Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 54810-2011 Автомобильные транспортные средства. Топливная экономичность. Методы испытаний

     5 Методы испытаний

5.1 Общие положения

5.1.1 Перед испытаниями по показателям 4.1.1 и 4.1.4 агрегаты и узлы АТС прогревают пробегом не менее 50 км при скорости движения не ниже 0,75 максимальной. При вынужденных простоях АТС в процессе испытаний и снижении температуры агрегатов и узлов тепловое состояние восстанавливают дополнительным пробегом.

Перед испытаниями по показателям 4.1.2 и 4.1.3 тепловой режим агрегатов и узлов АТС доводят до рабочего состояния пробегом не менее 30 км при скорости движения не менее 0,75 максимальной и последующим двукратным проездом измерительного участка с соблюдением заданных в ездовых циклах режимов движения.

5.1.2 Перед испытаниями проверяют отсутствие повышенных сопротивлений движению АТС измерением пути выбега со скоростью 50 км/ч сразу после окончания прогрева АТС по 5.1.1.

Результаты оценивают положительно, если измеренный путь выбега не менее заданного в нормативно-технической документации (НТД). Если путь выбега получен при температуре воздуха ниже 276 К (3 °С), то его корректируют согласно приложению Б.

5.1.3 Испытательные заезды на дороге при определении показателей 4.1.1 и 4.1.4 проводят в противоположных направлениях движения не менее двух раз в каждом направлении.

В каждом направлении определяют время прохождения измерительного участка и количество израсходованного топлива. Результаты измерений фиксируют в протоколе испытаний, приведенном в приложении В.

Измерения следует повторить, если разница между полученными результатами в любых двух заездах превышает 5% большего значения. За результаты измерения принимают среднее арифметическое зачетных заездов.

5.1.4 Ездовые циклы на дороге (показатели 4.1.2 и 4.1.3) выполняют при соблюдении требований:

- режим разгона с места начинают с передачи, используемой при трогании с места, и осуществляют при полной подаче топлива;

- при достижении фиксированной постоянной скорости движения в соответствии с требованиями операционной карты (см. приложение А) дальнейшее движение на всей дистанции, на которой предписано движение с данной скоростью, должно осуществляться с ее отклонением от заданной на величину не более ±2 км/ч;

- если заезд в соответствии с операционной картой начинают со скорости, отличной от нуля, то скорость должна быть установлена до начала измерительного участка;

- движение с постоянной скоростью выполняют на возможно более высокой передаче, на которой минимальная устойчивая скорость не превышает текущую, а частота вращения коленчатого вала двигателя при этой скорости превышает минимальную не менее чем на 200 об/мин. Высшую передачу следует включать при скорости движения свыше 40 км/ч;

- разгон в интервалах заданных скоростей начинают на одной из наиболее низких передач, на которой номинальная скорость больше начальной скорости разгона не менее чем на 10 км/ч;

- в многоступенчатой коробке передач следует использовать наиболее выгодные по режимам движения передачи;

- при наличии автоматического управления трансмиссией избиратель скорости должен стоять в положении "Движение";

- отклонение от заданных режимов переключения передач фиксируют в протоколе испытаний;

- если интенсивность разгона АТС такова, что оно не может достигнуть заданной скорости на заданном участке пути, то движение следует продолжать с соблюдением последующего графика заданных скоростей, указанных в приложении А;

- режим замедления при торможении двигателем в заданном интервале скоростей и на заданном пути выполняют при отпущенной педали подачи топлива (принудительный холостой ход) на включенной передаче. Если заданную скорость достигают на меньшем участке пути, то необходимо продолжать движение с этой скоростью, если же она не может быть достигнута (снижена) на заданном участке пути, то применяют служебное торможение;

- служебное торможение выполняют на заданном участке пути (длина пути определена из расчета среднего замедления 1 м/с) при включенной передаче с применением рабочих тормозов. При торможении автомобиля до полной остановки передачу следует выключить при достижении минимальной скорости на данной передаче.

Отсчет расхода топлива и времени движения проводят в моменты пересечения границ ("начало", "конец") измерительного участка.

Испытательные заезды следует проводить не менее трех раз в каждом направлении.

Результаты измерений фиксируют в протоколе испытаний (приложение В).

5.2 Определение расхода топлива при заданных скоростях движения (4.1.1)

5.2.1 В зависимости от типа АТС и их максимальной скорости устанавливают значения заданных скоростей движения:

- 40 и 60 км/ч - для АТС категорий NG, М класса I;

- 60 и 80 км/ч - для АТС категорий N, N, М, М классов II, III;

- 90 и 120 км/ч - для АТС категории М максимальной массой свыше 3,5 т.