Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 50944-2011 Снегоходы. Технические требования и методы испытаний

     4 Технические требования к конструкции

4.1 Требования к тормозной системе
     


    4.1.1 Эффективность тормозной системы

4.1.1.1 Снегоходы должны иметь рабочую и стояночную тормозные системы.

4.1.1.2 Рабочая тормозная система снегохода при сухих тормозных механизмах должна обеспечивать при торможении до полной остановки с начальной скорости 64 км/ч в соответствии с порядком, описанным в 5.1.3.3, среднее замедление не менее 6 м/с. Если эта величина замедления невозможна, должна иметь место блокировка гусеницы (гусениц). Усилие на рычаге тормоза при обеспечении требуемого замедления 6 м/с или соответствующее блокировке гусеницы (гусениц) не должно превышать 111 Н.

4.1.1.3 Рабочая тормозная система снегохода при влажных тормозных механизмах иных, чем дисковые, должна обеспечивать при торможении до полной остановки с начальной скорости 32 км/ч в соответствии с порядком, описанным в 5.1.3.4, среднее замедление не менее 3 м/с. Если эта величина замедления невозможна, должна иметь место блокировка гусеницы (гусениц).

4.1.1.4 При любых режимах торможения до полной остановки снегоход не должен выходить за пределы полосы, ширина которой превышает ширину снегохода на 1,2 м. При любых режимах торможения не допускается потеря устойчивости и переворачивание снегохода.

4.1.1.5 Стояночная тормозная система должна обеспечивать неподвижность снегохода на уклоне 15° (при подъеме и при спуске) в течение не менее 5 мин.

4.1.2 Требования к конструкции тормозной системы и ее элементов

4.1.2.1 Тормозная система снегохода должна приводиться в действие рычагом (рычагом тормоза), который должен быть расположен на левой рукоятке руля и сконструирован таким образом, чтобы его поворот в направлении к рукоятке руля вызывал замедление и остановку снегохода. Прилегание к рукоятке или ограничитель могут быть использованы вне зависимости от конструкции тормозного привода для ограничения перемещения рычага тормоза между полностью отпущенным и полностью нажатым положениями.

Для типов снегоходов, поставленных на производство после 01.01.2013 г., максимальное расстояние до средней точки рычага тормоза не должно превышать 89,2 мм в соответствии с рисунком 2. Средней точкой рычага считается проекция на его рабочую поверхность (перпендикулярно оси рукоятки руля) середины отрезка, проведенного от оси поворота рычага до наиболее удаленной от нее крайней точки рабочей поверхности рычага (для рычага в полностью отпущенном положении). К длине рабочей поверхности рычага не относится та его часть на конце рычага с эргономическим профилем рабочей поверхности (но не более 25 мм), на которую не воздействует рука водителя при затормаживании снегохода.

С механическим приводом и рычагом простой формы

С гидравлическим приводом и рычагом с эргономическим профилем рабочей поверхности

     
Рисунок 2 - Схема приложения усилия к рычагу тормоза и определения средней точки рычага

4.1.2.2 Конструкция тормозной системы снегохода должна выдерживать без поломок и остаточных деформаций деталей усилие на рычаге управления рабочим тормозом 400 Н, приложенное в точке на расстоянии не более 25,5 мм от крайней точки рабочей поверхности рычага тормоза в направлении перпендикулярно оси рукоятки руля и в плоскости вращения рычага управления, как показано на рисунке 2. Рычаг тормоза при затормаживании снегохода может упираться в рукоятку руля как за счет своего хода, так и за счет своей упругости, только при достижении блокировки гусеницы (гусениц), по крайней мере при сухих тормозных механизмах.

4.1.2.3 Перемещение любой части конструкции снегохода, например органов рулевого управления, не должно приводить в действие рабочую тормозную систему.

4.1.2.4 Тормозная система должна быть сконструирована и изготовлена таким образом, чтобы эффективность ее действия не зависела от воздействия климатических условий (осадков, влажности, перепадов температур) при эксплуатации снегохода.

Тормозная система должна быть сконструирована и изготовлена таким образом, чтобы исключить возможность скопления влаги, которое может привести к полному или частичному отказу тормозной системы.

Тормозная система должна быть сконструирована и изготовлена таким образом, чтобы исключить негативное воздействие на ее узлы и детали нагревающихся частей двигателя и (или) выпускной системы.

4.1.2.5 Тормозные колодки должны отвечать требованиям ГОСТ Р 50507.

4.1.2.6 Трассы тросов привода и трубопроводов тормозных механизмов должны быть проложены так, чтобы избежать перегибов.

4.1.2.7 При отпускании рычага тормоза из любого его положения рычаг и вся система торможения должны возвращаться в исходное положение, существовавшее до начала торможения, за время не более 1 с.

4.2 Требования к уровню шума

4.2.1 Уровень шума снегохода при постоянной скорости 24 км/ч (для детских снегоходов - 13 км/ч) в соответствии с 5.2 не должен превышать:

- 82 дБА - для типов снегоходов, поставленных на производство до 01.01.2013 г.;