ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО АВТОТРАНСПОРТА НА ОТКРЫТЫХ ГОРНЫХ РАБОТАХ
Утверждено Министром угольной промышленности СССР 5 января 1977 г.
Правила содержат требования к подвижному составу технологического автомобильного транспорта и основные положения по его содержанию и использованию, требования к зданиям, сооружениям, оборудованию автотранспортных предприятий, а также требования техники безопасности и противопожарной безопасности при эксплуатации подвижного состава. Настоящие правила разработаны взамен ранее действовавших Правил технической эксплуатации большегрузных автомобилей-самосвалов на открытых горных работах.
Правила предназначены для инженерно-технических работников автотранспортных и горных предприятий Министерства угольной промышленности СССР, осуществляющих эксплуатацию технологического автомобильного транспорта и разработку угольных (сланцевых) месторождений открытым способом, научно-исследовательских, проектных и других организаций и учреждений, выполняющих для этих предприятий проекты, оборудование, а также могут быть использованы преподавателями и студентами горных институтов.
Основными направлениями развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 годы, принятыми на XXV съезде КПСС, предусматривается увеличить добычу угля в 1980 г. до 790-810 млн. т. При этом 60% всего прироста добычи угля в стране будет получено наиболее экономичным - открытым способом. Открытый способ позволяет в относительно короткие сроки и с наименьшими удельными капитальными затратами создавать и осваивать новые мощные предприятия, работа которых характеризуется высокими экономическими показателями при более безопасных и лучших гигиенических условиях труда.
В технологическом процессе открытой добычи угля все более широкое применение находит автомобильный транспорт, что обусловлено в ряде случаев значительными преимуществами его по сравнению с другими видами транспорта. С увеличением глубины разработки, а следовательно, и расстояния транспортирования горной массы, автомобильный транспорт применяется в сочетании с железнодорожным и конвейерным транспортом, выполняя роль сборочного звена на нижних горизонтах разрезов.
В настоящее время на угольных и сланцевых разрезах используются в основном автомобили-самосвалы и автопоезда Белорусского и Кременчугского автомобильных заводов грузоподъемностью от 12 до 120 т, однако в ближайшее время на разрезах будут эксплуатироваться автомобили и автопоезда грузоподъемностью до 300 т.
Интенсивное техническое перевооружение автотранспортных предприятий и разрезов, разработка и введение в действие ряда новых директивных и нормативных документов, регламентирующих требования к эксплуатации, содержанию и ремонту подвижного состава технологического автотранспорта, обусловили необходимость переработки утвержденных в 1971 г. и ныне действующих Правил технической эксплуатации большегрузных автомобилей-самосвалов на открытых горных работах.
При составлении настоящих Правил были использованы "Устав автомобильного транспорта РСФСР"*, "Правила технической эксплуатации большегрузных автомобилей-самосвалов", "Правила технической эксплуатации при разработке угольных и сланцевых месторождений открытым способом", "Правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта", "Единые правила безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом", "Правила техники безопасности для предприятий автомобильного транспорта"**, "Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта" (части I и II), нормы технологического проектирования, научные разработки институтов и заводов - изготовителей автомобилей, предложения предприятий и организаций Министерства угольной промышленности СССР и других ведомств, а также учтен передовой отечественный и зарубежный опыт эксплуатации технологического автотранспорта на открытых горных работах.
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, здесь и далее по тексту.
** Документ в информационных продуктах не содержится. За информацией о документе Вы можете обратиться в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Корректировку Правил технической эксплуатации большегрузных автомобилей-самосвалов на открытых горных работах (изд. 1971 г.) и разработку настоящих Правил осуществляла группа специалистов НИИОГР, Министерства угольной промышленности СССР и Белорусского автомобильного завода в составе: Б.Г.Алешин, В.Я.Ужанов, А.А.Войнов, Л.Ф.Гроссов, А.Е.Анпилогов, В.Н.Самойлов, С.М.Перепелкин, А.Ф.Пономарев, В.В.Сачава, В.Н.Прокопьев, П.А.Шалыго, А.В.Зотов, А.Н.Казарез.
Работа выполнена под руководством канд. техн. наук Л.Ф.Гроссова.
§ 1. Правила технической эксплуатации технологического автотранспорта на открытых горных работах регламентируют:
основные обязанности работников автотранспортного предприятия, обслуживающего угольные разрезы;
требования к подвижному составу технологического автотранспорта и основные положения о его содержании (обслуживание, ремонт, хранение);
предписания, касающиеся технической стороны использования подвижного состава при выполнении технологических перевозок;
требования к зданиям, сооружениям, оборудованию для обслуживания, ремонта и хранения подвижного состава и общий порядок их содержания;
требования к автомобильным дорогам разрезов;
требования по охране труда, технике безопасности и противопожарной технике при эксплуатации подвижного состава.
§ 2. Настоящие Правила обязательны для всех должностных лиц автотранспортных и горных предприятий (подразделений) Министерства угольной промышленности СССР, осуществляющих эксплуатацию технологического автомобильного транспорта и разработку угольных (сланцевых) месторождений открытым способом, а также для работников научно-исследовательских, проектных и других организаций и учреждений, выполняющих для этих предприятий проекты, оборудование и т.п.
§ 3. Контроль за выполнением настоящих Правил возлагается на управления автомобильного транспорта и соответствующие структурные подразделения (службы) производственных объединений по добыче угля Министерства угольной промышленности СССР.
§ 4. Точное и неуклонное выполнение Правил должно способствовать обеспечению эффективной работы всех звеньев технологического процесса добычи угля открытым способом, четкой и бесперебойной работы автомобильного транспорта и безопасности движения.
§ 5. Издаваемые Министерством угольной промышленности СССР технические условия, положения, инструкции и указания, относящиеся к технической эксплуатации подвижного состава технологического автотранспорта, а также зданий, сооружений и оборудования, предназначенных для обслуживания, ремонта и хранения подвижного состава, должны соответствовать настоящим Правилам.
§ 6. Основной обязанностью работников автотранспортного предприятия (подразделения), обслуживающего разрезы, является выполнение плана перевозок горной массы при безусловном обеспечении безопасности движения, правильном использовании технических средств, максимальной реализации имеющихся внутренних резервов, неуклонном повышении производительности труда и снижении себестоимости перевозок.
§ 7. Каждый работник, связанный с содержанием и эксплуатацией подвижного состава автомобильного транспорта, несет личную ответственность за осуществление мер по обеспечению безопасности движения.
§ 8. Лица, связанные с содержанием и эксплуатацией подвижного состава автомобильного транспорта, обязаны знать:
Устав автомобильного транспорта;
Правила техники безопасности для предприятий автомобильного транспорта;
Единые правила безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом;
настоящие Правила;
Правила и инструкции по охране труда, предупреждению и учету дорожно-транспортных происшествий;
должностные инструкции.
§ 9. Каждый работник автотранспортного предприятия или разреза, заметивший опасность, угрожающую людям, автомобилям или сооружениям (неисправность дороги, автомобилей, экскаваторов, кабельных линий, признаки возможных оползней и обвалов уступов, возникновение пожаров и пр.), обязан немедленно принять меры для предупреждения возможных аварий и несчастных случаев, а при обнаружении на линии аварии автомобиля - принять меры для оказания срочной медицинской помощи пострадавшим и технической помощи автомобилю.
§ 10. Каждый работник автотранспортного предприятия (подразделения) должен добросовестно выполнять возложенные на него обязанности, требования Правил внутреннего распорядка и настоящих Правил.
§ 11. Ответственность за выполнение настоящих Правил возлагается на руководителей автотранспортных предприятий (подразделений) Министерства угольной промышленности СССР, а также горных предприятий, ведущих разработку угольных и сланцевых месторождений открытым способом с использованием технологического автомобильного транспорта.
§ 12. За нарушение настоящих Правил все указанные лица несут ответственность в дисциплинарном, административном или судебном порядке в зависимости от характера нарушений и вызванных ими последствий.
§ 13. Рабочие (в том числе водители), инженерно-технические работники и служащие могут быть допущены к самостоятельной работе только после прохождения инструктажа по технике безопасности.
Администрация предприятия обязана обеспечить своевременное и качественное проведение инструктажа и обучение работающих безопасным приемам и методам работы по утвержденной программе.
Инструктаж и обучение проводятся на основе общих и отраслевых правил и инструкций по технике безопасности и производственной санитарии с учетом конкретных условий работы.
§ 14. Инструктажи бывают следующих видов:
вводный инструктаж при поступлении на работу;
инструктаж на рабочем месте;
повторный инструктаж на рабочем месте;
дополнительный (внеплановый) инструктаж.
§ 15. Вводный инструктаж проводится инженером по технике безопасности или специально выделенным по приказу лицом по утвержденным инструкциям для всех поступающих на предприятие рабочих, инженерно-технических работников, служащих, практикантов и учеников. Как правило, он должен осуществляться в кабинете (уголке) техники безопасности, оборудованном наглядными пособиями.
При проведении вводного инструктажа должны быть разъяснены:
основные положения советского законодательства по технике безопасности и производственной санитарии;
правила внутреннего распорядка на предприятии, правила поведения на территории, в производственных и бытовых помещениях, а также значение предупредительных надписей, плакатов и сигнализации;
особенности условий работы соответствующего участка и меры по предупреждению несчастных случаев;
требования к работающим соблюдения личной гигиены и правил производственной санитарии на предприятии;
нормы выдачи и правила пользования спецодеждой, спецобувью и защитными приспособлениями;
порядок оформления несчастного случая, связанного с производством, меры по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастном случае, требования пожарной безопасности.
Вводный инструктаж оформляется соответствующими документами.
§ 16. Инструктаж на рабочем месте проводится до начала работы со вновь принятыми на предприятие рабочими, практикантами и учениками производственного обучения, временными и прикомандированными работниками в течение одной недели.
Его выполняет руководитель соответствующего производственного участка на рабочем месте по профессиям.
Инструктаж должен сопровождаться показом правильных безопасных приемов работы и операций.
§ 17. В программу инструктажа по безопасным приемам и методам работ на рабочем месте входят:
общее ознакомление с технологическим процессом на данном участке производства;
ознакомление с устройством оборудования, приспособлений, оградительных и защитных устройств, а также применением средств индивидуальной защиты (предохранительных приспособлений);
порядок подготовки к работе (проверка исправности оборудования, пусковых приборов, заземляющих устройств, приспособлений и инструментов);
требования правильной организации и содержания рабочего места;
основные правила безопасности при выполнении работ каждым рабочим индивидуально и совместно с другими рабочими.
§ 18. Если после проведения инструктажа на рабочем месте в результате проверки выяснится, что работник плохо усвоил требования техники безопасности и применяет неправильные приемы труда, руководитель участка обязан повторить объяснения и показ безопасных приемов труда. До усвоения материала работник не может быть допущен к самостоятельной работе. В этом случае его должны прикрепить к квалифицированному работнику для практического обучения на период испытательного срока.
Ученики и практиканты могут работать лишь после вводного инструктажа и инструктажа по технике безопасности на рабочем месте под руководством опытных работников, назначаемых приказом (распоряжением) руководителей предприятия.
§ 19. Инструктаж на рабочем месте оформляется в соответствии с требованиями Правил техники безопасности для предприятий автомобильного транспорта.
§ 20. Повторный инструктаж проводится для рабочих независимо от их квалификации, стажа и опыта работы не реже одного раза в шесть месяцев по программе инструктажа на рабочем месте. Для рабочих, выполняющих работу с повышенной опасностью (аккумуляторщики, медники, маляры, электро- и газосварщики, электрики, кочегары, лица, работающие на оборудовании, находящемся под давлением, соприкасающиеся с этилированным бензином и бензолом, грузчики, стропальщики, такелажники), повторный инструктаж проводится ежеквартально.
§ 21. Дополнительный инструктаж по безопасным приемам и методам работы осуществляется на рабочем месте руководителем производственного участка при нарушении работающим правил и инструкций по технике безопасности, технологической и производственной дисциплины, а также при изменении технологического процесса, вида работ и подвижного состава. Повторный и дополнительный инструктажи оформляются записями в специальном журнале с указанием номеров или шифров инструкций. Журнал должен храниться у руководителя производственного участка.
§ 22. Кроме инструктажей по технике безопасности все вновь поступающие на автотранспортное предприятие (подразделение) должны пройти обучение в объеме и в сроки, установленные программами, и сдать экзамен специальной комиссии, назначаемой руководителем предприятия (подразделения).
Лица, знания которых комиссией признаны неудовлетворительными, должны пройти повторное обучение.
Работники, прошедшие обучение по технике безопасности, подвергаются проверке знаний (экзаменам) один раз в 1-2 года.
§ 23. Рабочие, занятые на работе с повышенной опасностью, а также вновь принятые на предприятие, допускаются к самостоятельной работе только после специального обучения, сдачи экзамена и получения удостоверения на право работы и обслуживание данного оборудования (механизма).