Статус документа
Статус документа

ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации "Проектирование, строительство и эксплуатация автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения"

     7.2 Конструкции земляного полотна

7.2.1 Проектирование земляного полотна

7.2.1.1 Земляное полотно проектируют с учётом категории дороги с НИД, типа дорожной одежды, высоты насыпи и глубины выемки, свойств грунтов, используемых в земляном полотне, условий производства работ по возведению земляного полотна, особенностей инженерно-геологических и природных условий района строительства, а также опыта эксплуатации дорог в данном регионе, исходя из обеспечения требуемых прочности, устойчивости и стабильности как самого земляного полотна, так и дорожной одежды при наименьших затратах на стадиях строительства и эксплуатации, а также при максимальном сохранении ценных земель и наименьшем ущербе окружающей природной среде.

7.2.1.2 Земляное полотно насыпей и выемок проектируют таким образом, чтобы можно было обеспечить сооружение дорожной одежды с заданным видом покрытия непосредственно после завершения строительства земляного полотна. В сложных инженерно-геологических условиях (насыпи на слабых основаниях и болотах, из грунтов с влажностью выше допустимой, в том числе при оттаивании мёрзлых грунтов, при ведении работ в зимнее время и т.д.) в проектах предусматривают технологические перерывы или двухстадийное строительство дорожной одежды, либо (в отдельных случаях) применение сборных покрытий и специальных технических решений.

7.2.1.3 При проектировании земляного полотна применяют типовые или индивидуальные решения. Типовые конструкции земляного полотна проектируют в соответствии с альбомами типовых решений с учётом положений настоящих рекомендаций в части геометрических параметров (элементов поперечного профиля). Для более полного учёта региональных особенностей рекомендуют разработку региональных типовых конструкций земляного полотна.

7.2.1.4 Индивидуальные решения, а также индивидуальную привязку типовых конструкций применяют при проектировании: насыпей высотой более 12 м; насыпей на участках подтопления; насыпей на слабых грунтах; насыпей из глинистых грунтов с влажностью выше допустимой (таблица 23); насыпей с возвышением покрытия над расчётным уровнем воды менее значений, приведённых в таблице 23 СНиП 2.05.02-85* [1]; насыпей из неводостойких грунтов; насыпей из техногенных грунтов; выемок глубиной более 12 м в нескальных грунтах; выемок с откосами любой высоты в слоистых толщах, имеющих наклон пластов в сторону проезжей части; выемок, вскрывающих один или более водоносных горизонтов; насыпей и выемок с водоносным горизонтом в основании, а также выемок в глинистых грунтах с показателем текучести более 0,5; выемок с откосами высотой более 6 м в пылеватых грунтах, а также в глинистых грунтах и скальных размягчаемых породах, теряющих прочность и устойчивость в откосах под воздействием природно-климатических факторов; выемок в набухающих грунтах; насыпей и выемок, сооружаемых на косогорах крутизной более 1:3, а также на участках, на которых наблюдаются оползневые явления, овраги, карст, эрозия или отмечается тенденция к их развитию; периодически затопляемых дорог при пересечении водотоков; водоотводных дренажных поддерживающих, защитных и других сооружений; сопряжений насыпей с мостами и путепроводами.

7.2.2 Геометрические параметры поперечного профиля земляного полотна.

7.2.2.1 Ширину земляного полотна назначают по табл.4 настоящих Рекомендаций, касающихся ширины проезжей части и обочин.

7.2.2.2 Минимальную высоту насыпей определяют, исходя из обеспечения прочности и устойчивости дорожной конструкции (п.7.2.2.3) и обеспечения снегонезаносимости (п.7.2.2.4).

7.2.2.3 Для обеспечения прочности и устойчивости дорожной конструкции в условиях 2 и 3 типов местности по характеру и степени увлажнения (таблица 1 Приложения 2 к СНиП 2.05.02-85* [1]) возвышение поверхности покрытия над расчётным уровнем грунтовых или поверхностных вод, а также над поверхностью земли на участках с необеспеченным поверхностным стоком соответствует значениям, представленным в таблице 21 СНиП 2.05.02-85* [1].

7.2.2.4 Высоту насыпи на участках дорог, проходящих по открытой местности, по условию снегонезаносимости во время метелей определяют расчётом по формуле (2)

,                                                                  (2)


где - высота незаносимой насыпи, м;

- расчётная высота снегового покрова в месте, где возводится насыпь, с вероятностью превышения 5%, м; при отсутствии указанных данных допускается упрощённое определение с использованием метеорологических справочников;

- возвышение бровки насыпи над расчётным уровнем снегового покрова, необходимое для его незаносимости, м (0,5 м и 0,4 м, соответственно, для дорог IVA-p, IVБ-p, IVA-п, IVБ-п и VA, VБ категорий).

В районах, где расчётная высота снегового покрова превышает 1 м, проверяют достаточность возвышения бровки насыпи над снеговым покровом по условию беспрепятственного размещения снега, сбрасываемого с дороги при снегоочистке, используя формулу (3)

,                                                        (3)


где - возвышение бровки насыпи над расчётным уровнем снегового покрова по условиям снегоочистки, м;

- ширина земляного полотна, м;

- расстояние отбрасывания снега с дороги снегоочистителем, м; для дорог с регулярным режимом зимнего содержания допускается принимать 8 м.

В случаях, когда оказывается меньше возвышения бровки насыпи над расчётным уровнем снегового покрова по условиям снегоочистки , в формулу (2) вместо вводят .

Для уменьшения объёмов земляных работ при возведении насыпей в открытой местности по возможности прокладывают дорогу по участкам с наименьшей высотой снежного покрова или предусматривают устройство снегозащитных сооружений. Высоту насыпей на участках дорог, проходящих в открытой местности, но ограждённых надёжным снегозащитным сооружением, можно принимать равной расчётной высоте снежного покрова. На участках, проложенных через лесные массивы, высоту насыпей назначают равной расчётной высоте снежного покрова. При пересечении не залесенной местности такие участки дороги ограждают снегозащитными сооружениями.

7.2.2.5 Высоту насыпей и оградительных дамб у средних и больших мостов и на подходах к ним, а также насыпей на поймах назначают с таким расчётом, чтобы бровка земляного полотна возвышалась не менее, чем на 0,5 м, а бровка незатопляемых регуляционных сооружений и берм - не менее, чем на 0,25 м над расчётным горизонтом воды с учётом подпора и высоты волны с набегом её на откос. Бровку земляного полотна на подходах к малым мостам и трубам поднимают над расчётным горизонтом воды с учётом подпора не менее, чем на 0,5 м при безнапорном режиме работы сооружения и не менее, чем на 1 м при напорном и полунапорном режимах.

7.2.2.6 Крутизну откосов насыпей высотой до 2 м назначают с учётом безопасного съезда транспортных средств в аварийной ситуации, как правило, не круче 1:3. На ценных землях допускают при разработке мероприятий по обеспечению безопасности движения увеличение крутизны откосов до значений, приведённых в таблице 23 СНиП 2.05.02-85* [1].

7.2.2.7 Крутизну откосов выемок, не относящихся к объектам индивидуального проектирования, назначают в соответствии с таблицей 24 СНиП 2.05.02-85* [1].

7.2.2.8 Выемки глубиной до 1 м в целях предохранения от снежных заносов проектируют раскрытыми с крутизной откосов от 1:5 до 1:10 или разделанными под насыпь. Выемки глубиной от 1 до 5 м на снегозаносимых участках проектируют с крутыми откосами (1:1,5-1:2) и дополнительными полками или обочинами шириной не менее 4 м.

7.2.2.9 Выемки глубиной более 2 м в мелких и пылеватых песках, переувлажнённых глинистых грунтах, легковыветривающихся или трещиноватых скальных породах, в пылеватых лёссовидных и лёссовых породах, а также в вечномёрзлых грунтах, переходящих при оттаивании в мягкопластичное состояние, проектируют с закюветными полками. Ширину закюветных полок принимают 1 м при мелких и пылеватых песках, при остальных указанных грунтах при высоте откоса до 6 м - 1 м, при высоте откоса до 12 м (для скальных пород - до 16 м) - 2 м. Поверхности закюветных полок придают уклон 20-40‰ в сторону кювета.