Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р 54938-2012

Группа Д00


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЭЛЕКТРОСВЯЗЬ

Правила защиты проводной связи от влияния тяговой сети электрифицированных железных дорог постоянного и переменного тока

Railway telecommunications. Protection regulation of communication lines against influence of a traction network of the electrified railways with constant and alternating current



ОКС 45.020

Дата введения 2012-09-01

     
Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Московским государственным университетом путей сообщения (МИИТ)

2 ВНЕСЕН техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 июля 2012 г. N 188-ст

4 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза: "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта"; "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта"

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на устройства железнодорожной проводной электросвязи и устанавливает правила защиты их от опасных и мешающих напряжений и токов, возникающих при влиянии тяговых сетей электрифицированных железных дорог постоянного и переменного тока.

Правила, установленные настоящим стандартом, предназначены для применения на всех участках электрифицированных железных дорог и на всех участках неэлектрифицированных железных дорог, находящихся в зоне влияния тяговой сети.

Стандарт не распространяется на:

- установки проводной электросвязи энергосистем, линии которых обслуживаются как высоковольтные;

- средства и сооружения железнодорожной проводной электросвязи, расположенные внутри защитного заземляющего контура установок высокого напряжения;

- средства и сооружения железнодорожной автоматики и телемеханики (сигнализации, централизации и блокировки);

- устройства защиты подземных кабелей от коррозии блуждающими токами.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ 5238-81 Установки проводной связи. Схемы защиты от опасных напряжений и токов, возникающих на линиях. Технические требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины, определения и сокращения

3.1 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 абонентское защитное устройство; АЗУ: Устройство, обеспечивающее защиту обслуживающего персонала и аппаратуры абонентского доступа от опасных напряжений и токов, возникающих в цепях электросвязи.

3.1.2 вводно-защитное устройство; ВЗУ: Устройство, обеспечивающее ввод кабелей электросвязи, защиту обслуживающего персонала и аппаратуры аналоговой и цифровой электросвязи от опасных напряжений и токов, возникающих в цепях электросвязи.

3.1.3

гальваническое влияние (на сооружение железнодорожной проводной электросвязи): Нежелательный переход электрической энергии от источника влияния на сооружение проводной железнодорожной электросвязи при их непосредственном соприкосновении или косвенном соединении через землю, обусловленном протеканием тяговых токов.

[ГОСТ Р 53953-2010, статья 191]

3.1.4 железнодорожная электросвязь: Подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя комплекс технических сооружений и устройств, обеспечивающих формирование, прием, обработку, хранение, передачу и доставку сообщений электросвязи в процессе организации и выполнения технологических процессов железнодорожного транспорта.

3.1.5 длина сближения: Длина той части цепи электросвязи, которая находится в зоне влияния тяговой сети электрифицированных железных дорог.

3.1.6 "два провода рельс" линия; ДПР: Воздушная линия продольного электроснабжения на участках контактной сети переменного тока.

3.1.7

заземляющее устройство (для средств и сооружений железнодорожной электросвязи): Совокупность заземлителя и заземляющих проводников, предназначенная для заземления средств и сооружений железнодорожной электросвязи.

Примечание - По назначению заземляющие устройства делят на защитные - предназначенные для защиты средств и сооружений железнодорожной электросвязи от опасных и мешающих влияний электромагнитных полей, рабочие - обеспечивающие использование земли в качестве одного из проводов электрической цепи, рабочезащитные и измерительные.


[ГОСТ Р 53953-2010, статья 196]

3.1.8

защитные меры от опасного и мешающего влияния (на сооружение проводной железнодорожной электросвязи): Комплекс мероприятий, направленных на предупреждение опасного и мешающего воздействия на людей и сооружения проводной железнодорожной электросвязи.

[ГОСТ Р 53953-2010, статья 194]

3.1.9

защитные устройства (станционного) оборудования железнодорожной электросвязи: Технические средства, предназначенные для защиты станционного оборудования железнодорожной электросвязи от помех и повреждения электрическим током, возникающих в проводных линиях связи в результате магнитного и гальванического влияния.

[ГОСТ Р 53953-2010, статья 195]

3.1.10

магнитное влияние (на сооружение проводной железнодорожной электросвязи): Нежелательный переход электрической энергии от источника влияния на сооружение проводной железнодорожной электросвязи посредством электромагнитного поля.

[ГОСТ Р 53953-2010, статья 190]

3.1.11

местная сеть общетехнологической телефонной связи; сеть ОбТС МС: Часть сети общетехнологической телефонной связи, обеспечивающая фиксированной телефонной связью работников железнодорожного транспорта в пределах железнодорожных станции или предприятия.

Примечание - Структурно местная телефонная сеть состоит из сети абонентского доступа и межстанционной сети, образованной совокупностью коммутационных станций и соединительных линий.


[ГОСТ Р 53953-2010, статья 36]

3.1.12

мешающее влияние (на сооружение железнодорожной проводной электросвязи): Появление токов или напряжений в каналах железнодорожной проводной электросвязи, ухудшающих нормируемое качество связи.

[ГОСТ Р 53953-2010, статья 193]

3.1.13

опасное влияние (на сооружение железнодорожной проводной электросвязи): Появление недопустимо высоких токов или напряжений в сооружении железнодорожной проводной электросвязи, которые подвергают опасности здоровье обслуживающего персонала или абонентов, пользующихся средствами железнодорожной электросвязи, повреждают или разрушают сооружения электросвязи.

[ГОСТ Р 53953-2010, статья 192]

3.1.14 проводная железнодорожная электросвязь: Железнодорожная электросвязь, осуществляемая посредством электрических сигналов, распространяющихся по кабелям связи и проводам.

3.1.15 сближение: Взаимное расположение электрифицированной железной дороги и линии железнодорожной проводной электросвязи, при котором в цепях линии проводной железнодорожной электросвязи могут возникнуть опасные и мешающие напряжения и токи.

3.1.16

сеть общетехнологической телефонной связи; сеть ОбТС: Сеть железнодорожной электросвязи, представляющая собой совокупность автоматических телефонных станций, узлов автоматической коммутации, средств информационно-справочных служб, циркулярного вызова, тарификации, линий, каналов телефонной сети, оконечных абонентских устройств, обеспечивающая потребность структурных подразделений железнодорожного транспорта в фиксированной телефонной связи в пределах всей сети железнодорожного транспорта в целях обеспечения общего руководства технологическими процессами.

Примечания

1 Сеть ОбТС организуется на магистральном, зоновом и местном уровнях.

2 Присоединение сети ОбТС к телефонной сети общего пользования (ТфОП) осуществляется на уровне местных сетей.


[ГОСТ Р 53953-2010, статья 32]

3.1.17

сеть оперативно-технологической связи (железнодорожного транспорта); сеть ОТС: Телефонная сеть железнодорожной электросвязи, представляющая собой совокупность коммутационных станций, линий, каналов сети, оконечных абонентских устройств, предназначенная для оперативного руководства технологическим процессом работы железнодорожного транспорта, связанным с управлением движением поездов, перевозками и текущим содержанием железнодорожной инфраструктуры.

Примечания

1 Сеть ОТС является технологической, не присоединенной к сети общего пользования.

2 В сети ОТС организуются виды связи, работающие по диспетчерскому и постанционному принципам с использованием групповых каналов, дорожные виды диспетчерской связи с использованием коммутируемых каналов, станционные виды связи, межстанционную и перегонную связь.


[ГОСТ Р 53953-2010, статья 26]

3.1.18

сеть станционной двухсторонней парковой связи; сеть СДПС: Часть станционной сети оперативно-технологической связи, предназначенная для громкоговорящего оповещения и переговоров между руководителями технологического процесса работы железнодорожной станции и исполнителями, находящимися как в служебных помещениях, так и в парках на территории станции.

Примечание - Основными техническими средствами станционной двухсторонней парковой связи являются коммутационное и усилительное оборудование, пульты руководителей, парковые переговорные устройства и громкоговорители фидерных линий.


[ГОСТ Р 53953-2010, статья 31]

3.1.19

сеть станционной оперативно-технологической связи; сеть ОТС С: Часть сети оперативно-технологической связи, предназначенная для оперативного управления эксплуатационной работой железнодорожной станции.

Примечание - Станционная ОТС включает связи следующего назначения:

- станционную распорядительную телефонную связь (СРТС), предназначенную для оперативного руководства работой станции;

- стрелочную телефонную связь, предназначенную для связи дежурного по станции со стрелочными постами в процессе управления поездной и маневровой работой;

- станционную двустороннюю парковую связь для связи руководителей станции с исполнителями, находящимися в парках железнодорожных станций.


[ГОСТ Р 53953-2010, статья 30]

3.1.20 согласованная нагрузка: Резистор на конце длинной линии, сопротивление которого равно волновому сопротивлению данной линии.

3.1.21

сооружения железнодорожной электросвязи: Объекты инженерной инфраструктуры, в том числе здания, строения, созданные или приспособленные для размещения средств и кабелей железнодорожной электросвязи.

[ГОСТ Р 53953-2010, статья 7]

3.1.22

средства железнодорожной электросвязи: Технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений железнодорожной электросвязи, обеспечения функционирования сетей железнодорожной электросвязи или оказания услуг связи.

[ГОСТ Р 53953-2010, статья 6]

3.1.23 ширина сближения: Среднее расстояние между эквивалентным проводником, находящимся под напряжением тяговой сети, и проводником линии электросвязи. Если это расстояние менее 10 м, то шириной сближения следует считать расстояние от контактной сети до линии электросвязи.

3.1.24 электрическое влияние (на сооружение проводной железнодорожной электросвязи): Нежелательный переход электрической энергии от источника влияния на сооружение проводной железнодорожной электросвязи посредством электрического поля.

3.2 Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

АЗУ - абонентские защитные устройства;

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».