Статус документа
Статус документа

ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации "Проектирование, строительство и эксплуатация автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения"

     5.3 Основные элементы дорог. Геометрические параметры дорог

5.3.1 Тип поперечного профиля принимают с учетом назначения и категории проектируемой автомобильной дороги с НИД, состава и интенсивности движения автомобилей, количества пешеходов и велосипедистов, рельефа прилегающих территорий.

5.3.2 При проектировании поперечного профиля принимают размеры основных элементов в зависимости от категории автомобильных дорог с НИД (таблица 4).


Таблица 4 - Размеры элементов типового поперечного профиля автомобильных дорог с НИД

Параметры элементов дорог

Автомобильные дороги с НИД

Распределительные

Подъезды

IVA-p

IVБ-p

IVA-п, IVБ-п

VA

VБ**

Общее число полос движения

2

2

2

1

1

1

Ширина полосы движения, м

3,0

3,0

3,0

4,5

4,5

4,5 (6,0***)

Ширина краевой полосы у обочины, м

0,5

0,25

0,25

-

-

-

Ширина укрепленной части обочины, м

1,0

0,75

0,75

-

-

-

Наименьшая ширина грунтовой части обочины без ограждений

0,5

0,5

0,5

-

-

-

Наименьшая ширина грунтовой части обочины с ограждениями

В соответствии с ГОСТ Р 52289-2004

Полная ширина обочины при отсутствии дорожных ограждений, м

2,0

1,5

1,5

1,5

1,5 (1,0*)

1,0

Ширина земляного полотна, м

10,0

9,0

9,0

7,5

7,5 (6,5*)

6,5 (8,0***)

Примечания

1 * - для подъездов к промышленным предприятиям и месторождениям полезных ископаемых;

2 ** - для подъездов к сельскохозяйственным угодьям;

3 *** - при расчетном автомобиле зерноуборочная машина.

4 В ширину обочины входят: краевая полоса, укрепленная часть обочины, ширина полосы для установки ограждения, грунтовая часть.

5 Наименьшую ширину грунтовой части обочины с ограждениями устанавливают по ГОСТ Р 52289-2004.

6 Ширину обочин на особо трудных участках горной местности, на участках, в населенных пунктах, а также в местах с переходно-скоростными полосами и разъездами, при соответствующем технико-экономическом обосновании, с разработкой мероприятий по организации и безопасности движения, уменьшают до 1,0 м без учета ограждений.

7 Ширина обочин, используемых для пешеходного и велосипедного движения, определяют с учетом п.5.6.4.

8 Переходно-скоростные полосы устраивают только для дорог IVA-p категории при соответствующем технико-экономическом обосновании.



5.3.3 Типовые поперечные профили автомобильных дорог с НИД вне населенных пунктов при отсутствии дорожных ограждений соответствуют профилям, приведенным на рисунке 1.



а) Поперечные профили распределительных автомобильных дорог IV А-р категории


б) Поперечные профили распределительных автомобильных дорог IVБ-p категории и подъездов IVA-п и IVБ-п категорий


в) Поперечные профили подъездных автомобильных дорог VA и VБ (кроме подъездов к промышленным предприятиям и месторождениям полезных ископаемых) категорий


г) Поперечные профили подъездных автомобильных дорог VБ категорий (подъезды к промышленным предприятиям и месторождениям полезных ископаемых, кроме подъездов к сельскохозяйственным угодьям)


д) Поперечные профили подъездных автомобильных дорог VБ категорий для подъездов к сельскохозяйственным угодьям

где ПЧ - проезжая часть, КП - краевая полоса у обочины, ОБ - обочина, УО - укрепленная часть обочины, ГО - ширина грунтовой части обочины. Размеры геометрических элементов даны в метрах.

Рисунок 1 - Типовые поперечные профили автомобильных дорог

5.3.4 Проезжая часть

5.3.4.1 Для отвода воды с проезжей части устраивают двускатный поперечный профиль на прямолинейных участках и, как правило, на кривых в плане радиусами не менее 400 м.

5.3.4.2 На однополосных автомобильных дорогах категории VA и VБ, проходящих по прямолинейным участкам по косогорной местности, допускают устройство односкатного поперечного профиля по направлению стока поверхностных вод по уклону рельефа.

5.3.4.3 Поперечные уклоны проезжей части и краевых полос (кроме участков кривых в плане, на которых предусматривают устройство виражей) на дорогах с НИД назначают по таблице 5.


Таблица 5 - Поперечные уклоны проезжей части

Вид покрытия

Поперечный уклон, ‰

Цементобетонные монолитные, железобетонные сборные, асфальтобетонные

15-20

Из щебня, гравия и песка, обработанные вяжущими

20-25

Низшие типы покрытия из гравия и щебня

25-30

Низшие типы покрытия из грунтов, укрепленных местными материалами

30-40

Примечание - Меньшие значения соответствуют I и V дорожно-климатическим зонам.



5.3.4.4 На кривых в плане с радиусами менее 400 м предусматривают проезжую часть с односкатным поперечным профилем. Рекомендуемые поперечные уклоны проезжей части на виражах на дорогах с малой интенсивностью 40‰. Поперечные уклоны виража при принятых радиусах горизонтальных кривых определяют по методике, приведенной в Приложении А.

5.3.4.5 Переход от двухскатного профиля дороги к односкатному осуществляют на протяжении переходной кривой.