• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


ОДМ 218.2.013-2011

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ОТ ТРАНСПОРТНОГО ШУМА ТЕРРИТОРИЙ, ПРИЛЕГАЮЩИХ К АВТОМОБИЛЬНЫМ ДОРОГАМ


ПРЕДИСЛОВИЕ

1 РАЗРАБОТАН МОСКОВСКИМ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ТЕХНИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТОМ (МАДИ) при участии НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА СТРОИТЕЛЬНОЙ ФИЗИКИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬНЫХ НАУК (НИИСФ РААСН).
     

2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования Федерального дорожного агентства.
     

3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 13.12.2012 N 995-р.
     

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
     

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.
     
     

1 Область применения

1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ "Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам", именуемый далее по тексту сокращенно "Методические рекомендации", направлен на обеспечение высоких стандартов проживания, отдыха и условий труда населения на территориях, прилегающих к автомобильным дорогам Российской Федерации. "Методические рекомендации" содержат методы прогнозирования уровней транспортного шума на прилегающих к автомобильным дорогам территориях, рекомендации по проектированию их шумозащиты и методику экономической оценки устройства шумозащитных сооружений на автомобильных дорогах.
     

1.2 "Методические рекомендации" предназначены для использования в проектных, научных организациях и в учебных заведениях при разработке проектов строительства новых или реконструкции существующих автомобильных дорог.
     
     

2 Нормативные ссылки

В настоящих рекомендациях использованы ссылки на следующие нормативные документы:
     
     ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования
     
     ГОСТ Р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог
     
     ГОСТ Р 53187-2008 Акустика. Шумовой мониторинг городских территорий
     
     ГОСТ Р 53188.1-2008ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам (МЭК 61672:2002). Шумомеры. Часть 1. Технические требования
________________
     ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 17187-2010. - Примечание изготовителя базы данных.     
     
     ГОСТ Р 53376-2009ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам (ЕН ИСО 354:2003). Материалы звукопоглощающие. Метод измерения звукопоглощения в реверберационной камере
________________
    ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 31704-2011, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.     
     
     ГОСТ 12.1.050-86 Методы измерения шума на рабочих местах
     
     ГОСТ 20444-85 Шум. Транспортные потоки. Методы измерений шумовой характеристики
     
     ГОСТ 27296-87 Защита от шума в строительстве. Звукоизоляция ограждающих конструкций
     
     ГОСТ 27408-87 (СТ СЭВ 5711-86*). Шум. Методы статистической обработки результатов определения и контроля уровней шума, излучаемого машинами
     
     ГОСТ 31296.1-2005 (ИСО 1996-1:2003). Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности
     
     ГОСТ 31296.2-2006 (ИСО 1996-2:2007). Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 2. Определение уровней звукового давления
     
     ГОСТ Р 41.51-2004. (Правила ЕЭК ООН N 51). Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения автотранспортных средств, имеющих не менее четырех колес, в связи с производимым ими шумом
     
     СП 51.13330.2011 Свод правил. Защита от шума. Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003. Дата введения 2011-05-20
     
     СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Санитарные нормы. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки.
     
     Примечания 1. Для гармонизации требований к шумозащитным сооружениям с требованиями национальных и международных документов в "Методических рекомендациях" использованы следующие основополагающие зарубежные нормативные документы* по защите от транспортного шума:
________________
     * Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым здесь и далее по тексту, можно получить перейдя по ссылке на сайт http://shop.cntd.ru. - Примечание изготовителя базы данных.

- Design for environmental barriers. Design manual for roads and bridges. Volume 10. Environmental design and management. Section 5 Environmental barriers. Part 1, 2 (Великобритания).
     

- Noise Barrier Design Handbook US Departement of transportation FHWA (США).
     

- Guide du Bruit de Transports Terrestres. Prevision des niveax sonores. CETUR (Франция).
     
     - Guide du Bruit de Transports Terrestres. Recommandation techniques pour ouvrages de protection contre le bruit (Франция).
     
     Предложенные в "Методических рекомендациях" мероприятия по защите от транспортного шума учитывают основные положения Рекомендаций Еврокомиссии (Recommandation de la Commission du 6 ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам 2003 relative aux lignes directrices sur les ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам provisoires ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам de calcul du bruit industriel, du bruit des avions, du bruit du trafic routier et du bruit des trains, ainsi qu'aux ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам correspondantes (Texte ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам de ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам pour l'EEE) [ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам sous le ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам С (2003) 2807] Journal officiel n° L 212 du 22/08/2003 p. 0049-0064).
     

2. При пользовании "Методических рекомендаций" целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящими "Методическими рекомендациями" следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный материал отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
     
     

3 Термины и определения

В "Методических рекомендациях" применены следующие термины с соответствующими определениями:
     

3.1 акустический центр транспортного потока: Условная точка для выполнения акустических расчетов в жилой застройке шума, производимого транспортными потоками. При определении шумовой характеристики транспортного шума, распространения шума в открытом пространстве акустический центр транспортного потока принимают расположенным на оси ближней к жилой застройке полосы движения на высоте 1,0 м над уровнем проезжей части.
     
