5.3.1 Тип поперечного профиля принимают с учетом назначения и категории проектируемой автомобильной дороги с НИД, состава и интенсивности движения автомобилей, количества пешеходов и велосипедистов, рельефа прилегающих территорий.
5.3.2 При проектировании поперечного профиля принимают размеры основных элементов в зависимости от категории автомобильных дорог с НИД (таблица 4).
Таблица 4 - Размеры элементов типового поперечного профиля автомобильных дорог с НИД
Параметры элементов дорог | Автомобильные дороги с НИД | |||||
Распределительные | Подъезды | |||||
IVA-p | IVБ-p | IVA-п, IVБ-п | VA | VБ | VБ** | |
Общее число полос движения | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 |
Ширина полосы движения, м | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 4,5 | 4,5 | 4,5 (6,0***) |
Ширина краевой полосы у обочины, м | 0,5 | 0,25 | 0,25 | - | - | - |
Ширина укрепленной части обочины, м | 1,0 | 0,75 | 0,75 | - | - | - |
Наименьшая ширина грунтовой части обочины без ограждений | 0,5 | 0,5 | 0,5 | - | - | - |
Наименьшая ширина грунтовой части обочины с ограждениями | В соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 | |||||
Полная ширина обочины при отсутствии дорожных ограждений, м | 2,0 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 (1,0*) | 1,0 |
Ширина земляного полотна, м | 10,0 | 9,0 | 9,0 | 7,5 | 7,5 (6,5*) | 6,5 (8,0***) |
Примечания 1 * - для подъездов к промышленным предприятиям и месторождениям полезных ископаемых; 2 ** - для подъездов к сельскохозяйственным угодьям; 3 *** - при расчетном автомобиле зерноуборочная машина. 4 В ширину обочины входят: краевая полоса, укрепленная часть обочины, ширина полосы для установки ограждения, грунтовая часть. 5 Наименьшую ширину грунтовой части обочины с ограждениями устанавливают по ГОСТ Р 52289-2004. 6 Ширину обочин на особо трудных участках горной местности, на участках, в населенных пунктах, а также в местах с переходно-скоростными полосами и разъездами, при соответствующем технико-экономическом обосновании, с разработкой мероприятий по организации и безопасности движения, уменьшают до 1,0 м без учета ограждений. 7 Ширина обочин, используемых для пешеходного и велосипедного движения, определяют с учетом п.5.6.4. 8 Переходно-скоростные полосы устраивают только для дорог IVA-p категории при соответствующем технико-экономическом обосновании. |
5.3.3 Типовые поперечные профили автомобильных дорог с НИД вне населенных пунктов при отсутствии дорожных ограждений соответствуют профилям, приведенным на рисунке 1.
а) Поперечные профили распределительных автомобильных дорог IV А-р категории
б) Поперечные профили распределительных автомобильных дорог IVБ-p категории и подъездов IVA-п и IVБ-п категорий
в) Поперечные профили подъездных автомобильных дорог VA и VБ (кроме подъездов к промышленным предприятиям и месторождениям полезных ископаемых) категорий
г) Поперечные профили подъездных автомобильных дорог VБ категорий (подъезды к промышленным предприятиям и месторождениям полезных ископаемых, кроме подъездов к сельскохозяйственным угодьям)
д) Поперечные профили подъездных автомобильных дорог VБ категорий для подъездов к сельскохозяйственным угодьям
где ПЧ - проезжая часть, КП - краевая полоса у обочины, ОБ - обочина, УО - укрепленная часть обочины, ГО - ширина грунтовой части обочины. Размеры геометрических элементов даны в метрах.
Рисунок 1 - Типовые поперечные профили автомобильных дорог
5.3.4 Проезжая часть
5.3.4.1 Для отвода воды с проезжей части устраивают двускатный поперечный профиль на прямолинейных участках и, как правило, на кривых в плане радиусами не менее 400 м.
5.3.4.2 На однополосных автомобильных дорогах категории VA и VБ, проходящих по прямолинейным участкам по косогорной местности, допускают устройство односкатного поперечного профиля по направлению стока поверхностных вод по уклону рельефа.
5.3.4.3 Поперечные уклоны проезжей части и краевых полос (кроме участков кривых в плане, на которых предусматривают устройство виражей) на дорогах с НИД назначают по таблице 5.
Таблица 5 - Поперечные уклоны проезжей части
Вид покрытия | Поперечный уклон, ‰ |
Цементобетонные монолитные, железобетонные сборные, асфальтобетонные | 15-20 |
Из щебня, гравия и песка, обработанные вяжущими | 20-25 |
Низшие типы покрытия из гравия и щебня | 25-30 |
Низшие типы покрытия из грунтов, укрепленных местными материалами | 30-40 |
Примечание - Меньшие значения соответствуют I и V дорожно-климатическим зонам. |
5.3.4.4 На кривых в плане с радиусами менее 400 м предусматривают проезжую часть с односкатным поперечным профилем. Рекомендуемые поперечные уклоны проезжей части на виражах на дорогах с малой интенсивностью 40‰. Поперечные уклоны виража при принятых радиусах горизонтальных кривых определяют по методике, приведенной в Приложении А.
5.3.4.5 Переход от двухскатного профиля дороги к односкатному осуществляют на протяжении переходной кривой.