0398.00.000 МУ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по обследованию бурового и нефтепромыслового оборудования с истекшим сроком службы с целью определения возможности дальнейшей эксплуатации
Буровое оборудование
СОГЛАСОВАНО
Начальник Управления по надзору в нефтяной и газовой промышленности ГОСГОРТЕХНАДЗОРА России Ю.А.Дадонов Письмо N 10-13/616 от 20.11.98 г.
СОГЛАСОВАНО
Главный механик ОАО "Юганскнефтегаз" Ю.Н.Слюсарев Письмо N 20-06-179 от 8.09.98 г.
Директор Т.Х.Галимов
Главный инженер Р.К.Нигматуллин
УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор ОАО "Юганскнефтегаз" Т.Р.Гильманов
"Методические указания по обследованию бурового и нефтепромыслового оборудования с истекшим сроком службы с целью определения возможности его дальнейшей эксплуатации" (в дальнейшем - "Методические указания"), разработаны СПКТБ "Нефтегазмаш" в соответствии с техническим заданием ТЗ.0-564-98, утвержденным главным механиком ОАО "Юганскнефтегаз" Слюсаревым Ю.Н.
Буровые установки типов БУ 2500/160 ДГУ, БУ 3000/160 ЭУК, БУ 3200/200 ЭУК, БУ 3200/200 ДГУ предназначены для бурения эксплуатационных скважин вращательным движением и представляют собой совокупность наземных сооружений, бурового оборудования и механизмов, силового привода, вспомогательных грузоподъёмных механизмов, автоматизации и механизации процессов.
Нормативный срок службы буровой установки определяется нормативным сроком службы агрегатов и механизмов, входящих в состав буровой установки и указывается в соответствующих картах обследования.
По истечении нормативного срока службы буровой установки производится обследование с целью получения объективных данных о состоянии агрегатов и механизмов, входящих в состав буровой установки и возможности их дальнейшей эксплуатации.
При внешнем осмотре буровой установки необходимо проверить наличие:
- деформации и изломов (хрупкий, вязкий и усталостный изломы, остаточная деформация, контактные усталостные повреждения);
- механического износа (истирание металлических пар, абразивный износ, питтингование);
- эрозионно-кавитационные повреждения (жидкостная или газовая кавитация);
- коррозионные повреждения (атмосферная, газовая коррозия, коррозия в электролитах);
- коррозионно-механические повреждения (усталость, растрескивание, коррозия при трении);
- дефектов сварных швов.
Вывод из эксплуатации буровой установки (для ремонта, списания и т.д.) проводится при несоответствии его фактических технических характеристик паспортным данным, показателям предельного состояния карт обследования и требованиям техники безопасности.
Оборудование для механизации спускоподъёмных операций, оборудование циркуляционных систем, противовыбросовое оборудование отдельно, как подразделы, не рассматриваются, так как они входят в перечень агрегатов и механизмов буровых установок.
Буровая установка БУ 2500/160 ДГУ с дизель-гидравлическим приводом и универсальной монтажеспособностью предназначена для бурения скважин до глубины 2500 м.
Буровая установка БУ 2500/160 ДГУ состоит из следующих агрегатов и механизмов:
- кронблока;
- крюкоблока;
- лебёдки буровой;
- лебёдки вспомогательной СБ 08;
- ротора Р 560-Ш8;
- насоса бурового НБТ-600;
- ключей буровых автоматизированных стационарных АКБ-3М2 и АКБ-3М2 Э2;
- вертлюга;
- вышки ВНР 45х200 У;
- основания вышечно-лебёдочного блока, устройства подъёма вышки, устройства транспортирования вышки;
- комплекса механизмов АСП-3М1;
- захвата клинового пневматического ПКР-560М;
- сита вибрационного ВС-1;
- илоотделителя ИТ-45/75;
- ситогидроциклонного сепаратора СГС 65/300;
- глиноотделителя ГУР-2.
На вышеперечисленные агрегаты и механизмы буровой установки БУ 2500/160 ДГУ прилагаются карты обследования (Приложение Ж).
Установка БУ 3000/160 ЭУК с электроприводом от переменного тока и универсальной монтажеспособностью предназначена для кустового бурения скважин на нефть и газ до глубины 3000 м.
Буровая установка БУ 3000/160 ЭУК состоит из следующих агрегатов и механизмов:
- кронблока УКБ-6-250;
- крюкоблока УТБК-5-225;
- вертлюга УВ-250;
- ротора Р-700;
- лебёдки ЛБУ-1200 К;
- лебёдки вспомогательной ЛВ-15;
- насоса бурового УНБ-600;
- вышки ВНР 45х200 У;
- основания вышечно-лебёдочного блока, устройства подъёма вышки; устройства транспортирования вышки;
- захвата клинового пневматического ПКР-560М;
- ключей буровых автоматизированных стационарных АКБ-3М2 и АКБ-3М2 Э2;
- дегазатора вакуумного самовсасывающего ДВС-3;
- сита вибрационного ВС-1;
- превентора универсального;
- превентора плашечного;
- крана поворотного КП-2.
На вышеперечисленные агрегаты и механизмы буровой установки БУ 3000/160 ЭУК прилагаются карты обследования (Приложение Ж).
Буровые установки БУ 3200/200 ДГУ и БУ 3200/200 ЭУК с универсальной монтажеспособностью предназначены для бурения скважин до глубины 3200 м.
Различие буровых установок БУ 3200/200 ДГУ и БУ 3200/200 ЭУК заключается в приводе основных механизмов, остальные агрегаты и механизмы у них одинаковые.
Привод БУ 3200/200 ДГУ - дизельный, привод БУ 3200/200 ЭУК - электрический.
Буровые установки БУ 3200/200 ДГУ и БУ 3200/200 ЭУК состоят из следующих агрегатов и механизмов:
- лебёдки буровой ЛБУ 22-720;
- лебёдки вспомогательной ЛВ-45;
- насоса бурового УНБТ-950;
- ротора Р-700;
- кронблока УКБ-6-250;
- крюкоблока УТБК-5-225;
- ключей буровых автоматизированных стационарных АКБ-3М2 и АКБ-3М2 Э2;
- вертлюга УВ-250;
- вышки ВНР 45х200У;
- основания вышечно-лебёдочного блока, устройства подъёма вышки, устройства транспортирования вышки;
- захвата клинового пневматического ПКР-560М;
- илоотделителя ИГ-45/75;
- ситогидроциклонного сепаратора СГС 65/300;
- глиноотделителя ГУР-2.
На вышеперечисленные агрегаты и механизмы буровых установок прилагаются карты обследования (Приложение Ж).
КАРТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ
Кронблок является неподвижной частью талевой системы, предназначенной для поддержания на весу, в процессе бурения, колонны бурильных или обсадных труб при спуско-подъёмных операциях.
Нормативный срок службы кронблока - 7,23 года при условии соблюдения правил эксплуатации, мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту.
По истечении нормативного срока службы кронблока производится обследование с целью получения объективных данных о состоянии кронблока, его сборочных единиц и принятия решения о дальнейшей эксплуатации.
При внешнем осмотре необходимо проверить:
1) комплектность;
2) надёжность крепления деталей и сборочных единиц;
3) наличие и надёжность стопорения болтовых соединений;
4) качество сварных швов;
5) легкость вращения каждого шкива в отдельности. Шкив должен вращаться от руки свободно, без заеданий и шума в подшипниках, при этом соседние шкивы должны быть неподвижны;
6) лёгкость откидывания кожухов и отсутствие погнутости и касания шкивов;
7) наличие смазки в подшипниках шкивов;
8) правильность прохождения каната через вырезы боковых кожухов с тем, чтобы канат не задевал за их кромки;
9) надёжность крепления предохранительного кожуха канатных шкивов. Увеличение зазора между кожухами и шкивами должно быть не более величины 0,25% диаметра применяемого каната;
10) температуру подшипников. Температура не должна превышать плюс 70 °С;
Кронблок испытывается статической нагрузкой на 25% превышающей его грузоподъёмность (номинальную) в течение 10 минут. Допускается, по решению комиссии, за номинальную грузоподъёмность принимать максимальную нагрузку, при условии обязательного введения её значения в паспорт (формуляр) и металлическую табличку, укреплённую на видном месте, в которой указаны: