Статус документа
Статус документа

ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам

9 Классификация мероприятий по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам

9.1 Мероприятия по защите прилегающей территории от транспортного шума определяются категорией автомобильной дороги, интенсивностью движения, характером территории и ее застройки (таблица 9.1).


Таблица 9.1 - Мероприятия по шумозащите прилегающей территории от транспортного шума

Тип (категория) дорог

Характеристики застройки прилегающей территории

Мероприятия по шумозащите прилегающей территории и застройки от транспортного шума

1

2

3

Загородные автомобильные дороги

Отдельные малоэтажные здания и строения

- создание буферных зон;

- трассирование с использованием существующих форм рельефа;

- устройство выемок мелкого заложения традиционного очертания с пологими откосами, не круче 1:3-1:4;

- устройство "шумозащитных выемок": выемок мелкого заложения до 1 (2) м с крутым внешним откосом со стороны защищаемой территории, при необходимости обеспечения устойчивости откоса, с устройством подпорной стенки из недорогих, преимущественно местных материалов (дерево, каменная кладка, армированный грунт, габионы и т.п.);

- шумозащитные валы;

- шумозащитные экраны малой (до 2 м) высоты.

Пригородные участки автомобильных дорог: подходы к крупным городам и в зоне небольших населенных пунктов

Малоэтажная застройка средней плотности

- устройство выемок;

- устройство "шумозащитных выемок";

- устройство выемок с подпорной стенкой;

- шумозащитные валы;

- шумозащитные экраны малой (до 2 м) и средней (2-6 м) высоты;

- комбинация указанных выше мероприятий;

- в случае автомобильных дорог с высокой интенсивностью движения частичная или полная изоляция проезжей части (тоннели, галереи);

- комбинация указанных выше мероприятий.

Городские улицы и дороги

Плотная многоэтажная застройка

- организация движения грузовых автомобилей вне селитебных территорий (выделение городских дорог грузового движения);

- полное или частичное (по времени) ограничение или запрещение движения грузовых автомобилей;

- организация движения с ограниченной скоростью (до 30 км/час), "успокоение движения";

- развитие общественного транспорта;

- шумозащитные экраны средней (2-6 м) и большой (свыше 6 м) высоты;

- полная или частичная изоляция проезжей части (тоннели, галереи);

- комбинация указанных выше мероприятий.

Городские дороги в центральной части крупных городов

Плотная многоэтажная застройка с малым расстояниями между фасадами зданий

- шумозащитные экраны большой высоты (свыше 6 м), при условии обеспечения нормативной инсоляции жилых помещений;

- полная изоляция проезжей части (тоннели, галереи);

- комбинация указанных выше мероприятий.



9.2 Для снижения воздействия транспортного шума на прилегающую территорию следует использовать весь комплекс возможных проектных решений и мер организации движения. Применение тех или иных мероприятий определяется конкретными условиями с учетом технико-экономических требований.

9.3 Независимо от величины превышения уровня звука над допустимым значением при проектировании автомобильной дороги необходимо, в первую очередь, рассмотреть вопрос об увеличении расстояния до застройки для обеспечения акустического комфорта. При превышении уровня звука на 15-20 дБА для снижения транспортного шума можно использовать специальные шумозащитные сооружения. При превышении до 5 дБА - шумозащитные зеленые насаждения и принимать решение об изменении отдельных геометрических элементов дороги.

9.4 При выборе мероприятий по защите от шума следует учитывать их субъективную оценку. Шумозащитное сооружение более эффективно снижает транспортный шум, если источник шума (автомобильная дорога) перестает быть виден из защищаемой от шума точки. В отдельных случаях, даже сравнительно незначительная акустическая эффективность сооружений (около 5 дБА), субъективно воспринимается как значительно большая величина. В то же время, достигнутое существенное снижение уровня звука, при котором источник шума - автотранспортный поток визуально не закрывается от защищаемого объекта, воспринимается меньше реально достигнутого.

9.5 Для предварительной оценки шумозащитной эффективности мероприятий можно воспользоваться данными, приведенными в таблице 9.2.


Таблица 9.2 - Предварительная оценка эффективности мероприятий по снижению шума

Мероприятие для снижения транспортного шума

Акустическая эффективность мероприятия (снижение уровня шума)

Частичное или полное перекрытие проезжей части (тоннели, шумозащитные галереи)

Существенное, а в случае тоннелей, полное обеспечение требований санитарных норм

Строительство шумозащитных экранов

до 18 дБА

Строительство малошумных покрытий по сравнению с плотными асфальтобетонами

до 3 дБА

Создание в населенных пунктах зон с ограничением скорости движения транспортного потока до 30 км/ч

до 2 дБА

Замена светофорного регулирования пересечений на кольцевые пересечения

до 4 дБА

Запрещение движения грузовых автомобилей в ночное время

до 7 дБА (в зависимости от состава транспортного потока и скорости движения)

"Успокоение" движения транспортного потока

до 4 дБА

Комбинация ограничения скорости движения с явной для водителя причиной ее снижения

до 3 дБА

Ограничение скорости движения в комбинации с запрещением подачи звукового сигнала

1-4 дБА



Во всех случаях целесообразно дополнительно применять мероприятия по организации движения (выравнивание скорости движения транспортных средств) и устройство малошумных дорожных покрытий.

В "Методических рекомендациях" преимущественно рассмотрены шумозащитные мероприятия, условия движения и территории с застройкой, которые характерны для загородных автомобильных дорог (выделено в таблице 9.1 курсивом).

9.6 Снижение транспортного шума, обеспечивающее частичное или полное соблюдение санитарных норм, осуществляют за счет мероприятий, которые разделяют на пассивные и активные.