• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий

СТО НОСТРОЙ 2.25.39-2011


СТАНДАРТ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ СТРОИТЕЛЕЙ

Автомобильные дороги

УСТРОЙСТВО АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Часть 4

Устройство асфальтобетонных покрытий из литого асфальтобетона

Roads

Installation of asphalt concrete road pavements

Part 4. Installation of mastic asphalt concrete pavements



ОКС 93.080.10

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "МАДИ-плюс"

2 ПРЕДСТАВЛЕН НА УТВЕРЖДЕНИЕ Комитетом по транспортному строительству Национального объединения строителей, протокол от 21 ноября 2011 г. N 10

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Решением Совета Национального объединения строителей, протокол от 5 декабря 2011 г. N 22

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


ВНЕСЕНО Изменение N 1 от 11.12.2014

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных

ВНЕСЕНА поправка, утвержденная 2 июня 2017 года

Поправка внесена изготовителем базы данных

Введение


Настоящий стандарт разработан в соответствии с Программой стандартизации Национального объединения строителей, утвержденной Решением Совета Национального объединения строителей от 20 апреля 2011 г.

Стандарт направлен на реализацию в Национальном объединении строителей Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и иных законодательных и нормативных актов, действующих в области градостроительной деятельности.

Авторский коллектив: докт. техн. наук А.В.Руденский (ФГУП РосдорНИИ), канд. техн. наук Г.Н.Кирюхин (ОАО СоюздорНИИ), канд. техн. наук М.С.Мелик-Багдасаров (ЗАО Асфальттехмаш), канд. техн. наук Э.В.Котлярский (МАДИ), А.В.Коротков (МАДИ).

Работа выполнена под руководством докт. техн. наук, проф. В.В.Ушакова (МАДИ) и канд. техн. наук Л.А.Хвоинского (СРО НП "МОД СОЮЗДОРСТРОЙ").

1 Область применения


Настоящий стандарт организации распространяется на автомобильные дороги и устанавливает правила производства работ при устройстве асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог из литого асфальтобетона.

Положения раздела 7 являются рекомендуемыми.


(Поправка).

2 Нормативные ссылки


В настоящем документе использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и своды правил:

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные механические. Технические условия

ГОСТ 4333-87 Нефтепродукты. Метод определения температур вспышки и воспламенения в открытом тигле

ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 8269.0-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний

ГОСТ 8735-88 Песок для строительных работ. Методы испытаний

ГОСТ 8736-93 Песок для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 10528-90 Нивелиры. Общие технические условия

ГОСТ 11501-78 Битумы нефтяные. Метод определения глубины проникания иглы

ГОСТ 11506-73 Битумы нефтяные. Метод определения температуры размягчения по кольцу и шару

ГОСТ 11508-74 Битумы нефтяные. Методы определения сцепления битума с мрамором и песком

ГОСТ 12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний

ГОСТ 18180-72 Битумы нефтяные. Метод определения изменения массы после прогрева

ГОСТ 24297-2013 Верификация закупленной продукции. Организация проведения и методы контроля

ГОСТ 30108-94 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов

ГОСТ 30413-96 Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием

ГОСТ 31015-2002 Смеси асфальтобетонные и асфальтобетоны щебеночно-мастичные. Технические условия

ГОСТ Р 50597-93 Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения

ГОСТ Р 52056-2003 Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блок-сополимеров типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия

ГОСТ Р 52128-2003 Эмульсии битумные. Технические условия

ГОСТ Р 52129-2003 Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия

ГОСТ Р 54400-2011 Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Методы испытаний. Проект

ГОСТ Р 54401-2011 Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования. Проект

СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги

СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования

СНиП 12-04-2002 Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство

СТО НОСТРОЙ 2.25.36-2011 Устройство асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог. Часть 1. Общие положения

СТО НОСТРОЙ 2.25.37-2011 Устройство асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог. Часть 2. Устройство асфальтобетонных покрытий из горячего асфальтобетона

Примечание - При пользовании настоящим стандартом проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальных сайтах национального органа Российской Федерации по стандартизации и НОСТРОЙ в сети Интернет или по ежегодно издаваемым информационным указателям, опубликованным по состоянию на 1 января текущего года. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться новым (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.


(Измененная редакция, Изм. N 1).

3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 асфальтобетонное дорожное покрытие из литой асфальтобетонной смеси: Высокоплотное дорожное покрытие, построенное по литьевой технологии.

3.2 литая асфальтобетонная смесь: Вязко-текучая асфальтобетонная смесь, укладываемая в горячем состоянии без уплотнения.

3.3 марка литой асфальтобетонной смеси: Обозначение, отражающее название смеси, наибольший размер зерен минерального материала и назначение для группы дорог по загруженности, например - ЛА 15 А (смесь литая асфальтобетонная с максимальным размером зерен 15 мм для дорог особо загруженных группы А [3, 4]).

3.4 укладка литой асфальтобетонной смеси: Основная технологическая операция по устройству покрытия из литой асфальтобетонной смеси, включающая распределение смеси на заданную ширину и толщину слоя и заглаживание поверхности рабочими органами специализированного асфальтоукладчика

3.5 распределение и втапливание черного щебня: Технологическая операция по приданию покрытию из литого асфальтобетона требуемых фрикционных характеристик способом втапливания в него горячего черного щебня.

3.6 черный щебень: рядовой или фракционный щебень, обработанный органическими вяжущими (битумы, дегти и битумные или дегтевые эмульсии) в установке.

4 Требования к материалам, литым асфальтобетонным смесям и литому асфальтобетону

4.1 Требования к материалам

4.1.1 Щебень применяют из плотных горных пород, удовлетворяющий требованиям ГОСТ 8267 и таблицы 4.1.


Таблица 4.1 - Требования к щебню

Наименование показателя

Норма

Методы испытания

Марка по дробимости, не менее

1000

ГОСТ 8269.0

Марка по истираемости, не менее

И1


Марка по морозостойкости, не ниже

F 50


Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, % по массе, не более

15


Содержание зерен слабых пород, % по массе, не более

5


Содержание пылевидных и глинистых частиц, % по массе, не более

1

Удельная эффективная активность естественных радионуклидов, Бк/кг:

ГОСТ 30108

- для дорожного строительства в пределах населенных пунктов

до 740

- для дорожного строительства вне населенных пунктов

до 1350


4.1.2 Песок используют природный, дробленый и из отсевов дробления плотных горных пород, а также смеси природного и дробленого песка и высевки фракции 3-5 и 5-8 мм.

Песок должен удовлетворять требованиям ГОСТ 8736 и таблицы 4.2.


Таблица 4.2 - Требования к песку

Наименование показателя

Норма

Методы испытания

Марка дробленого песка, не менее

800

ГОСТ 8269.0

Модуль крупности

св. 2,5

ГОСТ 8735

Содержание пылевидных, глинистых и илистых частиц, % по массе, не более:

ГОСТ 8735

- в природном песке

1

- в дробленом песке

0,5

Удельная эффективная активность естественных радионуклидов, Бк/кг:

ГОСТ 30108

- для дорожного строительства в пределах населенных пунктов

До 740

- для дорожного строительства вне населенных пунктов

До 1350


4.1.3 Минеральный порошок применяют активированный и не активированный из карбонатных горных пород.

Допускаемое замещение минерального порошка пылью уноса асфальтобетонных заводов должно быть не более 4%.

Минеральный порошок должен удовлетворять требованиям ГОСТ Р 52129.

4.1.4 Битумное вяжущее для приготовления смеси используют теплоустойчивое, с улучшенными свойствами [3, 4, 5], по технической документации, согласованной в установленном порядке. Содержание битума в смеси определяют при подборе состава. Показатели физико-механических свойств битумного вяжущего указаны в таблице 4.3.


Таблица 4.3 - Физико-механические показатели битумного вяжущего

Наименование показателя

Норма для дорог

Методы испытаний

группы А

группы Б и В


Глубина проникания иглы при температуре 25 °С (100 г, 5 с), 0,1 мм в пределах

35-50

40-60

ГОСТ 11501

Температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже

65

54

ГОСТ 11506

Температура вспышки, °С, не ниже

240

250

ГОСТ 4333

Эластичность, %:

ГОСТ Р 52026*

при 25 °С не менее

90

-

при 0 °С не менее

80

-

Изменение температуры размягчения после прогрева, °С, не более

5

5

ГОСТ 18180

ГОСТ 11506

Сцепление с мрамором или песком

выдерживает по контрольному образцу N 2

выдерживает по контрольному образцу N 2

ГОСТ 11508
метод А

Однородность

однородно

-

ГОСТ Р 52026*

Примечание - Группы дорог указаны в соответствии с ГОСТ Р 50597.

________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 52056. - Примечание изготовителя базы данных.


Содержание битума в смеси определяют при подборе состава.

4.1.5 Черный щебень применяют с показателями свойств, удовлетворяющими требованиям технических условий предприятия-изготовителя, например ТУ 400-24-163-89* [6].
________________
* ТУ, упомянутые здесь и далее по тексту, являются авторской разработкой. За дополнительной информацией обратитесь по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

4.1.6 Черный щебень изготовляют по технологическому регламенту, утвержденному предприятием-изготовителем в установленном порядке.

4.1.7 Основные характеристики черного щебня приведены в таблице 4.4.


Таблица 4.4 - Характеристики черного щебня

Основные классификационные особенности черного щебня

Материал верхнего слоя покрытия

Размер фракции щебня, мм

Марка битума, БНД

Примерное количество битума, % по массе


5(3)-10

60/90

1,2-1,8

Смесь литая асфальтобетонная


4.1.8 Черный щебень выпускают с температурой от 140 °С до 160 °С.

4.2 Требования к литой асфальтобетонной смеси и асфальтобетону

4.2.1 Литая асфальтобетонная смесь, представляет собой рационально подобранную однородную горячую смесь минеральных материалов (дробленых зерен щебня плотных горных пород, песка природного, дробленого, минерального порошка) c битумным вяжущим (теплоустойчивым битумом, полимерно-битумным вяжущим или иным битумным вяжущим).

4.2.2 Литую асфальтобетонную смесь приготовляют по технологическому регламенту, утвержденному предприятием-изготовителем в установленном порядке.

4.2.3 Литая асфальтобетонная смесь для дорожных покрытий, в зависимости от назначения, имеет следующие классификационные особенности, приведенные в таблице 4.5.


Таблица 4.5 - Классификация литых асфальтобетонных смесей

Марка смеси*

Классификационные характеристики смеси

Рекомендуемая толщина слоя, мм

Массовая доля, %

Б/МП**



фракций крупнее 5 мм

асфальтового вяжущего вещества (Б+МП)*



ЛА 20 А

40-45

25-30

0,35-0,45

40-50

ЛА 15 А

45-50

27-32

0,37-0,47

30-45

ЛА 10 А

50-55

30-35

0,40-0,50

20-35

ЛА 20 Б

40-45

25-30

0,30-0,40

40-50

ЛА 15 Б

45-50

27-32

0,32-0,42

30-45

ЛА 10 Б

50-55

30-35

0,35-0,45

20-35

* Б+МП: Асфальтовое вяжущее вещество - сумма массовых долей минеральной части мельче 0,071 мм и битумного вяжущего в смеси.

** Б/МП: Отношение содержания массовых долей битумного вяжущего и минеральных частиц мельче 0,071 мм.

Примечания

1 В смесях для покрытий автомобильных дорог особо загруженных группы А с интенсивностью движения более 3000 авт./сутки применяют битумное вяжущее с пенетрацией 35/50.

2 В смесях для покрытий автомобильных дорог нормально загруженных группы Б с интенсивностью движения менее 3000 авт./сутки применяют битумное вяжущее с пенетрацией 40/60.


4.2.4 Показатели физико-механических свойств образцов смеси и асфальтобетона должны соответствовать значениям, указанным в таблице 4.6.


Таблица 4.6 - Показатели физико-механических свойств образцов смеси и асфальтобетона

Наименование показателя

Нормы для дорог группы

Методы испытаний


А

Б и В

Пористость минеральной части, не более, %

20

22

ГОСТ 12801

Водонасыщение не более, %,

0,5

ГОСТ 12801

Глубина вдавливания штампа при +40 °С, мм

от 1 до 4

от 1 до 6

ГОСТ Р 54400

Максимальное увеличение глубины вдавливания штампа через 30 мин, мм

0,5

0,6

ГОСТ Р 54400

Подвижность смеси при 200 °С, не менее, мм

35

ТУ 5718-002-04000633-2006 [5]


4.2.5 Температура литой смеси при выпуске из смесителя, в зависимости от вида применяемого вяжущего и температуры воздуха, указана в таблице 4.7.


Таблица 4.7 - Температура литой смеси при выпуске из смесителя

Вид вяжущего

Температура смеси, °С,


При температуре воздуха, °С


выше +10

от +10 до +5

ниже +5

Полимерно-битумное

190-215

190-215

200-215

Битум марки БНД 40/60

200-220

210-230

220-230

Теплоустойчивый битум

210-230

220-230

220-240


5 Технология устройства дорожных покрытий из литых асфальтобетонных смесей

5.1 Общие положения

5.1.1 Покрытия из литых асфальтобетонных смесей устраивают в сухую погоду. Весной при температуре окружающего воздуха не ниже плюс 5 °С, осенью - не ниже плюс 10 °С и на сухом основании с положительной температурой, в соответствии со СНиП 3.06.03.

5.1.2 В состав работ по устройству покрытий из горячего асфальтобетона входят следующие технологические операции:

- подготовительные работы;

- приемка и выгрузка доставленной смеси;

- укладка смеси;

- распределение и запрессовка черного щебня.

5.2 Подготовительные работы

5.2.1 Подготовительные работы при устройстве покрытий из литых асфальтобетонных смесей производят в соответствии с пунктами 5.2.1-5.2.4 СТО НОСТРОЙ 2.25.36.

5.2.2 Перед началом работ необходимо выставить ограждения и дорожные знаки в соответствии с проектом организации дорожного движения.

5.2.3 При укладке смеси на асфальтобетонное или цементобетонное, а также на отфрезерованное основание, его необходимо обработать тонким слоем битумной эмульсии по ГОСТ Р 52128 с расходом 0,2-0,4 л/мСТО НОСТРОЙ 2.25.39-2011 Автомобильные дороги. Устройство асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог. Часть 4. Устройство асфальтобетонных покрытий из литого асфальтобетона (с Изменением N 1, с Поправкой). Скопление битумной эмульсии в виде луж и разливов не допускается, а влага после распада эмульсии должна полностью высохнуть.

Использование горячего битума для грунтования поверхности основания не допускается.

Примечания

1 Допускается не обрабатывать поверхность нижележащего слоя битумной эмульсией, если промежуток времени между устройством слоев не превышает 10 суток, а также при отсутствии движения в этот период построечного транспорта.

2 При устройстве верхнего и нижнего слоев покрытия из литой асфальтобетонной смеси поверхность последнего битумной эмульсией не обрабатывают.

5.2.4 Производитель работ, приступая к подготовке фронта работ, должен:

- обеспечить бригаду необходимым инвентарем и инструментом (приложение Б);

- определить и заказать виды и количество основной и вспомогательной техники для выполнения подготовительных работ, распределения смеси и отделки покрытия (приложение В);

- организовать подготовку укладочной техники;

- определить и зафиксировать проектные отметки покрытия с помощью контрольных маяков;

- определить расход литой асфальтобетонной смеси на сменную захватку;

- организовать установку опалубки по обеим сторонам полосы укладки по нивелиру и шаблону, соблюдая заданные проектом высотные отметки, продольный и поперечный уклон проезжей части.

Примечания

1 Опалубка состоит из отдельных деревянных брусков или металлических труб прямоугольного сечения длиной 4 м и высотой, равной толщине укладываемого слоя. В зависимости от температуры воздуха составную опалубку собирают секциями длиной от 20 до 30 м. По мере остывания литой смеси до 70 °С - 75 °С опалубку переставляют [9].

2 При укладке смеси на смежной полосе бруски устанавливаются только с внешней стороны, так как упором с внутренней стороны служит ровная кромка ранее уложенной полосы.

3 Опалубку не устанавливают при использовании финишеров, передвигающихся по рельсам, так как ее роль выполняют рельсы.

5.3 Доставка смеси на объект

5.3.1 Литую смесь перевозят к месту укладки в специализированных транспортных средствах термосах-миксерах (кохерах), оборудованных системой перемешивания, обогрева и контроля температуры смеси.

Характеристики транспортных средств приведены в приложении А.

5.3.2 Продолжительность нахождения смеси в транспортном средстве при постоянном перемешивании и обогреве до укладки должна быть не меньше 20 минут и не больше 5 часов.

5.3.3 Доставка смеси и ее разгрузка должны быть бесперебойными и обеспечивать требуемый темп укладки литой асфальтобетонной смеси.

5.4 Устройство асфальтобетонных покрытий

5.4.1 Литая смесь при укладке должна иметь температуру от 185 °С до 235 °С в зависимости от условий укладки и вида битумного вяжущего.

5.4.2 Распределение смеси целесообразно производить одновременно и непрерывно по всей ширине проезжей части дороги (улицы), используя для этого несколько асфальтоукладчиков, работающих уступом один опережая другой на расстоянии от 25 до 30 м. При этом вперёд выдвигают укладчик, работающий на крайней правой полосе. Смежную полосу при этом укладывают вплотную к уложеной и без перекрытия.

5.4.3 Дефекты, обнаруженные на поверхности покрытия после распределения смеси (особенно в местах примыкания к упорным брусьям), обрабатывают вручную специальными ручными трамбовками. При необходимости используют линейки-разогреватели и другое подобное оборудование.

5.4.4 Отдельные места, не доступные для механической укладки (расширения, узкая полоса вдоль бортового камня и др.), заделывают вручную одновременно с работой асфальтоукладчика.

5.4.5 Длину полосы укладки устанавливают в соответствии с таблицей 5.1, а также с учетом погодных условий и температуры края покрытия смежной полосы.


Таблица 5.1 Длина полосы укладки

Температура воздуха, °С

Длина укладываемой полосы, м


одним асфальтоукладчиком

двумя
асфальтоукладчиками


на участках, защищенных от ветра

на открытых участках

5-10

30-50

20-30

60-70

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

СТО НОСТРОЙ 2.25.39-2011 Автомобильные дороги. Устройство асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог. Часть 4. Устройство асфальтобетонных покрытий из литого асфальтобетона (с Изменением N 1, с Поправкой)

Название документа: СТО НОСТРОЙ 2.25.39-2011 Автомобильные дороги. Устройство асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог. Часть 4. Устройство асфальтобетонных покрытий из литого асфальтобетона (с Изменением N 1, с Поправкой)

Номер документа: 2.25.39-2011

Вид документа: СТО, Стандарт организации

Принявший орган: НОСТРОЙ

Статус: Действующий

Опубликован: официальное издание

М.: Национальное объединение строителей; НП "МОД "Союздорстрой", 2012 год

Дата принятия: 05 декабря 2011

Дата редакции: 02 июня 2017
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах