Статус документа
Статус документа


СТН 51-4-92
---------------------
ГГК "Газпром"

СТН 06-92
---------------------------------------
Корпорация "Роснефтегаз"

СТН 01-92
---------------------------------
АО "Роснефтегазстрой"

     
СТРОИТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Строительство подводных переходов трубопроводов бестраншейным способом

     

Дата введения 1993-01-01



РАЗРАБОТАНЫ:

Инновационной фирмой "Магма" совместно с Научно-инженерно-производственным центром "Магистраль" - В.И.Минаев, профессор, д-р техн. наук, И.И.Мазур, профессор, д-р техн. наук, С.К.Мосесов, канд. техн. наук, Г.Г.Баландюк, канд. техн. наук, И.Д.Шапошников, канд. техн. наук, И.В.Никитин, канд. техн. наук, Е.А.Подгорбунский, канд. техн. наук, Т.Х.Саттаров, канд. техн. наук.

ВНЕСЕНЫ:

ИФ "Магма" и НИПЦ "Магистраль"

УТВЕРЖДЕНЫ:

Председателем Комитета инвестиционной политики и капитального строительства Минтопэнерго Российской Федерации М.В.Чижевским.

СОГЛАСОВАНЫ:

Председателем правления ГГК "Газпром" Р.И.Вяхиревым.

Вице-президентом корпорации "Роснефтегаз" Н.А.Портновым.

Первым заместителем председателя АО "Роснефтегазстрой" В.Ф.Мухамедовым.

Гл. инженером ПО "Мособлгаз" В.Н.Царьковым.

Гл. инженером Гипроречтранса В.Ф.Самариным.

Гл. инженером МосгазНИИпроекта М.А.Маевским.


РАЗРАБОТАНЫ ВПЕРВЫЕ


     1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие строительно-технологические нормы "Строительство подводных переходов трубопроводов бестраншейным способом" должны выполняться при строительстве и проектировании подводных переходов стальных магистральных и промысловых трубопроводов и ответвлений от них, а также трубопроводов систем газоснабжения и других, осуществляемых бестраншейным способом* при пересечении стальными трубопроводами водных преград (рек, озер, водохранилищ, каналов и болот).

_______________

* В тексте СТН, за исключением отдельных оговоренных случаев, вместо слов "подводных переходов стальных магистральных и промысловых трубопроводов и ответвлении от них, а также трубопроводов систем газоснабжения и других, осуществляемых бестраншейным способом", будет употребляться "бестраншейных подводных переходов трубопроводов" или БППТ.

1.2. СТН разработаны в развитие глав СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы. Нормы проектирования" и СНиП III-12-80* "Магистральные трубопроводы. Правила производства и приемки работ" и регламентируют вопросы применения бестраншейных подводных переходов стальных трубопроводов (БППТ), оказывающих минимальное экологическое влияние на окружающую среду.

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: СНиП III-42-80. - Примечание изготовителя базы данных.

1.3. БППТ можно применять на участках трассы подводных переходов трубопроводов, сложенных из разборных скальных и рыхлых грунтов.

1.4. Не рекомендуется производить БППТ на водных переходах с содержанием в грунте свыше 20% крупнообломочных включений с размерами частиц более 5-10 мм и значительных прослоек гальки.

1.5. При проектировании трубопроводов, предназначенных для транспортирования агрессивных продуктов, широких фракций легких углеводородов и т.п. бестраншейные подводные переходы стальных трубопроводов следует конструктивно выполнять по схеме "труба в трубе", состоящей из наружного стального защитного кожуха, концентрически расположенного относительно рабочего трубопровода.

1.6. В настоящих СТН приведены специфические требования, которые должны учитываться при проектировании и строительстве БППТ.

1.7. Технологически выполненный БППТ имеет ряд специфических особенностей: это наклонно-направленное бурение пионерной скважины под дном водной преграды с началом на одном из берегов и выходом на противоположном берегу в заранее намеченную точку; расширение скважины (при необходимости) и протаскивание в нее предварительно сваренного, заизолированного, испытанного на прочность и проверенного на герметичность рабочего трубопровода (рис.1). Кроме того, технологические особенности имеют место при прокладке рабочего трубопровода в защитном кожухе. При этом в зависимости от требований и условий используют следующие варианты.


Рис.1. Строительство бестраншейного подводного перехода трубопровода:

А. Бурение пионерной скважины. Б. Протаскивание плети рабочего трубопровода в скважину. В. Трасса протяженной скважины с прямолинейными и криволинейными участками. 1 - Проходческая установка. 2 - Долото. 3 - Привод долота (электробур). 4 - Буровая колонна. 5 - Опоры. 6 - Плеть рабочего трубопровода. 7 - Глинистый раствор. 8 - Расширитель



Сначала выполняют работу по основной схеме, но вместо рабочего трубопровода протаскивают кожух. Затем в него протаскивают рабочий трубопровод с закрепленными на нем скользящими опорами.

Производят бурение, используя кожух в качестве буровой колонны, затем после отсоединения от нее вышедшего на поверхность бурового инструмента и освобождения внутренней полости протаскивают рабочий трубопровод также с закрепленными на нем скользящими опорами.

Производят бурение с помощью буровой колонны и медленно вращающейся обсадной колонны. При этом достигается повышенная точность направленной проходки. Далее, в зависимости от требований, обсадную колонну оставляют в качестве кожуха, или ее извлекают с одновременным протаскиванием в скважину рабочего трубопровода с подачей в затрубное пространство глинистого раствора для сохранения изоляции.

Остальные технологические процессы, входящие в состав БППТ, но не отражающие специфику прокладки трубопровода под водной преградой, должны выполняться в соответствии с требованиями СНиП 2.05.06-85, СНиП III-42-80, СНиП 2.04.08-87*, СНиП 3.05.02-88*, СНиП III-4-80**, "Строительство магистральных трубопроводов. Подводные переходы", Единых технических правил ведения работ при строительстве скважин на нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождениях***. М., "Недра", 1983, ОТЩ 466068-01 Электробуры. Техническое описание и инструкция по эксплуатации, "Правила безопасности в нефтегазодобывающей промышленности"***. М., "Недра", 1974.

________________

* На территории Российской Федерации документы не действуют. Действуют СНиП 42-01-02, здесь и далее по тексту.

** На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют ГОСТ Р 12.3.048-2002, СНиП 12-03-2001 и СНиП 12-04-2002.

*** На территории Российской Федерации документы не действуют. Действуют ПБ 08-624-03. - Примечания изготовителя базы данных.

1.8. При производстве работ в охранных зонах действующих магистральных трубопроводов должны соблюдаться требования "Правил безопасности и охраны магистральных трубопроводов" и "Инструкции по производству строительных работ в охранных зонах магистральных трубопроводов" .

1.9. При использовании плавучих средств на строительстве БППТ необходимо руководствоваться "Правилами плавания по внутренним водным путям РСФСР", "Правилами речного регистра", утвержденными Минречфлотом РСФСР.

     2. КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ БЕСТРАНШЕЙНЫХ ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ ТРУБОПРОВОДОВ

2.1. К подводным переходам относят линейную часть трубопроводов со всеми сооружениями, проходящую через водные преграды.

2.2. Подводный переход трубопровода, сооружаемый БППТ, подразделяют на два участка: подрусловой, с прилегающими к обоим берегам водной преграды площадками пойменной части перехода для забуривания и выхода буровой колонны, и прибрежный (пойменный), расположенный на обоих берегах водной преграды пойменной части протяженностью от места забуривания и выхода буровой колонны для многониточного трубопровода до установленной на берегах запорной арматуры, для однониточного трубопровода до границы, ограниченной горизонтом высоких вод (ГВВ) 10%-ной обеспеченности.

2.3. Конструкция прибрежного участка подводного перехода трубопровода такая же, как для линейной части трубопровода, сооружаемого на обводненных участках и на участках перспективного обводнения, и она должна соответствовать требованиям СНиП 2.05.06-85.

2.4. Конструкция подрусловой части БППТ может быть предусмотрена с размещением рабочего трубопровода в защитном кожухе (система "труба в трубе") и без защитного кожуха, т.е. с размещением рабочего трубопровода в горизонтальной (криволинейной) грунтовой скважине.

Конструкция перехода определяется проектом.

2.5. Конструкции подрусловой части БППТ не предусматривают применение пригрузки (балластировки) специальными грузами или утяжеляющими покрытиями по всей длине трубопровода. Подрусловый участок БППТ прокладывают в грунтовой скважине, образованной под дном водной преграды ниже зоны возможных русловых изменений и, имеющей искривленные участки в пределах допустимого радиуса упругого изгиба.

Минимальная величина глубины заложения (от верхней образующей рабочего трубопровода или защитного кожуха, если его прокладка принята проектом, до дна реки), в среднем может быть принята равной 6 м. В виде исключения допускается уменьшение этой величины в локальных точках донных углублений до 3 метров при гарантии неразмыва в этих точках грунта над трубопроводом и его невсплытия.

2.6. Основными параметрами БППТ являются протяженность бестраншейной проходки и глубина заложения участков трубопроводов, прокладываемых под водными препятствиями.

Эти параметры определяются расчетом на стадии проектирования и уточняются по месту сооружения водного перехода при технологическом проектировании.

2.7. Концы защитных кожухов должны иметь сальниковые уплотнения, обеспечивающие герметичность межтрубного пространства.

2.8. Вытяжные свечи в случае сооружения газопровода и нефтеловушки закрытого типа следует устанавливать в соответствии с требованиями СНиП 2.05.06-85.

2.9. Сооружение участков (подруслового и прибрежного) подводного перехода трубопровода может быть выполнено методом кривых вставок холодного гнутия или кривой, определяемой радиусом упругого изгиба.

     3. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ БЕСТРАНШЕЙНЫХ ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ ТРУБОПРОВОДОВ

3.1. Проектирование переходов трубопроводов через подводные преграды должно осуществляться одновременно с разработкой проекта линейной части трубопровода на основе материалов предварительно проведенных изысканий в соответствии с требованиями СНиП 1.02.07-87* "Инженерные изыскания для строительства".

________________

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют СНиП 11-02-96. - Примечание изготовителя базы данных.



3.2. Инженерные изыскания должны включать топографическую съемку, геологические, гидрографические и гидрогеологические характеристики участка подводного перехода.

3.3. Инженерные изыскания должны включать оценку линии предельного размыва русла водной преграды и зону возможных русловых изменений.

3.4. При выборе створа перехода трубопровода на стадии изыскательских работ следует предусмотреть на каждом из берегов водной преграды отвод строительно-монтажной площадки (с минимально необходимыми объемами инженерно-подготовительных работ): на одном - для монтажа проходческого и технологического оборудования; на другом - для монтажа, сварки и испытания рабочего трубопровода и кожуха.

3.5. Геологические изыскания на створе перехода трубопровода должны быть произведены на основании результатов бурения геологических скважин в русле водной преграды и на ее берегах с определением физико-механических характеристик грунтов на глубине, превышающей глубину линии предельного размыва или зоны возможных русловых изменений не менее, чем на 6-8 м. При этом необходимо определять: гранулометрический состав, объемную массу грунта в естественном сложении, плотность твердых частиц грунта, пределы пластичности и текучести, природную пористость, влажность, угол внутреннего трения, сцепление, твердость горных пород.

3.6. При ширине водной преграды менее 30 м следует бурить одну геологическую скважину в русловой части, а при ширине более 30 м расстояние между скважинами в русловой части принимают от 20 до 50 м в зависимости от геологического строения дна.

3.7. Физико-механические характеристики грунта определяют:

для выявления возможности проходки и расширения скважины при прокладке трубопровода в намеченном створе перехода;

для прогноза нежелательных инженерно-геологических изменений и мер борьбы с ними;

для расчета геометрических и силовых параметров проходки.

3.8. На основании материалов инженерных изысканий необходимо разработать проектно-сметную документацию БППТ, которая должна содержать: ситуационный план подводного перехода с указанием ближайших населенных пунктов и транспортной сети; продольный профиль подводного перехода; план строительно-монтажных площадок с размещением бурового оборудования, вспомогательных технологических конструкций, складов материалов хранения (трубы, металл и др.), склада ГСМ с заправочными емкостями, склад материалов закрытого хранения (изоляционная пленка, электроды, обертка и др.), стеллажи для труб, электростанции, насосных агрегатов, подпиточных емкостей, заборного водяного насоса, отвала для временного хранения плодородного слоя грунта; проект организации строительства; сметную документацию.

3.9. На плане подводного перехода должны быть указаны положения ниток трубопровода, пикетный пункт отключающей аппаратуры, реперы и привязка к ним трассы трубопровода, трасса кабеля технологической связи и место положения кабельных шкафов, план строительно-монтажных площадок на обоих берегах водной преграды, на котором указываются заказчиком участки отвода земли для размещения временных сооружений и оборудования.

3.10. На продольном профиле подводного перехода должны быть показаны: проектное положение трубопровода, глубина его заложения, углы входа и выхода из грунта на обоих берегах водной преграды, отметки земли, линии предельного размыва, буровые скважины и геологическое строение, характерные уровни воды, профиль трубопровода-кожуха для укладки кабельной линии технологической связи.

3.11. При выборе места сооружения подводного перехода трубопровода необходимо, чтобы длина бестраншейной проходки трубопровода была наименьшей и пересечение трубопроводом водной преграды должно быть, как правило, под прямым углом, но не менее 60°. При этом желательно, чтобы подрусловая часть перехода трубопровода размещалась в относительно сухих грунтах.

3.12. Сооружение подводных переходов трубопроводов должно быть обеспечено материалами технологического проектирования и осуществляться согласно утвержденному проекту производства работ.

3.13. Проект производства работ по сооружению подводных переходов трубопроводов бестраншейным способом должен состоять из календарного плана работ, стройгенплана, схемы производства основных видов работ и краткой пояснительной записки.

Проекты производства работ на сооружение подводных переходов трубопроводов разрабатываются строительной организацией, выполняющей эти работы.

3.14. Порядок составления, согласования, рассмотрения и утверждения проекта производства работ определяется в соответствии со СНиП 3.01.01-85*.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs