Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 54885-2011

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РУКОВОДСТВО ПО ВЫБОРУ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ НА СТАДИИ ОБРАЩЕНИЯ ПРОДУКЦИИ

Guidelines for selection of indicators of activity effectiveness for control and supervising bodies on stage of circulation of production



ОКС 03.100.01

Дата введения 2013-01-01

     

   Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией "Российский институт потребительских испытаний" (АНО "РИПИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 111 "Защита прав потребителей на основе контроля продукции на стадиях обращения и при оказании услуг"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2011 г. N 1657-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2020 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)        

     1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт распространяется на деятельность региональных контрольно-надзорных органов на стадии обращения продукции в части планирования и организации их деятельности, повышения ее результативности, а также организации взаимодействия с независимыми организациями, выступающими в роли субъекта оценки и выражающими общественные интересы.

1.2 Настоящий стандарт может применяться для оценки результативности деятельности региональных контрольно-надзорных органов на стадии обращения продукции и планирования мероприятий по ее повышению. Региональные контрольно-надзорные органы выступают при этом в роли объекта оценки.

1.3 Настоящий стандарт устанавливает свод процедур и правил, позволяющих оценить результативность деятельности региональных контрольно-надзорных органов на стадии обращения продукции, рекомендуемые показатели, выражающие разные стороны оценки результативности, а также организационные меры, необходимые для создания информационной базы расчета рекомендуемых показателей.

     2 Нормативные ссылки        


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования

_______________

Действует ГОСТ Р ИСО 9001-2015.


ГОСТ Р 54884 Добросовестная практика в области защиты прав потребителей. Термины и определения

ГОСТ Р 54886 Руководство по добросовестной практике для контрольно-надзорных органов

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.     

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте примеены термины по ГОСТ Р ИСО 9000, ГОСТ Р 54884, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 результативность: Степень достижения запланированных результатов.

3.2 результат деятельности регионального контрольно-надзорного органа на стадии обращения продукции: Уровень безопасности товаров (работ, услуг) на региональном рынке, быстрота прекращения обращения опасных товаров (работ, услуг) и своевременность информирования потенциальных потребителей об опасных товарах (работах, услугах).

3.3 объективный показатель результативности деятельности регионального контрольно-надзорного органа на стадии обращения продукции: Измеримая характеристика результата деятельности.

3.4 субъективный показатель результативности деятельности регионального контрольно-надзорного органа на стадии обращения продукции: Степень удовлетворенности потребителей и их объединений состоянием безопасности продукции, обращающейся на рынке.

     4 Выбор показателей результативности

4.1 Оценка результативности деятельности контрольно-надзорного органа вышестоящей организацией и самим этим органом должна включать в себя как объективные, так и субъективные показатели результативности.

4.1.1 В качестве рынков, на основе которых производится оценка, должны выбираться проблемные рынки: привлекающие общественное внимание в текущем году и проблемные в последние два года.

4.1.2 В качестве объективного показателя результативности деятельности необходимо использовать число случаев выявления опасной продукции в течение года, а также ее долю в общем объеме товаров соответствующего рынка.

4.1.3 Объем рынка и доля опасной продукции должны рассчитываться не в стоимостных, а в натуральных показателях.

4.1.4 В качестве объективного показателя результативности деятельности используется промежуток времени между получением контрольно-надзорным органом первых сведений о наличии опасной продукции на рынке и последующим исполнением им всех требований законодательства по прекращению оборота опасной продукции и информированию потребителей о наличии опасности. При этом соответствующий контрольно-надзорный орган обязан в полноте исполнять требования указанного законодательства.

4.1.5 В качестве субъективного показателя результативности деятельности должны использоваться результаты опроса независимых от производителей (исполнителей) некоммерческих организаций, в сферу интересов которых входят рынок соответствующей продукции или защита прав потребителей на соответствующем рынке.

4.1.6 Показатели результативности деятельности должны приводиться в динамике по годам, а также по месяцам, если спрос на соответствующем рынке имеет сезонный характер.

4.1.7 Показатели результативности деятельности по рынкам разной продукции могут усредняться, но в этом случае должны приводиться отдельно худшие и лучшие результаты на отдельных рынках.

4.1.8 При наличии ИСПП в качестве субъективного показателя результативности деятельности должно использоваться число жалоб потребителей, относящихся к соответствующему рынку.

4.1.9 При наличии ИСПП в качестве объективного показателя результативности деятельности должна использоваться доля подтвердившихся жалоб потребителей, относящихся к соответствующему рынку, из общего числа всех жалоб.

4.1.10 Оценка деятельности контрольно-надзорного органа региона должна включать в себя сравнение с показателями деятельности соседних регионов, а также лучших и худших регионов России.

4.1.11 В качестве субъективного показателя деятельности могут использоваться результаты опроса потребителей на рынке соответствующей продукции.

4.1.12 В качестве субъективного показателя деятельности могут использоваться результаты мониторинга публикаций средств массовой информации.

4.2 Оценка деятельности контрольно-надзорного органа третьими лицами может состоять только из субъективных показателей и касаться только одного рынка или даже одного аспекта безопасности (электрическая, бактериальная и пр.).

4.2.1 Оценка должна охватывать период не менее одного года.

4.2.2 Оценка должна проводиться организациями и лицами, не связанными с производителями (исполнителями), контрольно-надзорными органами и не имеющими иных мотивов предвзятой оценки.

4.3 Первым условием применения показателей результативности деятельности для оценки и планирования деятельности региональных контрольно-надзорных органов является их заинтересованность в совершенствовании этой деятельности, улучшении достигаемых результатов. Заинтересованность региональных контрольно-надзорных органов в оценке своей результативности может быть как следствием внутренних стимулов к совершенствованию деятельности органа, так и следствием политики, проводимой федеральным органом контроля (надзора).

4.4 Вторым условием применения показателей результативности деятельности для оценки и планирования деятельности региональных контрольно-надзорных органов является наличие достаточных финансовых средств для организации сбора и получения необходимых исходных данных. Финансовые средства для организации сбора и получения необходимых исходных данных для оценки результативности деятельности могут быть получены как вследствие эффективного бюджетного планирования самого регионального контрольно-надзорного органа, так и выделены органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия в области контроля и надзора специально для создания системы сбора и обработки информации для оценки результативности деятельности региональных контрольно-надзорных органов.

4.5 Если оценка результативности деятельности регионального контрольно-надзорного органа осуществляется в связи с решением вышестоящего органа, выбор показателей результативности осуществляется последним.

4.6 Если оценка результативности деятельности регионального контрольно-надзорного органа осуществляется по его инициативе, то региональный контрольно-надзорный орган должен выбрать, какой тип результативности он будет оценивать - объективную результативность, субъективную результативность или оба этих типа результативности, и с помощью каких показателей. Для выбора типа оцениваемой результативности необходимо сопоставить положительные и негативные стороны (выгоды и издержки) использования для совершенствования деятельности регионального контрольно-надзорного органа на стадии обращения продукции каждого из указанных типов результативности.

4.7 Положительной стороной использования показателей объективной результативности деятельности региональных контрольно-надзорных органов является характеристика состояния объекта их деятельности, не зависящая от интересов участников процессов обращения продукции.

Вместе с тем необходимо учитывать, что уровень безопасности продукции на рынке зависит не только от деятельности региональных контрольно-надзорных органов, но и от многих других факторов, воздействие на которые в рамках компетенции региональных контрольно-надзорных органов невозможно. Тем самым негативная (или позитивная) динамика показателей объективной результативности деятельности регионального контрольно-надзорного органа на стадии обращения продукции не может служить основанием для негативной (или позитивной) оценки его деятельности в целом со стороны вышестоящего федерального контрольно-надзорного органа. Такая динамика может выступать только как основание для проведения углубленного анализа факторов, которые ее определили.

В составе таких факторов выделяются:

- изменения в нормативно-правовой сфере ведения хозяйственной деятельности;

- изменения в условиях и результативности деятельности правоохранительных органов;

- изменения в уровне конкурентности экономической сферы в регионе и в экономическом пространстве Российской Федерации, Таможенного союза в целом.

4.8 Издержки расчета показателей объективной результативности деятельности региональных контрольно-надзорных органов зависят от того, на каком этапе находится создание федеральной ИСПП, необходимость создания которой отражена в ГОСТ Р 54886, аккумулирующей данные о нарушениях норм технического регулирования на региональном и федеральном уровнях.

При условии, что выбор показателей результативности деятельности осуществляется региональным контрольно-надзорным органом в отсутствие федеральной ИСПП, его издержки состоят из единовременных затрат на создание региональной подсистемы этой системы и текущих затрат ее эксплуатации.

При условии, что выбор показателей результативности осуществляется региональным контрольно-надзорным органом в рамках уже созданной федеральной ИСПП, его издержки состоят только из текущих затрат ее эксплуатации.

4.9 Положительной стороной использования показателей субъективной результативности деятельности региональных контрольно-надзорных органов являются характеристика состояния объекта их деятельности с точки зрения конечных потребителей продукции, которая определяется как объективная безопасность потребляемой и используемой продукции, а также восприятие информации из различных источников об относительной безопасности обращающейся на рынке продукции и восприятие информации о действиях региональных контрольно-надзорных органов. Кроме того, показатели субъективной результативности деятельности региональных контрольно-надзорных органов зависят также от уровней благосостояния конечных потребителей продукции, в соответствии с которыми потребители приобретают продукцию одного функционального назначения, но из разных ценовых сегментов рынка.

Таким образом, показатели субъективной результативности деятельности региональных контрольно-надзорных органов несут в себе более разнообразную информацию, чем показатели объективной результативности деятельности региональных контрольно-надзорных органов, и могут быть использованы для совершенствования деятельности региональных контрольно-надзорных органов по значительно большему числу направлений.

4.10 Издержки использования показателей субъективной результативности деятельности региональных контрольно-надзорных органов на стадии обращения продукции обусловлены необходимостью проведения систематических социологических обследований, а также других мероприятий, требующих значительных расходов. К негативной стороне использования показателей субъективной результативности деятельности региональных контрольно-надзорных органов следует отнести также неполную сопоставимость данных, получаемых в различных субъектах Российской Федерации. Отсутствие такой сопоставимости затрудняет их применение в процессах управления на федеральном уровне для улучшения координации деятельности региональных контрольно-надзорных органов.

4.11 Выбор показателей результативности деятельности региональных контрольно-надзорных органов осуществляется на основе сопоставления выгод и издержек показателей объективной и субъективной результативности. В условиях ограниченности бюджетных средств, которые могут быть израсходованы на сбор и обработку данных, необходимых для расчета показателей объективной и субъективной результативности деятельности региональных контрольно-надзорных органов, результаты сопоставления выгод и издержек показателей объективной и субъективной результативности будут зависеть от наличия федеральной ИСПП.

Если ИСПП создана и функционирует, для регионального контрольно-надзорного органа рекомендуется выбор показателей объективной результативности его деятельности, а также показателей субъективной результативности, описываемых в разделе 8 настоящего стандарта.

Если ИСПП в регионе не действует, а бюджетных средств для ее создания недостаточно, рекомендуется выбор показателей субъективной результативности деятельности регионального контрольно-надзорного органа.

Если ИСПП в регионе не действует, но бюджетных средств для ее создания достаточно, рекомендуется выбор показателей объективной результативности, формируемых на базе создания региональной подсистемы ИСПП.

Ситуации выбора и рекомендации представлены в таблице 1.


Таблица 1 - Рекомендации по выбору типа показателей результативности региональных контрольно-надзорных органов

Наличие/отсутствие ИСПП

Наличие/отсутствие достаточных бюджетных средств

Рекомендации региональному контрольно-надзорному органу

ИСПП действует

Бюджетных средств достаточно

Использовать показатели объективной и субъективной результативности

Бюджетных средств недостаточно

Использовать показатели объективной результативности

ИСПП отсутствует

Бюджетных средств достаточно

Создать региональную ИСПП

Бюджетных средств недостаточно

Использовать показатели субъективной результативности

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs