Статус документа
Статус документа


ОДМ 218.2.019-2011

     
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Методические рекомендации по определению сопротивляемости истиранию асфальтобетонных покрытий под воздействием шипованных шин

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский институт транспорно-строительного комплекса" (АНО "НИИ ТСК").

2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования и Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.

3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 30.12.2011 N 1041-р.

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

     1 Область применения


Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - методический документ) распространяется на асфальтобетоны из горячих смесей с максимальным размером зерен заполнителя до 22 мм, применяемые для устройства дорожных покрытий, и описывает методы испытаний (методы А и Б) для определения абразивного истирания шипованными шинами цилиндрических асфальтобетонных образцов.

     2 Термины и определения


В настоящем методическом документе использованы следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 истираемость или сопротивление истиранию: Физико-механическое свойство материалов, характеризующее их способность сопротивляться воздействию истирания.

2.2 истирание: Один из видов износа (мл) дорожных покрытий, выражающийся в изменении формы, массы и состояния поверхности покрытия вследствие постепенного разрушения поверхности покрытия под воздействием трения и контактных напряжений в условиях качения или качения со скольжением колес движущихся транспортных средств.

2.3 точность: Качество измерения, отражающее близость его результатов к истинным значениям измеряемой величины при определенном стандартном отклонении.

2.4 повторяемость: Точность при условиях повторяемости.

2.5 условия повторяемости: Условия, при которых независимые результаты испытаний получены по тому же методу на идентичных лабораторных образцах в той же лаборатории и тем же оператором, использующим то же оборудование в короткий промежуток времени.

2.6 предел повторяемости: Величина, ниже которой, с вероятностью 95%, расположено абсолютное значение разницы между двумя результатами испытаний, полученными в условиях повторяемости.

2.7 воспроизводимость: Точность при условиях воспроизводимости.

2.8 условия воспроизводимости: Условия, при которых результаты испытаний получены по тому же методу на идентичных лабораторных образцах в разных лабораториях и разными операторами, использующими другое оборудование.

2.9 предел воспроизводимости: Величина, ниже которой, с вероятностью 95%, расположено абсолютное значение разницы между двумя результатами испытаний, полученными в условиях воспроизводимости.

2.10 единичный результат испытания: Значение, полученное в целом с применением стандартного метода испытания, которое может быть средним из двух или более наблюдений, либо результатом расчета, полученным из множества наблюдений, как установлено стандартным методом испытаний.

     3 Определение абразивного истирания шипованными шинами (метод А)

3.1 Принцип применения метода

Цилиндрический образец диаметром 100 мм и высотой 30 мм охлаждается до температуры 5 °С и подвергается износу (старению) абразивным воздействием на него 40 стальных шаров в течение 15 мин, с последующей фиксацией потери объема (мл), которую называют "сопротивление истиранию".

3.2 Используемое оборудование

В методе А использовалось следующее оборудование:

- абразивная установка, обеспечивающая длину хода поршня (43±1) мм и длину соединительной тяги (200±5) мм (рисунок 1);


1 - резиновая пластинка; 2 - плоская кольцеобразная резиновая прокладка; 3 - направление хода поршня; 4 - крышка; 5 - стальные шарики; 6 - движение охлаждающей воды; 7 - кольцеобразная прокладка; 8 - образец; 9 - испытательная камера; 10 - соединительная тяга

Рисунок 1 - Схема абразивной установки



- крышка абразивной установки из нержавеющей стали (рисунок 2);


1 - резиновая пластинка; 2 - кольцеобразная прокладка; 3 - вертикальное перемещение стальных шариков; размеры даны в миллиметрах

Рисунок 2 - Крышка из нержавеющей стали


- стальное зажимное устройство (стальной зажим) для закрепления крышки наверху установки, регулируемое с помощью винта;

- шарики из нержавеющей стали диаметром от 11,50 до 12,01 мм;

- плоская кольцеобразная резиновая прокладка для защиты боковых поверхностей образца (см. рисунок 1) внешним диаметром (100,0±0,2) мм и внутренним диаметром (87,4±0,2) мм;

- кольцеобразная резиновая прокладка для канавки снаружи цилиндрической части крышки (см. рисунок 2) внутренним диаметром 90,0 мм и поперечным диаметром 3,0 мм;

- резиновая пластинка, приклеенная снизу крышки (см. рисунок 2), диаметром (90,0±1,0) мм и толщиной (2,0±0,2) мм;

- водный резервуар для охлаждения воды и регулирования температуры образца с точностью до (5±1) °С;

- весы, способные взвешивать не менее 3 кг с точностью до ±0,3 г;

- водяной насос с пропускной способностью не менее 2,0 л/мин;

- металлическая сетка, установленная перед выходным отверстием, чтобы частицы образца не застревали в выходном отверстии крышки (см. рисунок 2).

3.3 Образец для испытаний

Цилиндрические образцы для испытаний должны иметь диаметр (100±2) мм и могут быть приготовлены в лаборатории либо отобраны из дорожного покрытия в виде кернов.

Максимальный размер зерен заполнителя асфальтобетонной смеси не должен превышать 22 мм.

Для испытания приготавливают не менее четырех образцов диаметром (100±2) мм и высотой (30±2) мм. При использовании образцов-кернов из дорожного покрытия возможно разделение керна, при этом следует избегать повреждений краев образца.

Объемную плотность определяют в соответствии с приложением А.

3.4 Термостатирование

Образец для испытаний выдерживается не менее 5 ч в воде при температуре (5±2) °С.

Затем его извлекают из воды, удаляют с него капли воды влажной замшей и определяют массу в водонасыщенном состоянии образца (с точностью до ±0,5 г).

3.5 Определение истирания

Образец помещается в испытательную камеру. При этом образцы, приготовленные в лаборатории, испытываются на поверхности среза или той плоскостью, которая при его формовании была верхней (нижней), а керны, отобранные из дорожного покрытия, - на несрезанной поверхности. Необходимо убедиться, что образец плотно прилегает к стенке камеры, в противном случае его следует обмотать уплотнителем (изолентой, тонким резиновым жгутом).

Далее помещают плоскую кольцеобразную резиновую прокладку на образец, а стальные шары - в кольцо и закрывают крышку на испытательной камере.

Для проведения испытания необходимо отрегулировать расход охлаждающей воды с точностью до (2,0±0,2) л/мин.

Испытание происходит в аппарате для абразивной обработки в течение (15±5) с при (950±10) оборотах/мин. После чего образец вынимается из аппарата для абразивной обработки и промывается холодной водой. Затем следует просушить его поверхность, удаляя налипшие капли влажной салфеткой, и определить массу водонасыщенного образца с точностью до ±0,5 г.

3.6 Расчет величины истирания

Величину истирания определяют по следующей формуле:

,                                                 (1)


Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».