Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 54933-2012 Шум. Методы расчета уровней внешнего шума, излучаемого железнодорожным транспортом

     8 Расчет шума на примагистральной территории

8.1 Выбор расчетных точек

Расчетные точки выбирают по ГОСТ 23337 и ГОСТ 31296.2 (для учета вклада звука, отраженного от фасада здания, перед которым расположена расчетная точка), а для целей составления карт шума городских территорий - по ГОСТ Р 53187.

На площадках отдыха микрорайонов и групп жилых домов, на площадках детских дошкольных учреждений, на участках школ и больниц расчетные точки следует выбирать на ближайшей к оцениваемому участку железнодорожного пути границе площадки на высоте (1,5±0,1) м от поверхности земли. Если площадка частично находится в зоне звуковой тени от здания, сооружения или какого-либо другого экранирующего объекта, а частично в зоне действия прямого звука, то расчетная точка должна находиться вне зоны звуковой тени.

На территории, непосредственно прилегающей к жилым домам и другим зданиям, в которых нормируются уровни проникающего шума, расчетные точки следует выбирать на расстоянии 2 м от фасада здания, обращенного в сторону оцениваемого участка железнодорожного пути, на высоте (1,5±0,1) м от поверхности земли. Для проведения оценки уровней шума в нормируемых по шуму помещениях расчетные точки следует выбирать на расстоянии 2 м от ограждающих конструкций зданий, ориентированных на источник шума, на уровне середины окон первого и последнего этажей. Для многоэтажной застройки расчет проводится на уровне 12 м от поверхности земли и на уровне середины окон промежуточных этажей зданий. Высота середины окна первого этажа здания считается равной (3±0,5) м над уровнем поверхности земли.

Высота расчетной точки для составления карт шума выбирается равной (4,0±0,5) м.

8.2 Оцениваемые параметры

8.2.1 Оцениваемыми параметрами, подлежащими расчету, являются эквивалентные и максимальные уровни звука и, при необходимости, эквивалентные уровни звукового давления в октавных полосах частот со среднегеометрическими частотами 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000; 8000 Гц на опорных временных интервалах (день, ночь, вечер) и долгосрочных временных интервалах (квартал, полгода, год) по ГОСТ 31296.1 и ГОСТ Р 53187.

8.2.2 Значение уровня звука и уровня звукового давления в расчетной точке оцениваемого параметра шума определяют с учетом расширенной неопределенности в соответствии с руководством по выражению неопределенности измерений, принятым [3], по формуле

,                                                             (14)


где - оценочный уровень по 8.2.1, дБА (дБ);

- коэффициент охвата, принимаемый в зависимости от уровня доверительной вероятности;

- суммарная стандартная неопределенность, дБА (дБ).

Значения и определяют по 9.1.

Примечание - Если вблизи железнодорожного пути находятся другие источники шума, в качестве следует использовать суммарный оценочный уровень, рассчитанный в соответствии с 4.4, а значение , должно быть рассчитано с учетом суммарного стандартного отклонения, определенного для этих источников по ГОСТ 31295.2.

8.3 Критерии оценки шума и определение требуемого снижения уровня шума

Оценка уровней шума проводится посредством сопоставления их с допустимыми уровнями, установленными в [1]. При выполнении мониторинга шума в городах сопоставление проводится с предельными значениями по ГОСТ Р 53187.

Требуемое снижение уровней шума по уровню звука и уровням звукового давления в октавных полосах частот следует определять для каждой расчетной точки в соответствии с [5] по формуле

,                                                 (15)


где - оцениваемый параметр шума по 8.2;

- допустимый по [1] или предельный по ГОСТ Р 53187 уровень, дБА, или уровень звукового давления, дБ;

- число источников, шум которых учитывается в рассматриваемой расчетной точке.

Примечание - Если в расчетной точке шум от потоков железнодорожного транспорта на 10 дБА (дБ) и более превышает фоновый шум, принимается 1.

8.4 Снижение шума на пути распространения

8.4.1 Эквивалентный уровень звука и звукового давления в расчетной точке рассчитывают по формуле

,               (16)


где - шумовая характеристика потоков поездов, определяемая по 6.1, 6.3 для часового и оценочного интервалов времени, дБА (дБ);