ГОСТ Р 54900-2012
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ НА ПЕРЕГОНАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛИНИЙ
Требования безопасности и методы контроля
Automatics and telemechanics railway systems on stages of railroad lines. Safety requirements and methods of checking
ОКС 45.020
Дата введения 2013-01-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании". Правила применения национальных стандартов Российской Федерации определены ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Петербургский государственный университет путей сообщения" (ФГОУ ВПО ПГУПС)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 апреля 2012 г. N 59-ст
4 В настоящем стандарте реализованы требования технического регламента "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" применительно к объекту технического регулирования - системы сигнализации, централизации и блокировки на перегонах и станциях:
- подразделы 4.1-4.5 содержат минимально необходимые требования безопасности;
- подразделы 5.2-5.4 устанавливают методы проверки минимально необходимых требований безопасности для осуществления оценки соответствия
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Настоящий стандарт распространяется на системы железнодорожной автоматики и телемеханики на перегонах железнодорожных линий (далее - перегонные системы).
Настоящий стандарт устанавливает функции и условия безопасного функционирования перегонных систем, значения параметров, обеспечивающих безопасность, критерии их опасных отказов, а также требования к аппаратно-программным средствам перегонных систем.
Настоящий стандарт применяют при разработке, проектировании и изготовлении аппаратных и программных средств, применяемых в составе перегонных систем, а также при оценке соответствия перегонных систем требованиям безопасности.
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения.
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 53431.
4.1.1 Функции, реализуемые перегонными системами железнодорожной автоматики и телемеханики
Перегонные системы должны обеспечивать реализацию следующих функций безопасности:
- включение разрешающего сигнального показания железнодорожного светофора;
- смена направления движения железнодорожных поездов по пути перегона.
Перегонные системы должны обеспечивать реализацию следующих технологических функций:
- контроль свободности/занятости участков железнодорожных линий (железнодорожных перегонов и (или) их отдельных участков) с учетом проследования железнодорожного подвижного состава;
- контроль направления движения по пути перегона;
- автоматическое регулирование интервала попутного следования;
- контроль исправности рельсовой линии;
- контроль местоположения железнодорожных подвижных составов;
- информационное взаимодействие с локомотивными устройствами автоматики с организацией обратной связи;
- фиксация случаев нагрева букс локомотива и (или) вагонов поезда выше установленного значения и наличия в поезде волочащихся предметов, выходящих за габарит железнодорожного подвижного состава;
- передача на локомотив сигналов управления тормозной системой поезда;
- включение заградительных сигналов перед железнодорожными переездами, мостами, тоннелями, пешеходными переходами, запрещающих движение поездов;
- диагностика технического состояния перегонных систем и передача полученной информации существующим системам мониторинга;
- автоматическое управление движением поездов;
- обнаружение препятствий для движения поезда.
4.1.2 Требования к реализации функций безопасности перегонными системами железнодорожной автоматики и телемеханики
4.1.2.1 Требования к реализации функции безопасности включения разрешающего сигнального показания железнодорожного светофора
В маршруте отправления перегонная система должна контролировать выполнение каждого из следующих условий:
- путь перегона или первого блок-участка свободен от железнодорожного подвижного состава;
- направление движения поездов по пути перегона установлено на отправление с данной железнодорожной станции;
- наличие в аппарате управления соответствующего ключа-жезла;
- устройства перегонной системы не выключены из зависимостей;
- технические средства контроля технического состояния железнодорожного подвижного состава исправны;
- на железнодорожном переезде не включено заграждение переезда;
- выполнены условия безопасности, контролируемые станционными объектами железнодорожной автоматики и телемеханики.
Разрешающее показание выходного светофора не должно включаться при отсутствии любого контролируемого условия. В этом случае отправление поезда возможно во вспомогательном режиме управления станционной системой железнодорожной автоматики и телемеханики под ответственность дежурного по железнодорожной станции, по исключаемым из проверки условиям.
Включение разрешающего сигнального показания проходного светофора должно происходить при выполнении следующих условий:
- блок-участок свободен и деблокирован;
- нет блокирования светофора командой дежурного по железнодорожной станции;
- на следующем светофоре не включено запрещающее сигнальное показание;
- установлено соответствующее направление движения по пути перегона;
- исправен источник света выбранного сигнального показания;
- технические средства контроля путевых объектов участка (обвальная или мостовая сигнализация, устройства контроля схода подвижного состава и др.) находятся в нормальном состоянии;
- не включено ограждение путевых объектов.
Для предвходного светофора дополнительно реализуется функция включения запрещающего сигнального показания при потере контроля запрещающего сигнального показания на входном светофоре с соответствующим переключением кодирования.
4.1.2.2 Требования безопасности к реализации функции безопасности смены направления движения железнодорожных поездов по пути перегона
Изменение установленного направления движения поездов по пути перегона должно производиться согласованными действиями дежурных железнодорожных станций, ограничивающих перегон, с автоматической проверкой и подтверждением свободного состояния пути перегона, с исключением установки обеих станций в режим отправления на один и тот же путь перегона, а также отсутствия заданного маршрута отправления с железнодорожной станции на данный перегон.
В случае ложной занятости пути перегона из-за отказа средств контроля свободности пути перегона смена установленного направления движения поездов по пути перегона должна производиться под личную ответственность оперативного персонала.
Отправление поездов на перегонах производится дежурными по железнодорожным станциям или непосредственно поездным диспетчером (при использовании системы диспетчерской централизации) на основе контрольной информации о состоянии путевых объектов и железнодорожного подвижного состава. При организации на перегоне двух и более блок-участков управление светофорами производится в полуавтоматическом или автоматическом режиме.
Во всех случаях основу безопасного движения поездов по перегонам составляют: исключение возможности организации одновременного встречного движения поездов по одному и тому же перегонному пути; исключение при попутном движении нахождения более одного поезда на блок-участке.
С этой целью должны безопасно регулироваться направление движения по пути перегона и интервал сближения поездов путем контроля состояния дискретных блок-участков или непрерывного контроля координат поездов и расчета интервала допустимого сближения по тормозному пути поезда с текущей скоростью.
4.2.1 Перегонные системы должны обеспечивать контроль:
- установленного направления движения по пути перегона;
- наличия железнодорожного подвижного состава на пути перегона или блок-участка;
- исправности рельсовой линии;
- отклонения от нормального состояния ходовой части и сохранения габарита проходящего железнодорожного подвижного состава;
- состояния светофорной сигнализации и технических устройств автоматизации торможения, переездов, пешеходных переходов, мостовой и обвальной сигнализаций;
- наличия ключа-жезла для хозяйственных поездов и подталкивающих локомотивов;
- проследования железнодорожного подвижного состава по блок-участку;
- кодирования блок-участка;
- местоположения идентифицированных подвижных средств;
- локомотивные устройства должны обеспечивать прием и реализацию сигнальной информации с контролем допустимой и фактической скорости движения, бдительности машиниста, местоположения и целостности железнодорожного подвижного состава.
4.2.2 Перегонные системы для организации безопасного движения поездов на перегонах должны дежурному персоналу обеспечивать возможность:
- установки направления движения по пути перегона;
- блокирования и деблокирования перегона в целом или отдельным блок-участком;
- изменения статуса ложной занятости или ложной свободности блок-участка;
- ограничения скорости движения поездов путем снижения знаковости сигнального показания автоматически действующего светофора;