     Для расчета распространения шума за шумозащитными сооружениями акустический центр транспортного потока принимают расположенным:
     
     - для двухполосных автомобильных на оси проезжей части на высоте 1,0 м над уровнем проезжей части;
     
     - для многополосных дорог (в том числе и с разделительной полосой) на высоте 1,0 м над уровнем проезжей части на оси наиболее удаленной от жилой застройки полосы движения.
     

3.2 расчетные точки: Точки, назначаемые для оценки соответствия уровней звука транспортного шума от автомобильных дорог в прилегающей застройке требованиям Санитарных норм.
     

3.3 уровень звука: Уровень звукового давления в нормируемом диапазоне частот, корректированный по частотной характеристике А шумомера по ГОСТ 17187, дБА.
     

3.4 максимальный уровень звука (ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, дБА): Наибольшее значение уровня звука за период времени измерения шума. При проведении измерения шума измерительными системами, в которые входят анализаторы статистического распределения, принимаются уровни звука, превышаемые в течение 1% времени измерения.
     

3.5 эквивалентный уровень звука (ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, дБА): Уровень звука постоянного, широкополосного шума, оказывающего такое же энергетическое воздействие на человека, как и непостоянный шум за время воздействия (наблюдения) ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам.
     

3.6 шумовая характеристика транспортного потока (ШХТП): Значения эквивалентного и максимального уровня звука определяют расчетом или измерением при движении транспортного потока в реальных дорожных условиях. ШХТП определяют в точке, расположенной на расстоянии 7,5 м от оси ближней к застройке полосы движения автомобильной дороги на высоте 1,5 м над уровнем проезжей части (ГОСТ 20444-85).
     

3.7 акустически мягкое покрытие поверхности территории: Поверхность территории между проезжей частью автомобильной дороги и застройкой с удельным акустическим сопротивлением менее или равным 80 Нс/мОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам (свежевыпавший снег, неуплотненная грунтовая поверхность, пашня, щебенистая поверхность и т.д.).
     

3.8 акустически жесткое покрытие поверхности территории: Поверхность территории между проезжей частью автомобильной дороги и застройкой с удельным акустическим сопротивлением более 80 Нс/мОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам (уплотненный грунт, уплотненный щебень, асфальтобетонное или цементобетонное покрытие и т.д.).
     

3.9 пассивные мероприятия по снижению шума: Мероприятия, осуществляемые при проектировании дороги и направленные на снижение шума отдельных автомобилей и транспортного потока - применение малошумных покрытий, локальное снижение скорости движения, увеличение расстояния до застройки при проектировании плана, распределение интенсивности движения по улично-дорожной сети.
     

3.10 активные мероприятия по снижению шума: Мероприятия, направленные на снижение шума на пути его распространения от автомобильных дорог в жилую застройку (шумозащитные экраны, грунтовые валы и т.д.).
     

3.11 шумозащитное сооружение: Элемент автомобильной дороги, предназначенный для снижения транспортного шума в прилегающей жилой застройке за счет образования за сооружением акустической тени. Шумозащитное сооружение располагают между проезжей частью автомобильных дорог и жилой застройкой.
     

3.12 отгон длины шумозащитного сооружения: Увеличение длины шумозащитного сооружения за счет дополнительных участков аналогичной конструкции, выходящих за пределы защищаемой от транспортного шума жилой застройки и служащих для предотвращения проникания транспортного шума в застройку.
     

3.13 отгон высоты шумозащитного сооружения: Изменение высоты шумозащитного сооружения (плавное или ступенчатое) от минимальной (определяется конструктивно или требованиями безопасности движения) до расчетной высоты. Отгон высоты призван обеспечить постепенное изменение шума в салонах проезжающих автомобилей, препятствовать воздействию на автомобили порывов ветра, обеспечить лучшее визуальное восприятие шумозащитного сооружения.
     
     

4 Общие положения

4.1 Продолжающийся рост интенсивности движения автомобилей на дорогах и связанное с этим возрастание шумности транспортных потоков приводят к перманентному увеличению шумовой нагрузки на население, проживающее на территориях, прилегающих к автомобильным дорогам.
     
     Ухудшение условий труда и отдыха при повышенном уровне транспортного шума отрицательно отражается на производительности труда и его качестве, способствует возникновению нервных расстройств и иных нарушений здоровья населения. Поэтому защита населения от транспортного шума носит не только социальный, но и экономический характер.
     

4.2 Защита от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, заключается в их функциональном зонировании с учетом допустимых уровней звука в дневной или ночной периоды времени и в применении пассивных и активных мероприятий по снижению транспортного шума.
     

4.3 Проектирование шумозащитных сооружений на автомобильных дорогах следует проводить при расчетной перспективной интенсивности движения более 3 тыс.авт./сутки или числе жителей населенного пункта, попадающих в зону акустического дискомфорта, более 200 чел.
     
     В остальных случаях в качестве мер по снижению шума транспортных потоков и отдельных автомобилей следует:
     
     - принимать меры по ограничению или запрету движения грузовых автомобилей в пределах населенного пункта в определенное (особенно темное) время суток;
     
     - принимать меры по ограничению скорости движения автомобилей транспортного потока за счет применения технических средств организации дорожного движения;
     
     - устраивать малошумные дорожные покрытия.
     

4.4 Оценку уровней звука в расчетных точках в прилегающей жилой застройке для существующих автомобильных дорог и по состоянию на настоящее время следует проводить на основе натурных измерений по ГОСТ 31296.2.
     
     При проектировании новых автомобильных дорог или при разработке проекта реконструкции существующих автомобильных дорог оценку ожидаемых уровней звука проводят на основании акустических расчетов.
     

4.5 Требуемое снижение уровней шума определяют в результате сопоставления измеренных или расчетных уровней звука с требованиями Санитарных норм СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки".
     

4.6 При выборе мероприятий по снижению шума предпочтение следует отдавать пассивным мероприятиям, которые способствуют снижению шума, но не требуют существенных дополнительных капитальных вложений. Они реализуются в процессе проектирования автомобильной дороги и организации движения.
     

4.7 При выборе конструкций шумозащитных сооружений помимо снижения шума, которое регламентируется санитарными нормами, следует принимать во внимание:
     
     - безопасность дорожного движения;
     
     - удобство монтажа и эксплуатации сооружений;
     
     - удобство эксплуатации дороги;
     
     - эстетические качества сооружений, их гармоничное сочетание с ландшафтом.
     
     Принимаемые решения должны быть экономически обоснованы.
     

4.8 При разработке проектной документации нового строительства и реконструкции автомобильных дорог вопросы защиты от шума должны быть рассмотрены в следующих разделах:
     
     - в Разделе 5. "Охрана окружающей среды" (пояснительная записка, обоснование природоохранных мероприятий по защите от шума, ведомость строительства запроектированных шумозащитных сооружений, рекультивация земель, объемы работ, чертежи шумозащитных сооружений);
     
     - в подразделе 5.12. Общей пояснительной записки "Природоохранные мероприятия".
     
     

5 Санитарное нормирование уровней шума на территориях, непосредственно прилегающих к жилым зданиям и зданиям общественного назначения

Допустимые значения уровней шума на территориях, непосредственно прилегающих к жилым зданиям общественного назначения (лечебные, учебные, гостиницы и т.п.) в дневной (с 7-00 до 23-00 ч) и ночной (с 23-00 до 7-00 ч) периоды времени, регламентируются санитарными нормами СН 2.2.4/2.1.8.562-96.
     
     Значения допустимых эквивалентных (ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам) и максимальных (ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам) уровней звука на территориях, прилегающих к автомобильным дорогам, по СН 2.2.4/2.1.8.562-96 представлены в таблице 5.1.
     
     
Таблица 5.1 - Допустимые эквивалентные и максимальные уровни звука на территории жилой застройки
     

N пп

Место нормирования

Время суток

Допустимые эквивалентные уровни звука в расчетной точке ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, дБА

Допустимые максимальные уровни звука в расчетной точке ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, дБА

1

2

3

4

5

1

Территории, непосредственно прилегающие к зданиям больниц и санаториев

с 7 до 23 ч

45

60

с 23 до 7 ч

35

50

2

Территории, непосредственно прилегающие к жилым домам, зданиям поликлиник, зданиям амбулаторий, диспансеров, домов отдыха, пансионатов, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, детских дошкольных учреждений, школ и других учебных заведений, библиотек

с 7 до 23 ч

55

70

с 23 до 7 ч

45

60

3

Территории, непосредственно прилегающие к зданиям гостиниц и общежитий

с 7 до 23 ч

60

75

с 23 до 7 ч

50

65

4

Площадки отдыха на территории больниц и санаториев

-

35

50

5

Площадки отдыха на территории микрорайонов и групп жилых домов, домов отдыха, пансионатов, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, площадки детских дошкольных учреждений, школ и др.учебных заведений

-

45

60

Примечание - Эквивалентные и максимальные уровни звука в дБА для шума, создаваемого на территории средствами автомобильного транспорта, в 2 м от ограждающих конструкций первого эшелона шумозащитных типов жилых зданий, зданий гостиниц, общежитий, обращенных в сторону магистральных улиц общегородского и районного значения, железных дорог, допускается принимать на 10 дБА выше (поправка +10 дБА), указанных в позициях 2 и 3 таблицы.


6 Определение шумовой характеристики транспортного потока (ШХТП)

6.1 Основными факторами, определяющими значения ШХТП, являются:
     
     - интенсивность, состав и скорость движения транспортного потока;
     
     - интенсивность движения грузовых автомобилей и автобусов;
     
     - дорожные условия, определяющие режим движения автомобилей транспортного потока.
     

6.2 На существующих автомобильных дорогах фактические значения ШХТП следует измерять в соответствии с ГОСТ 20444 с учетом требований ГОСТ 31296.2.
     

6.3 Для проектируемых или реконструируемых автомобильных дорог значение ШХТП в виде эквивалентного уровня звука ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам рассчитывают по формуле [1]:
     

ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам (6.1)

где ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - расчетное значение эквивалентного уровня звука транспортного потока, дБА, на расстоянии 7,5 м от оси ближайшей полосы движения и на высоте 1,5 м над уровнем проезжей части, определяется в зависимости от интенсивности движения по формуле (6.2) или таблице 6.1 (прямой горизонтальный участок дороги, мелкозернистое асфальтобетонное покрытие проезжей части, в составе транспортного потока 40% грузовых автомобилей и автобусов);

     ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - поправка, дБА, учитывающая грузовые автомобили и автобусы в составе транспортного потока, определяется по таблице 6.2 (к грузовым относят автомобили, масса которых составляет более 3500 кг);
     
     ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - поправка, дБА, учитывающая среднюю скорость движения, определяется по таблице 6.3;
     
     ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - поправка, дБА, учитывающая величину продольного уклона, определяется по таблице 6.4;
     
     ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - поправка, дБА, учитывающая тип покрытия проезжей части дороги, определяется по таблице 6.5;
     
     ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - поправка, дБА, учитывающая ширину центральной разделительной полосы, определяется по таблице 6.6;
     
     ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - поправка, дБА, учитывающая наличие пересечения автомобильной дороги (см.п.п.6.4 и 6.5 "Методических рекомендаций").
     

ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, (6.2)

где ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - расчетная интенсивность движения, авт./ч, в дневной или ночной периоды времени, определяемая по формулам (6.3) или (6.4):

ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам,                                                        (6.3)

ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам,                                                         (6.4)

где ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - расчетная интенсивность движения, авт/ч, за час наиболее интенсивного движения в дневное время (с 7-00 до 23-00);

     ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - расчетная интенсивность движения, авт/ч, за час наиболее интенсивного движения в ночное время (с 23-00 до 7-00);
     
     ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - среднегодовая суточная интенсивность движения, авт./сутки.
     
     
Таблица 6.1 - Расчетные значения эквивалентного уровня звука транспортного потока ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам
     

Интенсивность движения ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, авт./ч

Расчетное значение эквивалентного уровня звука ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, дБА

50

65

60

66

80

67

100

68

140

69

170

70

230

71

300

72

400

73

500

74

660

75

880

76

1150

77

1650

78

2400

79

3000

80

4000

82

5000

83

6000

83

7000

84

8000

84

свыше 9000

85

Примечание - При промежуточных значениях интенсивности движения потока эквивалентный уровень звука ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам определяется интерполированием.


     
     Результат определения ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам по формуле (6.2) или таблице 6.1 следует округлять с точностью до 0,5 дБА.
     
     
Таблица 6.2 - Поправка, учитывающая долю грузовых автомобилей и автобусов в составе потока
     

Доля грузовых автомобилей и автобусов в составе потока, %

<5

5-20

20-35

35-50

50-60

65-85

85-100

Поправка ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, дБА

-3,0

-2,0

-1,0

0,0

+1,0

+2,0

+3,0


     
Таблица 6.3 - Поправка, учитывающая отличие фактической скорости движения транспортного потока от скорости движения соответствующей интенсивности движения, которая определена по формуле (6.2)
     

Скорость движения, км/час

-20

-17

-12

-7

+7

+15

+20

Поправка ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, дБА

-3,5

-3,0

-2,0

-2,0

+1,0

+2,0

+2,5


     
Таблица 6.4 - Поправка, учитывающая величину продольного уклона
     

Доля грузовых автомобилей и автобусов в составе транспортного потока, %

<25

25-50

50-85

85-100

Поправка ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, дБА

при уклоне 2%

+2,0

+2,0

+3,0

+3,0

при уклоне 4%

+2,0

+3,0

+4,0

+5,0


     
Таблица 6.5 - Поправка, учитывающая тип покрытия проезжей части
     

Тип покрытия проезжей части

Доля легковых автомобилей в потоке, %

Поправка, ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, дБА

Шероховатая поверхностная обработка

Менее 10

0,0

10-30

+0,5

30-55

+1,0

55-75

+2,0

75-90

+3,0

90-100

+4,0

Асфальтобетон

Менее 15

0,0

15-45

+0,5

45-65

+1,0

65-90

+1,5

90-100

+3,0

Щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА)

До 55

-1,0

Свыше 55

-2,0


     
Таблица 6.6 - Поправка, учитывающая ширину центральной разделительной полосы
     

Ширина центральной разделительной полосы, м

2 и менее

4

6

10

20 и более

Поправка ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, дБА

0

-0,5

-0,75

-1,0

-1,5


     

6.4 При наличии пересечений поправка для пересечения со светофорным регулированием определяется по таблице 6.8. В случае нерегулируемого пересечения ШХТП определяется в соответствие с п.6.5 "Методических рекомендаций".
     
     
Таблица 6.7 - Поправка, учитывающая наличие регулируемого пересечения [1]
     

Расстояние по оси проезжей части, м

Поправка (ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам), дБА, при количестве грузовых автомобилей в составе транспортного потока

10

20

40

60

80

до стоп-линии

200

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

100

0,0

0,5

0,5

0,5

0,5

50

0,0

1,0

1,0

1,5

2,0

25

0,5

1,0

1,5

2,0

2,5

стоп-линия

0

1,0

1,5

2,0

2,5

3,5

после стоп-линии

25

0,5

1,5

2,0

3,0

3,5

50

0,5

1,0

2,0

3,0

3,5

100

0,0

0,5

1,0

2,0

2,5

150

0,0

0,0

0,0

0,5

1,0

200

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Примечания

1*
     
2. Поправка определена при 60% продолжительности разрешающей фазы в цикле работы светофора, увеличение продолжительности фазы до 80% уменьшит поправку на 0,5 дБА, уменьшение до 40% увеличит на 0,5 дБА.

3. В случае расположения светофорного объекта в системе координированного регулирования поправку уменьшают на 1,0 дБА.

4. Поправка не учитывает влияния интенсивности движения на пересечении, которая должна учитываться энергетическим сложением эквивалентных уровней звука от движения по каждому из направлений.

________________
     * Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
          
     

6.5 Шумовая характеристика транспортного потока при наличии нерегулируемого пересечения в одном уровне учитывается только для расчетных сечений, расположенных на расстояниях не более 200 м от пересечения. При этом с учетом удаления расчетной точки от пересечения на расстояние ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, в соответствии с расчетной схемой, показанной на рисунке 6.1, для рассматриваемого сечения выполняется энергетическое суммирование шумовых характеристик транспортных потоков транспортных средств пересекающихся направлений по формуле (6.5 [2]).
     
     

Рисунок 6.1 - Схема к определению поправки, учитывающей наличие нерегулируемого пересечения

ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам

ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - расстояние от расчетного сечения до оси ближайшей полосы движения пересекаемой дороги (улицы), не более 200 м
     

Рисунок 6.1 - Схема к определению поправки, учитывающей наличие нерегулируемого пересечения

6.5 В случае нерегулируемого пересечения, расположенного на расстоянии менее 200 м от расчетного сечения, для определения поправки ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам следует руководствоваться схемой, представленной на рисунке 6.1.
     
     Для рассматриваемого расчетного сечения дороги I-I ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам определяют с учетом влияния шума от транспортного потока пересекаемого направления II-II по формуле [2]:
     

ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, (6.5)

ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - расчетное значение эквивалентного уровня звука транспортного потока, дБА, на расстоянии 7,5 м от оси ближайшей полосы движения и на высоте 1,5 м над уровнем проезжей части - то же, что в формуле (6.1);
     
     ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - расстояние от рассматриваемого сечения до пересечения, м.
     

6.6 Значение ШХТП в виде максимального уровня звука ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам следует принимать в соответствии с ГОСТ 42-51*, составляющие при скорости движения потока 50 км/ч:
________________
     * Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 41.51-2004. - Примечание изготовителя базы данных.     
               
     - для потока легковых автомобилей ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам74 дБА;
     
     - при наличии в потоке грузовых автомобилей и/или автобусов ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам80 дБА.
     
     При скорости движения ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, отличной от 50 км/ч, максимальный уровень звука ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам следует рассчитывать по формуле (6.6) ([3], таблица 17) или принимать на основании номограммы, приведенной на рисунке 6.2.
     

ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, (6.6)

где ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - максимальный уровень звука, соответствующий скорости движения 50 км/час, дБА;

     ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - максимальный уровень звука, соответствующий скорости движения ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, отличной от 50 км/час, дБА;
     
     ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - скорость движения, км/час.
     
     

Рисунок 6.2 - Номограмма для определения максимального уровня звука для легковых и грузовых автомобилей

ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам


Рисунок 6.2 - Номограмма для определения ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам для легковых и грузовых автомобилей

Результат расчета по формуле (6.6) или значение, установленное согласно рисунку 6.2, следует принимать с точностью до 0,5 дБА.
     
     

7 Прогнозирование распространения транспортного шума

Уровень звука в расчетной точке определяется:
     
     - шумовой характеристикой транспортного потока;
     
     - расстоянием от автомобильной дороги до расчетной точки;
     
     - снижением уровня звука, вследствие его затухания в воздухе;
     
     - влиянием турбулентности воздуха и ветра на процесс распространения звука;
     
     - снижением уровня звука, вследствие его поглощения поверхностью территории;
     
     - снижением уровня звука полосами зеленых насаждений;
     
     - снижением уровня звука экранирующими препятствиями (зданиями, насыпями, холмами, выемками, искусственными экранами и т.п.) на пути звуковых лучей от автомагистрали к расчетной точке;
     
     - отражением звука от ограждающих конструкций зданий;
     
     - снижением уровня звука, вследствие ограничения угла видимости дороги из расчетной точки (ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам).
     
     

7.1 Расчетные точки и расчетные сечения


     Расчетные точки (РТ) для оценки уровня шума на прилегающей к автомобильной дороге территории намечаются на ближайшей к источнику шума границе защищаемой от шума территории на высоте 1,5 м от уровня поверхности. Если защищаемая от шума территория частично находится в зоне звуковой тени, а частично в зоне попадания прямых звуковых лучей, то расчетная точка должна находиться вне зоны звуковой тени.
     
     Расчетные точки на территориях, непосредственно прилегающих к жилым домам, зданиям больниц и санаториев, следует располагать на расстоянии 2 м от ограждающих конструкций защищаемого от шума здания на высоте 1,5 м (рисунки 7.1 и 7.2).
     
     

Рисунок 7.1 - Выбор расчетных точек около зданий

ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам


Рисунок 7.1 - Выбор расчетных точек около зданий

Рисунок 7.2 - Схема расположения расчетной точки (РТ) в поперечном профиле

ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам

ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - расстояние от акустического центра транспортного потока до расчетной точки; ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - расстояние от акустического центра транспортного потока до опорной точки, в которой определяется ШХТП (ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам7,5 м)
     

Рисунок 7.2 - Схема расположения расчетной точки (РТ) в поперечном профиле

Если защищаемое от шума здание частично находится в зоне звуковой тени, а частично в зоне попадания прямых звуковых лучей, то расчетная точка должна находиться вне зоны звуковой тени.
     
     Разбивка защищаемой от шума территории на отдельные участки, отличающиеся по условиям распространения шума, производится следующим образом:
     
     - выделяются сектора, в пределах которых между источником шума и расчетной точкой расположены какие-либо экранирующие препятствия (здания, строения, элементы рельефа);
     
     - шум в расчетную точку поступает с двух или более направлений;
     
     - автомобильная дорога в пределах защищаемой территории изменяет свое направление.
     
     В этих случаях из расчетной точки на плане проводят лучи через края экранирующих объектов, через точки пересечения дорог (улиц), а также через вершины углов поворота дорог (улиц) до пересечения с осью первой полосы движения транспортных средств (рисунок 7.3).
     
     

Рисунок 7.3 - Примеры разбивки защищаемой территории на участки, отличающиеся по условиям распространения шума

ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам


Рисунок 7.3 - Примеры разбивки защищаемой территории на участки, отличающиеся по условиям распространения шума

7.2. Определение эквивалентного уровня звука в расчетной точке

7.2.1 Ожидаемый эквивалентный уровень звука ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам в расчетной точке рассчитывают по формуле [1, 3, 4]:
     

ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам (7.1)

где ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - ШХТП по эквивалентному уровню звука, дБА, в соответствии с п.6.3;

     ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - снижение уровня звука транспортного потока, дБА, в зависимости от расстояния до расчетной точки, определяется по п.7.2.2;
     
     ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - снижение уровня звука, дБА, вследствие его затухания в воздухе, определяется по п.7.2.3;
     
     ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - поправка, учитывающая влияние турбулентности воздуха и ветра на процесс распространения звука, дБА, определяется по п.7.2.4;
     
     ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - снижение уровня звука, дБА, вследствие его поглощения поверхностью территории, определяется по п.7.2.5;
     
     ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - снижение уровня звука, дБА, полосами зеленых насаждений, определяется по п.7.2.6;
     
     ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - снижение уровня звука, дБА, существующими шумозащитными сооружениями на пути звуковых лучей от автомобильной дороги к расчетной точке, определяется по п.11.4;
     
     ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - снижение уровня звука, дБА, существующими экранирующими препятствиями (зданиями, насыпями, холмами, выемками и т.п.) на пути звуковых лучей от автомобильной дороги к расчетной точке, определяется по п.11.4;
     
     ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - поправка, дБА, учитывающая влияние придорожной застройки, определяется по п.7.2.7;
     
     ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - поправка, дБА, учитывающая отражение звука от ограждающих конструкций зданий (обычно принимают равной -3 дБА);
     
     ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - поправка, дБА, учитывающая снижение уровня звука, вследствие ограничения угла видимости (ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам) улицы (дороги) из расчетной точки, определяется по п.7.2.8.
     

7.2.2 Снижение уровня звука транспортного потока (ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам) в зависимости от увеличения расстояния до расчетной точки вычисляют по формуле (7.2, [5]) или определяют согласно Приложению Б.
     

ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, (7.2)

где ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - длина подлежащего расчету участка дороги, м, равная 1,41ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам;

     ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - расстояния от акустического центра транспортного потока до расчетной и опорной точек соответственно, м, рассчитываемые по формуле:
     

ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, (7.3)

где ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - длины проекций расстояний между акустическим центром транспортного потока расчетной и опорной точками соответственно на общую горизонтальную поверхность, м;

     ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - высоты расчетной, опорной точек и акустического центра транспортного потока над общей горизонтальной поверхностью, м.
     
     Примечание - Выражение для определения длины подлежащего расчету участка дороги ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам следует из условия, что дальнейшее увеличение значения ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам дает вклад в формулу (7.2), меньший 0,5 дБА.
     
     

7.2.3 Снижение уровня звука, вследствие его затухания в воздухе ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, дБА, рассчитывают по формуле, в которой учтены усредненные зависимости коэффициента поглощения звука от температуры и влажности воздуха [6]:
     

ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, (7.4)

где ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - коэффициент поглощения звука в воздухе, дБА/км (ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам5 дБА/км);

     ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - то же, что в формулах (7.2) и (7.3).
     

7.2.4 Поправку ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, дБА, учитывающую влияние турбулентности воздуха и ветра на процесс распространения звука, вычисляют по формуле:
     

ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, (7.5)

где ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - то же, что в формулах (7.2) и (7.3).

     Эта формула справедлива при усреднении по различным температурным условиям и в предположении, что частота всех направлений ветра равновероятна.
     

7.2.5 В случае акустически мягкого покрытия поверхности территории между автомобильной дорогой и расчетной точкой следует дополнительно учитывать поглощение звука поверхностью территории ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам с помощью формул:
     

ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам,                                                    (7.6)

ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам,                                                          (7.7)

где ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - расчетное расстояние, равное 1,4ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, м;

     ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - высоты акустического центра транспортного потока и расчетной точки над уровнем общей горизонтальной поверхности, м.
     
     Если при расчете по формуле (7.7) значение ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам оказывается меньше единицы, то ее принимают равной нулю.
     
     В случае акустически жесткой поверхности (асфальт, бетон, плотный грунт, вода) поправка ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам равна нулю.
     

7.2.6 При наличии деревьев с плотным примыканием крон и сплошным заполнением подкронового пространства кустарником, т.е. при устройстве так называемой шумозащитной полосы зеленых насаждений, обеспечиваемое ею снижение шума определяют по формуле:
     

ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, (7.8)

где ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - постоянная затухания звука в зеленых насаждениях, дБА/м;

     ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - ширина шумозащитной полосы зеленых насаждений, м.
     
     При отсутствии точных данных принимают среднюю величину ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам0,08 дБА/м. Формула (7.8) справедлива при ширине полосы не более 100 м. При большей ширине полосы дальнейший прирост ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам значительно замедляется и затруднителен для прогнозирования. При обычной посадке зеленых насаждений их шумозащитный эффект выражен слабо и практически может не учитываться. Посадка хвойных пород деревьев эффективно снижает шум в течение всего года, посадка лиственных пород - только в летний период.
     

7.2.7 Поправку ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, учитывающую характер придорожной застройки, принимают по таблице 7.1
     
     
Таблица 7.1 - Поправка, учитывающая характер придорожной застройки
     

Тип застройки

Поправка при усредненных разрывах между домами на линии застройки, м

более 30

30-20

20-10

менее 10

Двухсторонняя, при расстоянии между линиями застройки, м:

50-40

-1,0

-1,0

-2,0

-2,0

40-30

-2,0

-2,0

-3,0

-3,0

30-20

-3,0

-3,0

-4,0

-5,0

20-10

-4,0

-5,0

-5,0

-6,0

Односторонняя, при расстоянии до застройки, м:

45-25

0,0

0,0

-1,0

-1,0

25-12

-1,0

-1,0

-2,0

-2,0

12-6

-1,0

-2,0

-3,0

-3,0


     

7.2.8 Поправку ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, учитывающую ограничение угла видимости автомобильной дороги из расчетной точки, рассчитывают согласно схеме, приведенной на рисунке 7.4 [2] по формулам:
     

расчетная схема а - ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам,                                   (7.9)

расчетная схема б - ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам,                                                           (7.10)

расчетная схема в - ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам,                                                     (7.11)

расчетная схема г - ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам,                                         (7.12)

где ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - углы видимости дороги из расчетной точки (рисунок 7.4).

     

Рисунок 7.4 - Схемы к определению угла видимости проезжей части из расчетной точки (РТ)

ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам


Рисунок 7.4 - Схемы к определению угла видимости проезжей части из расчетной точки (РТ)

7.2.9 При воздействии на расчетную точку на территории нескольких источников внешнего шума вначале определяют шумовое воздействие каждого отдельного источника по формулам (7.9)-(7.12), а затем производят энергетическое суммирование их шумовых воздействий в соответствие с Приложением А.
     
     

7.3. Определение максимального уровня звука в расчетной точке


     Максимальный уровень звука ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам в расчетной точке рассчитывают по формуле [3]:
     

ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам (7.13)

где ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - шумовая характеристика транспортного потока (расчетное значение) по максимальному уровню звука, (см.п.6.6 "Методических рекомендаций"), дБА.

     Значения поправок ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам рассчитывают по формулам, приведенным в подразделе 7.2.
     
     

8 Определение требуемого снижения уровня звука в расчетной точке

8.1 Основной принцип разработки мероприятий по защите от транспортного шума заключается в функциональном зонировании придорожных территорий с учетом допустимых уровней звука в дневной или ночной периоды времени.
     

8.2 Для оценки акустического комфорта на прилегающей к дороге территории с учетом характера и интенсивности движения в дневной (с 7-00 до 23-00 ч) и ночной (с 23-00 до 7-00 ч) периоды времени определяются эквивалентные и максимальные уровни звука в расчетных точках.
     
     В соответствие с СП 51.13330 требуемое снижение эквивалентного уровня звука в дневной и ночной периоды времени вычисляют по формулам:
     

ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам,                                     (8.1)

ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам,                                     (8.2)

где ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - значение требуемого снижения эквивалентного уровня звука в расчетной точке в дневной период времени, дБА;

     ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - значение требуемого снижения эквивалентного уровня звука в расчетной точке в ночной период времени, дБА;
     
     ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - значение эквивалентного уровня звука в расчетной точке в дневной период времени (рассчитывается по формулам подраздела 7.2), дБА;
     
     ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - значение эквивалентного уровня звука в расчетной точке в ночной период времени (рассчитывается по формулам подраздела 7.2), дБА;
     
     ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - допустимый эквивалентный уровень звука в расчетной точке в дневной период времени (таблица 5.1, с учетом Примечания), дБА;
     
     ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - допустимый эквивалентный уровень звука в расчетной точке в ночной период времени (таблица 5.1, с учетом Примечания), дБА.
     
     Аналогично требуемое снижение максимального уровня звука в дневной и ночной периоды времени вычисляют по формулам:
     

ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам,                                 (8.3)

ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам,                                 (8.4)

где ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - значение требуемого снижения максимального уровня звука в расчетной точке в дневной период времени, дБА;

     ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - значение требуемого снижения максимального уровня звука в расчетной точке в ночной период времени, дБА;
     
     ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - значение максимального уровня звука в расчетной точке в дневной период времени (рассчитывается по формулам подраздела 7.3), дБА;
     
     ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - значение максимального уровня звука в расчетной точке в ночной период времени (рассчитывается по формулам подраздела 7.3), дБА;
     
     ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - допустимый максимальный уровень звука в расчетной точке в дневной период времени (таблица 5.1, с учетом Примечания), дБА;
     
     ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам - допустимый максимальный уровень звука в расчетной точке в ночной период времени (таблица 5.1, с учетом Примечания), дБА.
     

8.3 Для проектирования мероприятий по защите жилой и общественной застройки от транспортного шума необходимо из найденных по формулам (8.1)-(8.4) четырех значений требуемых снижений уровней звука выбрать наибольшее и использовать его для дальнейших расчетов.
     
     

9 Классификация мероприятий по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам

9.1 Мероприятия по защите прилегающей территории от транспортного шума определяются категорией автомобильной дороги, интенсивностью движения, характером территории и ее застройки (таблица 9.1).
     
     
Таблица 9.1 - Мероприятия по шумозащите прилегающей территории от транспортного шума
     

Тип (категория) дорог

Характеристики застройки прилегающей территории

Мероприятия по шумозащите прилегающей территории и застройки от транспортного шума

1

2

3

Загородные автомобильные дороги

Отдельные малоэтажные здания и строения

- создание буферных зон;

- трассирование с использованием существующих форм рельефа;

- устройство выемок мелкого заложения традиционного очертания с пологими откосами, не круче 1:3-1:4;

- устройство "шумозащитных выемок": выемок мелкого заложения до 1 (2) м с крутым внешним откосом со стороны защищаемой территории, при необходимости обеспечения устойчивости откоса, с устройством подпорной стенки из недорогих, преимущественно местных материалов (дерево, каменная кладка, армированный грунт, габионы и т.п.);

- шумозащитные валы;

- шумозащитные экраны малой (до 2 м) высоты.

Пригородные участки автомобильных дорог: подходы к крупным городам и в зоне небольших населенных пунктов

Малоэтажная застройка средней плотности

- устройство выемок;

- устройство "шумозащитных выемок";

- устройство выемок с подпорной стенкой;

- шумозащитные валы;

- шумозащитные экраны малой (до 2 м) и средней (2-6 м) высоты;

- комбинация указанных выше мероприятий;

- в случае автомобильных дорог с высокой интенсивностью движения частичная или полная изоляция проезжей части (тоннели, галереи);

- комбинация указанных выше мероприятий.

Городские улицы и дороги

Плотная многоэтажная застройка

- организация движения грузовых автомобилей вне селитебных территорий (выделение городских дорог грузового движения);

- полное или частичное (по времени) ограничение или запрещение движения грузовых автомобилей;

- организация движения с ограниченной скоростью (до 30 км/час), "успокоение движения";

- развитие общественного транспорта;

- шумозащитные экраны средней (2-6 м) и большой (свыше 6 м) высоты;

- полная или частичная изоляция проезжей части (тоннели, галереи);

- комбинация указанных выше мероприятий.

Городские дороги в центральной части крупных городов

Плотная многоэтажная застройка с малым расстояниями между фасадами зданий

- шумозащитные экраны большой высоты (свыше 6 м), при условии обеспечения нормативной инсоляции жилых помещений;

- полная изоляция проезжей части (тоннели, галереи);

- комбинация указанных выше мероприятий.


     

9.2 Для снижения воздействия транспортного шума на прилегающую территорию следует использовать весь комплекс возможных проектных решений и мер организации движения. Применение тех или иных мероприятий определяется конкретными условиями с учетом технико-экономических требований.
     

9.3 Независимо от величины превышения уровня звука над допустимым значением при проектировании автомобильной дороги необходимо, в первую очередь, рассмотреть вопрос об увеличении расстояния до застройки для обеспечения акустического комфорта. При превышении уровня звука на 15-20 дБА для снижения транспортного шума можно использовать специальные шумозащитные сооружения. При превышении до 5 дБА - шумозащитные зеленые насаждения и принимать решение об изменении отдельных геометрических элементов дороги.
     

9.4 При выборе мероприятий по защите от шума следует учитывать их субъективную оценку. Шумозащитное сооружение более эффективно снижает транспортный шум, если источник шума (автомобильная дорога) перестает быть виден из защищаемой от шума точки. В отдельных случаях, даже сравнительно незначительная акустическая эффективность сооружений (около 5 дБА), субъективно воспринимается как значительно большая величина. В то же время, достигнутое существенное снижение уровня звука, при котором источник шума - автотранспортный поток визуально не закрывается от защищаемого объекта, воспринимается меньше реально достигнутого.
     

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам

Название документа: ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам

Номер документа: 995-р

218.2.013-2011

Вид документа: Распоряжение Росавтодора (Федерального дорожного агентства)

ОДМ

Принявший орган: Росавтодор (Федеральное дорожное агентство)

Статус: Действующий

Дата принятия: 13 декабря 2012

Дата начала действия: 26 декабря 2012
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах