильных дорог федерального значения составляет 5 лет.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs