Статус документа
Статус документа

     

ГОСТ Р 41.96-2011
(Правила ЕЭК ООН N 96)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ДВИГАТЕЛЕЙ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ УСТАНОВКИ НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ И ЛЕСНЫХ ТРАКТОРАХ И ВНЕДОРОЖНОЙ ТЕХНИКЕ, В ОТНОШЕНИИ ВЫБРОСА ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ ЭТИМИ ДВИГАТЕЛЯМИ

Uniform provisions concerning the approval of compression ignition engines to be installed in agricultural and forestry tractors and in non-road mobile machinery in regard to the emission of pollutants by the engines



ОКС 65.060

Дата введения 2013-01-01

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН ОАО "Научно-исследовательский конструкторско-технологический институт двигателей" (ОАО "НИКТИД") и Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии документа, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 284 "Тракторы и машины сельскохозяйственные"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. N 998-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к Правилам ЕЭК ООН N 96 (включая поправки серии 02) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия для установки на сельскохозяйственных, лесных тракторах и внедорожной технике в отношении выбросов загрязняющих веществ этими двигателями" ("Uniform provisions concerning the approval of compression ignition engines to be installed in agricultural and forestry tractors and in non-road mobile machinery in regard to the emission of pollutants by the engines", MOD). При этом дополнительные слова (фразы, раздел 1а и приложение Ж), включенные в текст стандарта для учета особенностей национальной стандартизации, выделены курсивом*.

________________

* В оригинале ссылки в разделе 1а и приложении Ж выделены курсивом, остальные по тексту документа приведены обычным шрифтом. - Примечание изготовителя базы данных.


Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов международным стандартам и документам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном документе, приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р 41.96-2005 (Правила ЕЭК ООН N 96)

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2020 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения


Настоящий стандарт применяется в отношении выбросов вредных газообразных веществ и дисперсных частиц двигателей с воспламенением от сжатия, используемых:

1.1 на транспортных средствах категории Т с установленной полезной мощностью более 18 кВт, но не более 560 кВт;

_______________

Определение категорий - в соответствии с ГОСТ Р 52051-2003 "Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения".

1.2 в технике, предназначенной и пригодной для передвижения или перемещения по грунту (дороге или бездорожью), с установленной полезной мощностью более 18 кВт, но не более 560 кВт, эксплуатируемой в разных скоростных режимах, включая следующие механизмы, но не ограничиваясь ими:

1.2.1 промышленные буровые установки, компрессоры;

1.2.2 строительную технику, в том числе погрузчики на колесном ходу, бульдозеры, тракторы и погрузчики на гусеничном ходу, автопогрузчики, грузовые автомобили повышенной проходимости, гидравлические экскаваторы;

1.2.3 машины и оборудование для лесосечных работ и лесозаготовок;

1.2.4 самоходные сельскохозяйственные машины;

1.2.5 погрузочно-разгрузочные средства;

1.2.6 дорожно-ремонтную технику (автогрейдеры, дорожные катки, асфальтоукладчики);

1.2.7 снегоочистительную технику;

1.2.8 технические средства наземного обслуживания в аэропортах;

1.2.9 пневматические подъемники;

1.2.10 автокраны;

1.3 в технике, предназначенной и пригодной для передвижения или перемещения по земле (дороге или бездорожью), с установленной полезной мощностью более 18 кВт, но не более 560 кВт, эксплуатируемой при постоянном числе оборотов двигателя, включая следующие механизмы, но не ограничиваясь ими:

1.3.1 газовые компрессоры;

1.3.2 ирригационные насосы;

1.3.3 генераторные агрегаты с переменной нагрузкой;

1.3.4 газонокосилки, отбойные молотки, снегоочистительное оборудование, подметальные машины.

     1а Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 41.24 (Правила ЕЭК ООН N 24) Единообразные предписания, касающиеся:

I Сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности; II Сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции; III Сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности; IV Измерения мощности двигателей

________________

Отменен.
     
     
     
ГОСТ Р ИСО 5725-1 Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 1. Основные положения и определения
     
     
ГОСТ 18509 Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендовых испытаний
     
     
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     2 Термины, определения, обозначения и сокращения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 испытания двигателя (test of an engine): Испытания типа или серии двигателей в отношении уровня выброса ими газообразных вредных веществ и дисперсных частиц.

2.2 двигатель с воспламенением от сжатия (compression ignition engine): Двигатель, работающий по принципу воспламенения от сжатия (например, дизель).

2.3 тип(ы) двигателей (engine type): Категория двигателей, не отличающихся по существенным характеристикам, указанным в разделах 1-4 приложения А к настоящему стандарту.

2.4 семейство двигателей (engine family): Объединенные предприятием-изготовителем в одну группу двигатели, которые предположительно вследствие своей конструкции имеют аналогичные характеристики выбросов вредных веществ с отработанными газами или соответствуют требованиям раздела 7 настоящего стандарта.

2.5 исходный двигатель (parent engine): Двигатель, отобранный из серии двигателей таким образом, чтобы он соответствовал требованиям, указанным в приложении Б к настоящему стандарту.

2.6 вредные газообразные вещества (gaseous pollutants): Вещества, выбрасываемые с отработанными газами в виде оксида углерода, углеводородов (выраженных в эквиваленте ) и оксидов азота (выраженных в эквиваленте диоксида азота ).

2.7 дисперсные частицы (disperse particulate): Компоненты отработанных газов, собранные конкретной фильтрующей средой после их разбавления чистым отфильтрованным воздухом таким образом, чтобы температура смеси не превышала 325 К (52°С).

2.8 полезная мощность (net power): Мощность, полученная на испытательном стенде на хвостовике коленчатого вала или эквивалентной ему детали и определяемая в соответствии с методом измерения полезной мощности двигателей с воспламенением от сжатия по ГОСТ Р 41.24 на транспортных средствах категории Т и самоходных сельскохозяйственных машинах - по ГОСТ 18509, с учетом условий испытания и эталонного топлива, указанных в настоящем стандарте.

2.9 номинальная частота вращения (rated speed): Максимальная частота вращения коленчатого вала двигателя с полной нагрузкой, допускаемая регулятором и указанная предприятием-изготовителем.

2.10 частичная нагрузка (partial load): Часть максимального крутящего момента, достигаемого при определенной частоте вращения двигателя.

2.11 максимальный крутящий момент (maximum torque): Наибольшее значение крутящего момента, указанное предприятием-изготовителем, достигаемое двигателем при работе и определяемое по внешней скоростной характеристике.

2.12 промежуточная частота вращения (intermediate speed): Частота вращения коленчатого вала двигателя, соответствующая одному из следующих требований:

- для двигателей, предназначенных для работы в пределах изменения частоты вращения по кривой изменения крутящего момента с полной нагрузкой, промежуточной частотой вращения является указанный максимальный крутящий момент, если он достигается в пределах 60-75% номинальной частоты вращения;

- если указанный максимальный крутящий момент достигается при значении менее 60% номинальной частоты вращения, то промежуточная частота вращения составляет 60% номинальной;

- если указанный максимальный крутящий момент достигается при значении более 75% номинальной частоты вращения, то промежуточная частота вращения составляет 75% номинальной.

2.13 период устойчивости характеристик выбросов: Число часов, указанных в дополнении 5 к приложению Д, используемых для определения коэффициентов ухудшения.

2.14 коммерциализация: Предоставление изделия, охватываемого настоящим стандартом, на рынке страны за соответствующую плату или бесплатно с целью его распространения и/или использования.

2.15 В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения.

2.15.1 Обозначения и единицы измерения показателей, определяемых при испытаниях (см. таблицу 1).


Таблица 1

Обозначение

Наименование показателя

показателя

единицы измерения



м

Площадь поперечного сечения изокинетического пробоотборника

м

Площадь поперечного сечения выпускной трубы


Средневзвешенные величины:

м

- расход потока;

кг/ч

- масса потока;

г/(кВт·ч)

- удельный выброс

-

Углеродный коэффициент топлива

-

Углерод , эквивалентный углеводороду

млн или объемная доля, %

Концентрация (с индексом компонента)

млн или объемная доля, %

Фоновая скорректированная концентрация

млн или объемная доля, %

Концентрация разбавляющего воздуха

-

Коэффициент разбавления


-

Лабораторный атмосферный коэффициент

-

Удельный коэффициент топлива, используемый для расчета влажного состояния по сухому состоянию

кг/ч

Массовый расход воздуха на впуске во влажном состоянии


кг/ч

Массовый расход воздуха на впуске в сухом состоянии


кг/ч

Расход разбавляющего воздуха во влажном состоянии

кг/ч

Эквивалентный массовый расход разбавленных отработанных газов во влажном состоянии

кг/ч

Массовый расход отработанных газов во влажном состоянии


кг/ч

Массовый расход топлива

кг/ч

Массовый расход разбавленных отработанных газов во влажном состоянии

г/кг

Исходная абсолютная влажность 10,71 г/кг для расчета и поправочных коэффициентов на конкретную влажность


г/кг

Абсолютная влажность воздуха на выпуске


г/кг

Абсолютная влажность разбавляющего воздуха

-

Нижний индекс, обозначающий -й режим

-

Поправочный коэффициент на влажность для

-

Поправочный коэффициент на влажность для дисперсных частиц

-

Поправочный коэффициент при переходе из сухого состояния во влажное для воздуха на впуске

-

Поправочный коэффициент при переходе из сухого состояния во влажное для разбавляющего воздуха

-

Поправочный коэффициент при переходе из сухого состояния во влажное для разбавленных отработанных газов

-

Поправочный коэффициент при переходе из сухого состояния во влажное для первичных отработанных газов

%

Крутящий момент в процентах от максимального

г/ч

Массовый расход (интенсивность потока); указанное обозначение используется в качестве нижнего индекса

кг

Масса пробы разбавляющего воздуха, прошедшей через фильтры для отбора проб дисперсных частиц

кг

Масса пробы разбавленных отработанных газов, прошедшей через фильтры для отбора проб дисперсных частиц

мг

Отобранная масса пробы дисперсных частиц в разбавляющем воздухе

мг

Отобранная масса пробы дисперсных частиц

кПа

Давление насыщенного пара при испытаниях (ИСО 3046-1* [1]: )

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


кПа

Полное барометрическое давление (ИСО 3046-1 [1]:

- при местных окружающих условиях;

- при испытаниях

кПа

Давление насыщения пара разбавляющего воздуха

кПа

Сухое атмосферное давление

кВт

Мощность без поправки на торможение

кВт

Общая мощность, поглощаемая вспомогательным оборудованием, установленным для проведения испытания (не требуется в соответствии с 2.8)

кВт

Максимальная мощность (приложение А)

кВт

Мощность, измеренная в различных режимах испытания

-

Коэффициент разбавления

-

Отношение площадей поперечного сечения изокинетического пробоотборника и выпускной трубы

%

Относительная влажность воздуха на впуске

%

Относительная влажность разбавляющего воздуха

-

Коэффициент чувствительности FID

кВт

Мощность, определяемая на динамометрическом стенде

К

Абсолютная температура воздуха на впуске

К

Абсолютная точка росы

К

Температура воздуха промежуточного охлаждения

К

Исходная температура воздуха, поступающего в зону горения, 298 К (25°С)

К

Исходная температура воздуха промежуточного охлаждения

м

Объемный расход воздуха на впуске в сухом состоянии

м

Объемный расход воздуха на впуске во влажном состоянии

м

Объем пробы разбавляющего воздуха, прошедшей через фильтры отбора проб дисперсных частиц

м

Объемный расход разбавляющего воздуха во влажном состоянии

м

Объемный эквивалентный расход разбавленного отработанного газа во влажном состоянии

м

Объемный расход отработанных газов в сухом состоянии

м

Объемный расход отработанных газов во влажном состоянии

м

Объем пробы, прошедшей через фильтры отбора проб дисперсных частиц

м

Объемный расход разбавленных отработанных газов во влажном состоянии


-

Теоретический коэффициент весомости режима


-

Фактический коэффициент весомости режима

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs