ГОСТ Р 53647.5-2012
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МЕНЕДЖМЕНТ НЕПРЕРЫВНОСТИ БИЗНЕСА
Готовность к опасным ситуациям и инцидентам
Business continuity management. Emergency and incident preparedness
ОКС 13.200
Дата введения 2013-12-01
1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АНО "НИЦ КД") на основе собственного перевода на русский язык международного документа, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 10 "Менеджмент риска"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1421-ст
4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного документа IWA 5:2006* "Готовность к опасным ситуациям" (IWA 5:2006 "Emergency preparedness", NEQ).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного документа для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5)
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
В настоящее время в мировой практике недостаточно общепризнанных международных стандартов в области обеспечения готовности к инцидентам и опасным ситуациям. Происходящие крупномасштабные бедствия мирового уровня, такие как цунами, ураганы, землетрясения и терроризм, подчеркивают важность согласованности нормативной базы и международной координации в области обеспечения готовности к опасным ситуациям, выполнения ответных мер и усилий по восстановлению нормальной деятельности. Настоящий стандарт дает возможность обеспечить согласованность нормативной базы в области готовности к опасным ситуациям и обеспечению непрерывности деятельности организации.
Настоящий стандарт создан на основе существующих национальных стандартов в области готовности к опасным ситуациям, а также международных стандартов в области обеспечения безопасности, готовности к инцидентам и опасным ситуациям [1], [6].
Для обеспечения единства целей и области применения стандарта установлены основные аспекты деятельности в области обеспечения готовности к инцидентам и опасным ситуациям:
- планирование действий в условиях опасных ситуаций и инцидентов;
- управление действиями в условиях опасных ситуаций и инцидентов;
- обеспечение непрерывности деятельности;
- менеджмент непрерывности бизнеса.
Существуют общие элементы системы обеспечения готовности к опасным ситуациям и инцидентам и обеспечения непрерывности бизнеса, при этом отдельные элементы системы допускается совмещать, исключать, дополнять другими элементами. В таблице 1 представлены общие элементы системы обеспечения готовности к опасным ситуациям и системы менеджмента непрерывности бизнеса, установленные в международных стандартах.
Основополагающими международными стандартами в области готовности к опасным ситуациям и обеспечению непрерывности деятельности являются стандарты NFPA 1600, BS 25999, НВ 221, документы Японского промышленного комитета по стандартизации и института стандартизации Израиля (см. библиографию).
Настоящий стандарт:
- представляет рекомендации в области готовности к опасным ситуациям и инцидентам;
- является основополагающим в данной области;
- применим для организаций всех форм собственности и размеров.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 51897 Руководство ИСО 73:2009 Менеджмент риска. Термины и определения
ГОСТ Р 53647.1 Менеджмент непрерывности бизнеса. Часть 1. Практическое руководство
ГОСТ Р 53647.2 Менеджмент непрерывности бизнеса. Часть 2. Требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины в соответствии с ГОСТ Р 51897, ГОСТ Р 53647.1 и ГОСТ Р 53647.2.
Одним из наиболее важных аспектов общественной безопасности является обеспечение готовности к опасным ситуациям и инцидентам и непрерывности деятельности.
В настоящем стандарте на основе стандартов [1]-[6] установлены два основных элемента этой системы:
1) обеспечение готовности к опасным ситуациям и инцидентам (см. приложение А)
2) обеспечение непрерывности деятельности (см. приложение В).
Содержание приложений А и В представлено только для информации и не может быть применено в качестве обязательных требований.
На основе перечня основных элементов обеспечения готовности к опасным ситуациям и инцидентам и обеспечения непрерывности деятельности (см. приложения А и В) можно идентифицировать основные элементы разрабатываемой системы (см. таблицу 1).
Таблица 1 - Основные элементы системы обеспечения готовности к опасным ситуациям и инцидентам и обеспечения непрерывности деятельности
N п/п | Элемент |
1 | Управление программами и администрирование |
2 | Определение законодательных, обязательных и других требований |
3 | Идентификация опасностей, оценка риска и анализ воздействий на деятельность |
4 | Снижение и предупреждение опасностей, разработка защитных мер |
5 | Менеджмент ресурсов |
6 | Взаимопомощь и взаимопонимание |
7 | Планирование |
8 | Руководство, управление и координация в условиях инцидента или опасной ситуации |
9 | Обмен информацией и предупреждение об опасности |
10 | Процессы и процедуры, связанные с предупреждением и снижением опасности, обеспечением готовности к инцидентам, реализацией ответных мер и восстановлением деятельности организации |
11 | Логистика и оборудование |
12 | Обучение |
13 | Проведение учений, оценка системы и выполнение корректирующих действий |
14 | Обмен информацией в кризисных ситуациях и публичная информация |
15 | Финансирование |
Договоренность об общем понимании того или иного вопроса. |
Приведенные в таблице 1 элементы обеспечения готовности к опасным ситуациям и инцидентам и обеспечения непрерывности деятельности могут быть использованы при разработке стандартов организации и при необходимости детализированы в дополнительных внутренних документах.
Развитие системы обеспечения готовности к опасным ситуациям и инцидентам и обеспечение непрерывности деятельности осуществляется в следующих направлениях:
- обмен информацией об опасных ситуациях и инцидентах;
- готовность к опасным ситуациям и инцидентам на локальном уровне;
- готовность к воздействиям человеческого фактора.